Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретически обосновать проблему культа матери в народной педагогике и раскрыть педагогический потенциал воспитательной деятельности матери.
Задачи:
Проанализировать историко-педагогическое значение культа матери в народной педагогике;
Рассмотреть воспитание культа матери как способ формирования нового идеала семьи;
Выявить средства и методы народной педагогики в формировании культа матери.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Определение культа матери в народной педагогике. Необходимость его формирования в идеале современной семьи 5
1.1. Определение и сущность ключевых понятий 5
1.2. Современные проблемы семьи 6
1.3. Воспитание культа матери как способ формирования нового идеала семьи 10
Глава 2. Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике 12
2.1. Средства народной педагогики в формировании культа матери 12
2.2. Методы формирования в системе воспитания 18
Заключение 24
Литература 26

Файлы: 1 файл

Kurs_Etnoped_Kult_materi.docx

— 56.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Средства и методы, содержание и формы народной педагогики в  системе воспитания культа матери

Возрастной  
период

Средства и методы

Содержание и формы из народной педагогики

Ребенок грудной до 1 года

Приучение, эмоциональное и вербальное общение, игра

Колыбельные песни, прибаутки, игры,  сказки

Младенец,

1-2 года

Одобрение, поощрение, эмоциональное и вербальное общение, игра, навыки самообслуживания

Игры, колыбельные песни, прибаутки,  сказки

Младший дошкольник, 3-4 года

Одобрение, личный пример, поощрение, эмоциональное и вербальное общение, игра, навыки самообслуживания

Игры, колыбельные песни, прибаутки,  народные сказки

Старший дошкольник, 5-7

Разъяснение, одобрение, личный пример, поощрение, наказание, эмоциональное и вербальное общение, игра, навыки самообслуживания

Игры: народные, сюжетные, ролевые

Народные сказки, мультфильмы, художественные фильмы о матери

Пословицы, поговорки, афоризмы

Младший школьник, 7-11 лет

Дидактические и воспитательные методы

Методы народной педагогики: намёк, укор, осуждение, наказание.

Разъяснение, одобрение, личный пример, поощрение

Игра 

Учебный материал: на уроке, вне урока 

Тематические внеклассные мероприятия: 8 Марта,  утренники,

Игры: народные, сюжетные, ролевые, дидактические

Народные сказки, мультфильмы, художественные фильмы о матери

Пословицы, поговорки, афоризмы из народной мудрости

 

 

 

 

Учащиеся среднего и старшего звена обучения, 12-17 лет

Дидактические и воспитательные методы

Методы народной педагогики: намёк, укор, осуждение, наказание.

Разъяснение, одобрение, личный пример, поощрение, народные игры

Самовоспитание

Учебный материал: на уроке, вне урока 

Тематические внеклассные мероприятия

Игры: народные, сюжетные, ролевые, дидактические

Устное народное творчество о матери и народные традиции

Пословицы, поговорки, афоризмы из народной мудрости

Взрослые 

Методы народной педагогики: намёк, укор, осуждение, наказание.

Разъяснение, одобрение, личный пример, поощрение

Самовоспитание

Устное народное творчество о матери и народная культура

Народные традиции и народная культура

Этническая  самоидентификация 

Пословицы, поговорки, афоризмы из народной мудрости

Формирование у молодых  людей критического отношения к  проявлениям массовой культуры низкого качества, которая негативно влияет на морально-духовные основы народа, разрушает национальный менталитет. Не запрещать, а разумно формировать критическое отношение к негативным явлениям.

Введение обязательного всеобуча по проблемам семьи и семейного воспитания для всех молодых людей, которые готовятся к созданию семьи.

Введение широких телевизионных и радиопрограмм, которые были бы направлены на повышение психолого-педагогической культуры всех, кто занимается вопросами семейного воспитания детей.

Популяризация литературы под рубрикой "Семья".


 

Широкое ознакомление с раннего возраста с приобретением  этно-педагогики своего народа. Это  непревзойденное духовное богатство  народа, в котором аккумулированы знания о построении семьи, воспитания детей с учетом национальных особенностей. В системе школьного воспитания, особенно в работе с учащимися старшего школьного возраста, следует внушать мысль, что главное их призвание − создать семьи, быть хорошей матерью или хорошим отцом, воспитать хороших, умных, морально богатых детей.

Обеспечения в  каждой школе деятельности педагогических университетов для родителей. Каждый отец и мать в течение периода обучения их ребенка должны пройти курс овладения пси-холого-педагогическими знаниями с учетом поступательного развития воспитанников. Работа таких университетов должна осуществляться не на уровне самодеятельности, для этого нужно достаточное экономическое обеспечение для оплаты труда педагогов, психологов, врачей, социологов, которые организуют и проводят занятия.

Существенное  повышение экономического положения  семьи, позволяющего родителям высвободить свое время для работы с детьми, всемерное поддержание статуса матери [17;17-31].

Овладение профессией, профессиональная деятельность − лишь средство для успешности функционирования здоровой семьи. Одновременно нужно изучать ряд дисциплин, которые закладывали основы воспитания будущих Матери и Отца, которые давали бы возможность каждому молодому человеку познавать себя, особенности общения с окружающим миром. Это физиология, валеология, психология, этика, социология.

Итак, в воспитании культа матери, вышеприведенные средства и методы рассматривают воспитание как «бесценное богатство» человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в самом раннем детстве, осуществляемое матерью.

 

Заключение

 

Под народной педагогикой  традиционной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал и средства его формирования.

В нашей работе рассмотрена роль народной педагогики в формировании культа матери, как необходимого компонента идеала современной семьи и новых семейных отношений, оформленных на обращении к вековой истории российской культуры.

 Этот процесс представляет такую же объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в целом. А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная педагогика и этнопедагогика.

Следовательно, этнопедагогика — наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части в меняющихся условиях современности.

В народной педагогике семья наряду с общиной обязательно считалась основным воспитателем ребенка. Она несла ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Общественные и религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде культов, заповедей, народной мудрости.

Определяющим  в развитии ребенка в первую очередь  считается его непосредственное общение с родителями, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие матери и дитя позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.

Также в работе конкретизированы средства и методы, содержание и формы народной педагогики в системе воспитания культа матери с учетом возрастных особенностей.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. —  М: Педагогика, 1987. – 213с.
  2. Бестужев-Лада И.В. Женщина нового века //Наука и религия. 1996. – № 3. – 185с.
  3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., Издательский центр «Академия»  2010. – 220с.
  4. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/ – М.: Школа-Пресс, 2009. – 138с.
  5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 2005. – 228с.
  6. Дашаева А.Д. Воспитание учащихся методами народной педагогики // Фестивал педагогический идей «Открытый урок»// http://festival. 1september.ru/articles/582997/  - 205с.
  7. Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. – Саранск: Мордовское книжное изд-во. 1995. – 211с.
  8. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998. – 241с.
  9. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Просвещение 1990. – 145с.
  10. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. – 158с.
  11. Маркс К., Энгельс Ф.  Соч. 2-е изд  – М.:  Политиздат, 1980 – Т.23. – 307с.
  12. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988. – 150с.
  13. Народная мудрость: Энциклопедия. — М., 1995. – 230с.
  14. Нездемковская Г. В. Этнопедагогика / Г. В. Нездемковская. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2011. – 225 с.
  15. Основы и проблемы русской семьи / Отв.ред.  В.В. Овчинников– М., 2009. – 177с.
  16. Очирова Л.Б. Народные традиции в воспитании детей// III Всероссийская конференция «Педагогическая мысль третьего тысячелетия», 2011// http: //www.in-i.ru/node/399 – 55с.
  17. Платонов О.А. Русская цивилизация. – М.: Роман-газета, 2005. – 36с.
  18. Рудова А.И. Идеи народной педагогики в формировании личности / ВЕСТНИК ОГУ, 2000. – 164с.
  19. Поддержки семьи – главный критерий социальной ориентированности государственной политики //Социально-политический журнал, 2006. № 4. – 39с.

 

 


Информация о работе Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике