Поощрение и наказание в воспитании школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть основные закономерности воспитания, определить место поощрения и наказания в целостном воспитательном процессе. Объект исследования: процесс воспитания. Предмет исследования: методы поощрения и наказания детей школьного возраста. Цель исследования: изучить особенности воспитания, выявить основные закономерности, раскрыть особенности поощрения и наказания при оказании воспитательного воздействия на личность ребенка. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы, сущность воспитания;
- проанализировать возможности использования поощрения и наказания в воспитании детей школьного возраста;
- раскрыть особенности поощрения и наказания в воспитании детей школьного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Процесс воспитания и его основные характеристики….……………………………6
2. Поощрение и наказание как методы стимулирования деятельности и поведения ребенка.….16
Заключение…………………………...25
Глоссарий………….27
Список использованных источников…………...30
Приложения………………………….31

Файлы: 1 файл

поощрение и наказание.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. При этом формула "проступок - наказание" должна соблюдаться неукоснительно.

7. При решении вопроса, что наказывать, и каким образом наказывать рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества.

8. Основа для применения  метода наказания конфликтная  ситуация. Но не всякие нарушения  и отклонения от нормы приводят  к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при  всяком нарушении надо прибегать  к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным - от самого легкого до самого сурового.

9. Наказание - сильно действующий  метод. Ошибку педагога в наказании  исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказать  до тех пор, пока нет полной  уверенности в справедливости и полезности наказания.

10. Нельзя допускать превращение  наказания в орудие мести. Нужно  воспитывать убеждение, что воспитанника  наказывают для его пользы. Не  нужно становиться на путь  формальных мер воздействия, ибо  наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

11. Индивидуализация. Личная  направленность наказаний не  означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая  проблема. Педагог должен определить  для себя: если он принимает  личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека совершившего. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они занимают.

12. Наказание требует педагогического  такта, хорошего знания возрастной  психологии, а так же понимания  того, что одними наказаниями  делу не помочь. Поэтому наказания  применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Таким образом, важной специфической особенностью поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия, в частности такие формы косвенного требования, как одобрение и осуждение.

 

Заключение

Итак, поощрение и наказание являются методами стимулирования деятельности и поведения ребенка в общей структуре воспитания.  Основными формами поощрения являются: одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании. Основные формы наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав или же наложение дополнительных обязанностей, исключение из школы или перевод в другой класс.

Обычно в практике обучения воспитания детей виды и формы поощрения и наказания не выступают в "чистом виде", а определенным образом сочетаются в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Так как методы поощрения и наказания требуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих эффективность этих методов, то существует определенная технология применения поощрений и наказаний. Технология поощрения:

-тщательная дозировка и осторожность,

-сравнение ребенка только с самим собой,

-учет мотива действия,

-использование внешних достоинств в целях проявления внутренних,

-использование метода естественных последствий, то есть обязательное поощрение при очевидности положительного поступка с положительной мотивацией и общественной поддержкой.

Технология наказания:

-слабые меры,

-не наказывать большие группы учащихся,

-редкое применение,

-запрет физических наказаний и наказаний, унижающих достоинство личности,

-наказывать на фоне положительной оцени личности,

-не напоминать о наказании ("наказан - значит, прощен"),

-опоздал с наказанием - не наказывай.

Следует сказать, что для принятия правильного решения в ситуациях поощрения и наказания важным условием для учителя является наличие педагогического такта. Быть тактичным - нравственное требование к каждому человеку, особенно к каждому педагогу, который общается с еще несформировавшейся, а только развивающейся личностью. Именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, а также помогает педагогу выбрать правильный в данной ситуации метод стимулирования и воздействия, дабы повернуть сложившуюся ситуацию в необходимом направлении.

 Педагогический такт не допускает крайностей в общении с учащимися. Дозировка влияния особенно проявляется в использовании воспитательных средств: поощрения и наказания. Уважая учащихся, педагог должен уметь показать свое уважение к ним. Проявление уважения формирует у учащихся чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания.

То есть можно сказать, что этическое содержание поощрений и наказаний в воспитании детей лежит не в самих формах воздействия, точнее, не в них главным образом, а в тех отношениях, которые возникают в процессе их применения в конкретных условиях воспитания. Какой-то раз и навсегда данной этики наказания и поощрения нет. Однако отсюда совсем, не следует, что все средства хороши и все дозволено педагогу, если он руководствуется благой целью. Так как что важной специфической особенностью поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия, в связи с тем, что длительный опыт показывает: поощрения и наказания, как и лекарственные средства, в медицине, требуют четкой дозировки и режима приема, неумение или избыточное применение этих методов может привести не только к отрицательным результатам, но и к не исправимой ошибке.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Активность личности

Особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность

2

Возраст

Продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени

3

Возрастная периодизация

Периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации

4

Воспитание

Целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями

5

Воспитание в широком педагогическом смысле

Специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

6

Воспитание в узком педагогическом смысле

Это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества, эстетических взглядов и т. д.).

7

Воспитание как общественное явление

Сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь обществ

8

Личность

Под «личностью» понимают:

1) человеческого индивида  как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или

2) устойчивую систему  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена того или  иного общества или общности.

9

Методы воспитания

Способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

10

Наказание

Это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им

11

Одобрение

Простейшая форма поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, одобрением перед классом, учителями или родителями.

12

Поощрение

Способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива

13

Похвала

Это устное поощрение. Похвала так же является простейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо.

14

Цель воспитания

Ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий


 

Список использованных источников

1. Педагогическая Энциклопедия. В 4 т. / под ред. И. А. Каирова – М. , 1966 – Т. 3

-238 с.

2. Макаренко А. С. Соч. : В 7 т. Т. V. М. , 1958-327 с.

3.Макаренко А.С. дисциплина, режим, наказание и поощрение. // Соч.: В 7 т. - М. 1976. - Т.5.- 300с.

3. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М. : Знание, 1986 - 152 с.

4. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем: Сб. стат. - М., "Молодая гвардия", 1986- 158 с.

5. Леви В. Нестандартный ребенок. – С. Пб: Питер, 1993-240с

6. Российская Педагогическая Энциклопедия (в двух томах), т. 2 М-Я, М. : Научное Издательство “Большая Российская Энциклопедия”, 1999-324 с.

7. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. - М., "Педагогика", 1987

- 300с.

8. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. - М., "Просвещение", 1980- 352 с.

9. Легинький Г.И. Цель и способы воспитания. - М., "Педагогика", 1990- 180с.

10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М., "Просвещение", 1989– 211 с.

11. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., "Педагогика", 2001- 360с.

12. Гордин Л.Ю. Методика педагогического воздействия. - М., "Педагогика", 1967

- 115с.

13. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М., "Педагогика", 1971.-257с.

14. Методика воспитательного процесса. Лекции по педагогике. - М., "Просвещение", 1969– 303 с.

15. .   Коротов В.М. Принципы и методы гуманистического воспитания // Школа и производство. - 1998. - №3. С15-22.

16. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., "Юрист", 199– 512 с.


 

Приложения

А

Памятка родителям.

1.Сравнивайте своего ребёнка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребёнку ощущение роста своих возможностей.

2.Постарайтесь найти  такую сферу деятельности, в которой ваш ребёнок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.

3.Вы и ребёнок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.

4.Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ним наедине.

5.Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.

6.Все школьные вопросы решайте с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.

7.Помогайте ребёнку правильно организовать своё рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.

8.Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В сою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.

                    Наказывать  и ругать ребёнка  нельзя:

- когда ребёнок болен, плохо себя чувствует или ещё  не оправился после болезни;

-  когда ребёнок ест;

-  после сна или перед  сном;

-  во время игры;

-  во время учёбы  или работы;

- сразу после физической  или душевной травмы (падение, травма, драка, плохая отметка, любая неудача);

- когда ребёнок проявляет  неспособность, неловкость, бестолковость, т.е. во всех случаях, когда у  него что-то не получается;

 

-  когда нам непонятны внутренние мотивы поступка ребёнка;

-  когда мы сами не  в себе: устали, огорчены или раздражены.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

 

 

            

 

                     

 

 

 


 

 

 


 



Информация о работе Поощрение и наказание в воспитании школьников