Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретически обосновать проблему культа матери в народной педагогике и раскрыть педагогический потенциал воспитательной деятельности матери.
Задачи:
Проанализировать историко-педагогическое значение культа матери в народной педагогике;
Рассмотреть воспитание культа матери как способ формирования нового идеала семьи;
Выявить средства и методы народной педагогики в формировании культа матери.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Определение культа матери в народной педагогике. Необходимость его формирования в идеале современной семьи 5
1.1. Определение и сущность ключевых понятий 5
1.2. Современные проблемы семьи 6
1.3. Воспитание культа матери как способ формирования нового идеала семьи 10
Глава 2. Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике 12
2.1. Средства народной педагогики в формировании культа матери 12
2.2. Методы формирования в системе воспитания 18
Заключение 24
Литература 26

Файлы: 1 файл

Kurs_Etnoped_Kult_materi.docx

— 56.32 Кб (Скачать файл)

 

Культ матери в народной педагогике

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Определение культа матери в народной педагогике. Необходимость его формирования в идеале современной семьи 5

1.1. Определение и сущность ключевых понятий 5

1.2. Современные проблемы семьи 6

1.3. Воспитание культа матери как способ формирования нового идеала семьи 10

Глава 2. Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике 12

2.1. Средства народной педагогики в формировании культа матери 12

2.2.  Методы формирования в системе воспитания 18

Заключение 24

Литература 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Народная педагогика –  это опыт и его описание, это средства и идеи народного воспитания, это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках. Объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.

Творец народной педагогики – народ без книг и специальных  сочинений все же искал и находил успешные способы подготовки новых поколений жизни. Даже термины “воспитание”, “обучение” вошли в научную литературу из бытовой речи. Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова и др. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

В народной педагогике отчетливо выступает культ матери. Хотя он имеет мифилогизированное начало, но это и педагогический культ,  свободный от суеверного начала. Непререкаемый авторитет матери сохранился,  возможно,  со времен матриархата и поддерживался благодаря ее исключительной роли в рождении и воспитании ребенка. Своеобразие цели, задач, методов, приемов и средств воспитания в народной педагогике, которые могут являтся характерными для конкретного этноса, но в то же время во всех культурах народная педагогика всем своим тысячелетним богатством провозглашает и утверждает культ главных ценностей общества – культ Матери.

Данной проблеме посвящены немногочисленные исследования Очировой Л.Б., Рудовой А.И. и др. По мнению  этих авторов, почтительное отношение к старшим – качество, особо ценимое у многих народов. Культ старших, родителей, предков начинается с любви и почитания матери. Народ вырабатывает у молодежи любовное, бережное отношение к матери, женщине – хранительнице семейного благополучия, человеческой нравственности. Примером  являются поговорки различных народов: «Какова матка, таковы и детки», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет» (русская) “Слово матери со дна морского поднимет камень” (чувашская). “Что не вошло с молоком матери, не войдет с козьим” (бурятская). Гегель полагал, что в раннем детстве важнее всего материнское воспитание,  ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. “Чтоб дать душу,  нужен отец,  чтоб сделать человеком – нужна мать” [16].

Объект исследования является культ матери в народной педагогике.

Предмет исследования: воспитательный потенциал материнской деятельности в народной педагогике.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать проблему культа матери в народной педагогике и раскрыть педагогический потенциал воспитательной деятельности матери.

Задачи:

  1. Проанализировать историко-педагогическое значение культа матери в народной педагогике;
  2. Рассмотреть воспитание культа матери как способ формирования нового идеала семьи;
  3. Выявить средства и методы народной педагогики в формировании культа  матери.

 

 

 

Глава 1. Культ матери в народной педагогике и необходимость его формирования в идеале современной семьи

1.1. Историко-педагогическое значение культа матери

 

Историко-педагогическое значение «культа матери», по нашему мнению, невозможно рассмотреть в отрыве от понятий «семья», «ценности и идеалы семьи». 

Связь поколений  в народной педагогике начинается с  родного порога, с почитания родителей. Самый близкий родной человек  – мать. Первый взор ребенка, первые слова нежности посвящены матери. Любовь, ласку родителей, силу ее воздействия на формирование прекрасной человеческой души в детях ничто на земле не может заменить. Любовь матери к детям, нежность и чистоту их отношений в народном творчестве любого народа сравнивают с лучами солнца, сиянием луны, прозрачностью родниковой воды, ласковостью и теплотой весеннего легкого ветра. И народ стремится выработать у детей гуманное отношение к матери, женщине – хранительнице семейного благополучия, человеческой нравственности. Мать в народном творчестве всегда нежна, сильна и прекрасна. В своей воспитательной деятельности народ убедился, что трудно воспитать нравственного человека, если в нем нет чувства любви и уважения к матери [16].

Педагоги разных времен и народов в своих произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости. Поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. Например, некоторые пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют применять физические наказания в семье и т.д.

Поскольку семья  выступает как базовое, фундаментальное  условие функционирования общества, как важнейший элемент его  самоорганизации, необходимо четко  определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение, тем более, что в научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения, а то и детопроизводство. Такой акцент на демографической стороне этого многослойного и многофункционального социального организма уводит от понимания внутренних противоречий его развития, истоков и механизмов кризиса. Необходимо отметить, что к категории "семья" сегодня нередко относят разнородные социальные явления, которые в сущности своей таковой не являются, а представляют разные формы сожительства.

Анализ культа матери и традиционной русской семьи невольно ставит перед вопросом, что же могло запустить механизм саморазрушения в этот устоявшийся, отлаженный институт. Понимание этого возможно лишь с учетом исторических перемен в стране, социально-политических сдвигов в обществе и тех изменений в общественном сознании, которые они вызвали. Обратимся и мы к этим процессам.

 

 

1.2. Воспитание культа матери  как способ формирования нового  идеала семьи

Массовая культура Запада на сознательном и подсознательном  уровне переводит отечественную  духовную парадигму в примитивный  рационализм. Поскольку накопителем духовности, лоном культуры является семья как первичный социокультурный институт, она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию современного кризиса. Явления кризисного состояния ее становятся все острее и многомернее. Престиж семьи в ряду социально-ценностных ориентаций опустился до критического уровня. В результате 2/3 молодых людей в 25-летнем возрасте (оптимальном для деторождения) не состоят в браке, 1/3 в возрасте до 35 лет не имеют своей семьи, 1/10 несемейными пересекают возраст 60 лет [15;12].

Но даже сам  факт вступления в брак еще не говорит о намерении создать полноценную семью, продолжающую род человеческий. Согласно социологическим опросам, более 18% супружеских пар не желают вообще иметь детей [13;126]. Распад семьи, разводы стали более привычным явлением, чем благополучные семьи. Количество разводов у нас выросло с 50 тыс. после Отечественной войны 1941-1945 гг. до 1 млн. в начале 90-х гг., причем половина разводов приходится на первый год совместной жизни, а 2/3 - на первые 5 лет [6;102]. Настоящим бедствием в стране стали аборты. Известный итальянский юрист Рафаэль Баллестрини писал сто лет тому назад: "Самым верным доказательством полного нравственного падения народа будет то, что аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым" [1;15].

Это страшное предсказание стало у нас фактом повседневной жизни. При молчаливом попустительстве  общества, по официальной статистике, в стране ежегодно убивается 8 млн. детей [19;22]. Аборты превратились в массовый террор против собственных детей. Наркомания, пьянство, отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этих разрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективу сохранения русского народа.

Выход в сложившейся  ситуации, на наш взгляд, может обеспечить восстановление в правах ценностей русской цивилизации. Священное естество семьи может быть возрождено лишь на основе тех духовно-нравственных устоев, которые не подвержены конъюнктуре, вкусам, моде и другим меняющимся факторам. Это отнюдь не значит, что авторы призывают восстанавливать модель патриархальной семьи во всех ее проявлениях. Да это и невозможно. Общество выросло из него, как взрослый человек вырастает из подросткового костюма. Но логика развития в том и состоит, что на разных этапах развития как отдельный человек, так и социальное явление, обретая новые черты, свойства, тем не менее не теряют самых существенных, имманентных качеств, точно также, как костюм взрослого мужчины, отличаясь от подросткового тканями, покроем, стилем и т.п., всегда сохраняет свою определенность как вид верхней мужской одежды. Такую определенность семье и роду на фоне новых укладов жизни, создаваемых эволюцией, придают духовные основы. Уместно вспомнить точную и емкую мысль И.А.Ильина о том, что "...человеческая семья, в отличие от "семьи" у животных, есть целый остров духовной жизни, и если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад" [6;201].

Восстановление  духовных основ жизни сегодня  − это проблема и семьи, и общества в целом; семья не в состоянии преодолеть тот духовный вакуум, который переживает Россия. Несмотря на определенные действия государства по улучшению демографической ситуации, поощрения материнства, помощи молодым семьям, в целом, общество не имеет четко определенной цели, концепции безопасности, национальной идеи, «идеала» семьи и семейных отношений. Стихию дикого рынка, насаждаемого сверху, разрушающего и экономику, и мораль, нельзя принять в качестве национальной идеи. Она должна быть естественным продолжением народного духа, опираться на национальные традиции.

Почти весь XX век  страна перманентно живет в условиях реальных и мифологизированных подвигов. Революции и войны, восстановление экономики после военных разрух, изматывающее соревнование с Западом как способ любой ценой утвердиться в качестве передовой державы в мире - все это при соответствующем идеологическом оформлении не оставляло места идее духовного преображения человека не в политически-идеологическом, а в христианском понимании как идее преображения души и возвышения духа на основе евангельских заповедей.

Присущий народу идеал православия был практически  вытеснен из общественного сознания. Целью жизни стало не преображение естества, а преобразование окружающего  материального мира. Слова из песни: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор..." отразили действительное мироощущение масс. Такая абсолютизация человека хотя и мобилизовала его на свершения, но имела и оборотную сторону. Она полностью "заземляла" его назначение и смысл жизни. Если человек сводит себя, сущность своего бытия полностью к материальности, телесности, то все в жизни становится подчиненным удовлетворению потребностей тела, его желаний, прихотей. Но, как верно заметил видный русский философ XX столетия И.А.Ильин, "похоть плоти" есть нечто неустойчивое и самовольное [6;189].

Она тянет к  погоне за новыми и новыми земными  благами: удовольствиями, почетом, богатством и т.п. Перед неизбежной грядущей кончиной смертного тела рассыпаются моральные скрепы поведения, девальвируются вечные ценности. Это в полной мере относится и к семейным отношениям. Высшие задачи и функции семьи понимаются все более упрощенно, материально, даже физиологично, с позиций собственного удобства.

Таким образом, налицо смена ценностных ориентиров. Вместо традиционных ценностей приходят новые, менее обременительные. Вместо долга, обязательности предпочтение отдается безответственности, совесть уступает место практицизму, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения полов. Практически речь идет о духовном кризисе человека и общества. Бездуховность размывает в такой же мере и семью.

Непродуманные и неподготовленные социальные эксперименты 80-х-90-х годов стимулировали нарастание разрушительных тенденций в семейных отношениях. Крушение прежних социальных и духовных ценностей стало естественным следствием отмены коммунистической идеологии на государственном уровне.

Таким образом, проблемы современной семьи, порожденные  преимущественно духовным оскудением в обществе, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры, и особое место может занимать обращение к культу матери.

Педагоги, чьи  имена известны всему миру, указывали  на огромную роль матери в воспитании в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, − ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы» [16].

Народ в течение веков эмпирическим путём накопил определённые знания и психологических и возрастных особенностей детей. Особое внимание обращалось на воспитание в раннем детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения: «Ребёнку, у которого прорезались зубы, разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи» (русская пословица) [6].

Современные мамы после рождения ребенка стремятся, как можно раньше вырваться «в свет». А ведь народная культура была другого мнения: мать и дитя – единое целое, и искусственно разрывать это единство означало наносить вред обоим. Главное предназначение женщины − вынашивание, рождение и воспитание детей. И не зря говорили, что «отец держит один угол хаты, а мать – три»: она полностью отвечала за домашний очаг, детей, внутрисемейные отношения. «Муж в доме – голова, а жена – душа», − гласит народная мудрость [16].

По мнению социологов, житейский опыт воспитания детей в семье, естественно не обходится без ошибок с педагогической точки зрения. Здесь часто опрометчивые поступки и педагогические ошибки родителей имеют общий корень. Очень интересны в этом отношении приводимые в учебно-методических разработках примеры о характере педагогических ошибок родителей. При опросе родителей (отца и матери) отмечено более 50 видов ошибок, встречающихся в практике семейного воспитания. В частности, мало внимания уделяли воспитанию в первые годы жизни ребенка; не было единых требований и воспитательного воздействия на ребенка в семье; много недоразумений вызывала слепая, неразумная любовь к детям вообще, к единственному ребенку в частности.

Родители признавались, что  создали из ребенка кумира в семье, избаловали лаской, вниманием, старались меньше загружать трудом, нередко больше заботились о материальном обеспечении детей, меньше думали о воспитании детей. Подчас чрезмерная строгость чередовалась с нетребовательностью, наконец, не имели должного контакта с учителями, часто защищали детей, разделяли их недовольство требованиями учителя и школы. Около 60% родителей признаются, что в практике семейного воспитания допускали именно такие ошибки. К этим ошибкам следует добавить еще и то обстоятельство, что во многих семьях нет распределения обязанностей по воспитанию детей. В одном исследование на вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» − группа родителей ответила: на матери – 50%, на отце –7%, на матери и отце в равной степени – 42%, на других членах семьи −1%.

Информация о работе Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике