Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:11, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть основные закономерности воспитания, определить место поощрения и наказания в целостном воспитательном процессе. Объект исследования: процесс воспитания. Предмет исследования: методы поощрения и наказания детей школьного возраста. Цель исследования: изучить особенности воспитания, выявить основные закономерности, раскрыть особенности поощрения и наказания при оказании воспитательного воздействия на личность ребенка. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы, сущность воспитания;
- проанализировать возможности использования поощрения и наказания в воспитании детей школьного возраста;
- раскрыть особенности поощрения и наказания в воспитании детей школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Процесс воспитания и его основные характеристики….……………………………6
2. Поощрение и наказание как методы стимулирования деятельности и поведения ребенка.….16
Заключение…………………………...25
Глоссарий………….27
Список использованных источников…………...30
Приложения………………………….31
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
|
Тема |
Поощрение и наказание в воспитании школьников |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение…………………………………………………………
1. Процесс воспитания и его основные характеристики….……………………………6
2. Поощрение и наказание как методы стимулирования
деятельности и поведения
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………………..
Приложения……………………………………………………
В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.
Не вызывает сомнений, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этом важно учитывать, что в воспитании детей в школе и семье, как и в обществе, мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который лишает людей уверенности, порождает нечестность – речь идёт о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей.
В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Именно помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.
Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений – от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.
Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям – только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые отрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.
В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. А в свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.
Изучая проблему поощрения и наказания, Гордин Л. Ю. указывал на то, что в этимологии понятий “поощрение” и “наказание” есть общее значение – стимулирование. При этом стимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул же – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия. Это помогает видеть единство методов поощрения и наказания в воспитательном процессе.
Худяков В. Н. определяет наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы.
Таким образом, отметим, что единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия. В связи с вышесказанным, проблема применения поощрения и наказания в воспитании детей остается достаточно актуальной
Цель исследования: раскрыть основные закономерности воспитания, определить место поощрения и наказания в целостном воспитательном процессе.
Объект исследования: процесс воспитания
Предмет исследования: методы поощрения и наказания детей школьного возраста
Цель исследования: изучить особенности воспитания, выявить основные закономерности, раскрыть особенности поощрения и наказания при оказании воспитательного воздействия на личность ребенка. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
Задачи исследования:
-рассмотреть теоретические основы, сущность воспитания;
-проанализировать возможности использования поощрения и наказания в воспитании детей школьного возраста;
- раскрыть особенности поощрения и наказания в воспитании детей школьного возраста;
-изучение и анализ научной литературы, отражающей различные аспекты теории воспитания
-систематизация полученных фактов
-обобщение материала, отражающего особенности поощрения и наказания как методов стимулирования деятельности и поведения школьников
Практическая значимость работы: материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы учителями-предметниками, классными руководителями при организации воспитательного воздействия на личность ребенка школьного возраста
1 Процесс воспитания и его основные характеристики
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях []. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания. Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
В научно-педагогической теории процесс воспитания рассматривается с различных позиций: как социальное явление, ценность, социальный институт, пространство, система, процесс, деятельность, взаимодействие и др.
Воспитание как конкретно-
Воспитание как ценность,
с одной стороны, зависит, а с
другой — определяет
Процесс воспитания - конкретно-историческое явление, связанное с социально-экономическими, политическими, культурными, этноконфессио-нальными условиями. Воспитание как социальный институт - исторически сложившаяся форма государственно-общественного взаимодействия по совместному использованию государственными и общественными институтами духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов для планомерного создания условий удовлетворения личностных, общественных и государственных потребностей в воспитании востребованных типов личности. Социально-экономическая политика государства объективно определяет престиж воспитания, что отражается как в деятельности отдельных типов воспитательных организаций, так и в социальном поведении конкретных людей. В то же время деятельность государственных и общественных воспитательных институтов оказывает обратное влияние на государственную политику в сфере воспитания.
Воспитание как пространственно-временное и институциональное ограничение - некое воспитательное пространство, под которым, например, понимается; а) педагогически целесообразно организованная среда (Л.И. Новикова); б) часть среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни (Ю.С. Мануйлов); в) динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий (Д.В. Григорьев) и т.д. Воспитание как относительно осмысленное, целенаправленное взращивание человека, осуществляемое в воспитательных организациях, более или менее последовательно способствует адаптации человека в социуме и создает условия для его обособления в соответствии со спецификой целей содержания и средств семейного, религиозного, социального и коррекционного видов воспитания .
Воспитание как система,
в зависимости от выбора
Воспитание как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия, позволяет воспитывать у человека нравственные качества, человеческие ценности, духовность, систему социальных ролей, направленность на успех, жизнеспособность, всестороннее и гармоничное развитие и т.д. Воспитание как дискретный (прерывный) процесс» относительно осмысленный и целенаправленный, осуществляется в определенном месте, в определенное время и в определенной организации. Кроме того, его дискретность определяется тем, что поскольку отдельные виды воспитания и типы воспитательных организаций не имеют единых целевых установок и отлаженной и непротиворечивой взаимосвязи, постольку взращивание человека не становится непрерывным процессом. Для характеристики воспитания как процесса используются общенаучные категории «состояние», «этап», «период», «стадия» и другие. Следовательно, структура процесса воспитания слагается из периодов, стадий, этапов в динамике изменения этих состояний в конкретный промежуток времени в определенном пространстве, что отражается в качественно-количественных характеристиках и, следовательно, критериях измерения этих изменений.
Информация о работе Поощрение и наказание в воспитании школьников