Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретически обосновать проблему культа матери в народной педагогике и раскрыть педагогический потенциал воспитательной деятельности матери.
Задачи:
Проанализировать историко-педагогическое значение культа матери в народной педагогике;
Рассмотреть воспитание культа матери как способ формирования нового идеала семьи;
Выявить средства и методы народной педагогики в формировании культа матери.
Введение 3
Глава 1. Определение культа матери в народной педагогике. Необходимость его формирования в идеале современной семьи 5
1.1. Определение и сущность ключевых понятий 5
1.2. Современные проблемы семьи 6
1.3. Воспитание культа матери как способ формирования нового идеала семьи 10
Глава 2. Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике 12
2.1. Средства народной педагогики в формировании культа матери 12
2.2. Методы формирования в системе воспитания 18
Заключение 24
Литература 26
Таблица 1
Средства и методы, содержание и формы народной педагогики в системе воспитания культа матери
Возрастной |
Средства и методы |
Содержание и формы из народной педагогики |
Ребенок грудной до 1 года |
Приучение, эмоциональное и вербальное общение, игра |
Колыбельные песни, прибаутки, игры, сказки |
Младенец, 1-2 года |
Одобрение, поощрение, эмоциональное и вербальное общение, игра, навыки самообслуживания |
Игры, колыбельные песни, прибаутки, сказки |
Младший дошкольник, 3-4 года |
Одобрение, личный пример, поощрение, эмоциональное и вербальное общение, игра, навыки самообслуживания |
Игры, колыбельные песни, прибаутки, народные сказки |
Старший дошкольник, 5-7 |
Разъяснение, одобрение, личный пример, поощрение, наказание, эмоциональное и вербальное общение, игра, навыки самообслуживания |
Игры: народные, сюжетные, ролевые Народные сказки, мультфильмы, художественные фильмы о матери Пословицы, поговорки, афоризмы |
Младший школьник, 7-11 лет |
Дидактические и воспитательные методы Методы народной педагогики: намёк, укор, осуждение, наказание. Разъяснение, одобрение, личный пример, поощрение Игра |
Учебный материал: на уроке, вне урока Тематические внеклассные мероп Игры: народные, сюжетные, ролевые, дидактические Народные сказки, мультфильмы, художественные фильмы о матери Пословицы, поговорки, афоризмы из народной мудрости
|
Учащиеся среднего и старшего звена обучения, 12-17 лет |
Дидактические и воспитательные методы Методы народной педагогики: намёк, укор, осуждение, наказание. Разъяснение, одобрение, личный пример, поощрение, народные игры Самовоспитание |
Учебный материал: на уроке, вне урока Тематические внеклассные мероп Игры: народные, сюжетные, ролевые, дидактические Устное народное творчество о матери и народные традиции Пословицы, поговорки, афоризмы из народной мудрости |
Взрослые |
Методы народной педагогики: намёк, укор, осуждение, наказание. Разъяснение, одобрение, личный пример, поощрение Самовоспитание |
Устное народное творчество о матери и народная культура Народные традиции и народная культура Этническая самоидентификация Пословицы, поговорки, афоризмы из народной мудрости Формирование у молодых людей критического отношения к проявлениям массовой культуры низкого качества, которая негативно влияет на морально-духовные основы народа, разрушает национальный менталитет. Не запрещать, а разумно формировать критическое отношение к негативным явлениям. Введение обязательного всеобуч Введение широких телевизионных и радиопрограмм, которые были бы направлены на повышение психолого-педагогической культуры всех, кто занимается вопросами семейного воспитания детей. Популяризация литературы под рубрикой "Семья". |
Широкое ознакомление с раннего возраста с приобретением этно-педагогики своего народа. Это непревзойденное духовное богатство народа, в котором аккумулированы знания о построении семьи, воспитания детей с учетом национальных особенностей. В системе школьного воспитания, особенно в работе с учащимися старшего школьного возраста, следует внушать мысль, что главное их призвание − создать семьи, быть хорошей матерью или хорошим отцом, воспитать хороших, умных, морально богатых детей.
Обеспечения в каждой школе деятельности педагогических университетов для родителей. Каждый отец и мать в течение периода обучения их ребенка должны пройти курс овладения пси-холого-педагогическими знаниями с учетом поступательного развития воспитанников. Работа таких университетов должна осуществляться не на уровне самодеятельности, для этого нужно достаточное экономическое обеспечение для оплаты труда педагогов, психологов, врачей, социологов, которые организуют и проводят занятия.
Существенное повышение экономического положения семьи, позволяющего родителям высвободить свое время для работы с детьми, всемерное поддержание статуса матери [17;17-31].
Овладение профессией, профессиональная деятельность − лишь средство для успешности функционирования здоровой семьи. Одновременно нужно изучать ряд дисциплин, которые закладывали основы воспитания будущих Матери и Отца, которые давали бы возможность каждому молодому человеку познавать себя, особенности общения с окружающим миром. Это физиология, валеология, психология, этика, социология.
Итак, в воспитании культа матери, вышеприведенные средства и методы рассматривают воспитание как «бесценное богатство» человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в самом раннем детстве, осуществляемое матерью.
Заключение
Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал и средства его формирования.
В нашей работе рассмотрена роль народной педагогики в формировании культа матери, как необходимого компонента идеала современной семьи и новых семейных отношений, оформленных на обращении к вековой истории российской культуры.
Этот процесс представляет такую же объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в целом. А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная педагогика и этнопедагогика.
Следовательно, этнопедагогика — наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части в меняющихся условиях современности.
В народной педагогике семья наряду с общиной обязательно считалась основным воспитателем ребенка. Она несла ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Общественные и религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде культов, заповедей, народной мудрости.
Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с родителями, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие матери и дитя позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.
Также в работе конкретизированы средства и методы, содержание и формы народной педагогики в системе воспитания культа матери с учетом возрастных особенностей.
Информация о работе Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике