Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретически обосновать проблему культа матери в народной педагогике и раскрыть педагогический потенциал воспитательной деятельности матери.
Задачи:
Проанализировать историко-педагогическое значение культа матери в народной педагогике;
Рассмотреть воспитание культа матери как способ формирования нового идеала семьи;
Выявить средства и методы народной педагогики в формировании культа матери.
Введение 3
Глава 1. Определение культа матери в народной педагогике. Необходимость его формирования в идеале современной семьи 5
1.1. Определение и сущность ключевых понятий 5
1.2. Современные проблемы семьи 6
1.3. Воспитание культа матери как способ формирования нового идеала семьи 10
Глава 2. Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике 12
2.1. Средства народной педагогики в формировании культа матери 12
2.2. Методы формирования в системе воспитания 18
Заключение 24
Литература 26
Следовательно, в половине из числа опрошенных семей основную нагрузку по воспитанию детей несут матери, что накладыает особую роль ее воспитательному потенциалу.
Глава 2. Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике
2.1. Средства и методы народной педагогики в формировании культа матери
В процессе становления и развития любого общества народная педагогика нашла весьма эффективные формы воспитания детей. В каждом народе всегда отмечалась общая ответственность родителей, отца и матери, в воспитании детей и не менее значимо в народной педагогике отношение человека к матери [16].
Предметом теории и методики воспитания являются закономерности и принципы воспитания, его цели, содержание, методы, формы, средства и результаты.
Средства (дидакт.) – это идеальные или чаще всего материальные предметы: учебники, схемы, иллюстрации, записи и т.д. Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике – устное народное творчество, которое несет воспитательный потенциал, проявляемое через утвердившийся в обществе культ семьи, культ мужчины, культ матери, культ ребёнка. В народном опыте сложились, а затем перешли в научную педагогику такие методы воспитания детей, как беседа, объяснение, убеждение и др. [16].
Таким образом, народная педагогика в современных условиях – это фактор, восполняющий пробел между спросом народа на педагогику и предложением накопленного опыта народа, этноса.
История развития человечества и каждого народа подтверждает истину о том, что воспитание является вечной и наиболее устойчивой социальной категорией, без которого немыслимо сохранение народом исторической памяти. Подтверждением этой идеи является "золотое правило" этнопедагогики, сформулированное Г.Н. Волковым: без исторической памяти −
нет традиций, без традиций − нет культуры, без культуры − нет воспитания, без воспитания − нет духовности, без духовности − нет личности, без личности − нет народа как исторической личности [14;84].
Особенностью традиционного народного воспитания является его авторитарный характер. Исторически культ старшего в народной педагогике сложился в глубокой древности в условиях патриархального уклада жизни. Созданный в народе культ матери обязывал детей быть послушными, воспринимать ее слова беспрекословно.
Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.
На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей. Народ высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления [6].
Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности [14;104-108].
Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил. Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека о роли матери. Педагогический гений народа продуманно, сознательно создал не только однострочные, но и двух строчные, в ряде случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами. Большинство миниатюр народ слагал однострочными. В двух строчных афоризмах вторая половина обычно путём сопоставления усиливает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. Например: «Ворона называет своих птенцов беленькими, еж называет своих детей нежненькими. Здесь народ излагает уже более подробно свои мысли, где-то осуждает, где-то советует, а где-то предостерегает. Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы. В этих пословицах народ путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение верно оценить роль матери.
Всё это свидетельствует о том, что народ свои педагогические рекомендации сложил и выразил, руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль очень хорошо выразил П. Лафарг: «Обиходные выражения и пословицы показывают, быть может, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые связывают язык с явлениями окружающей жизни» [14;216].
Таким образом, в самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин, но и на то, чтобы они стали не писаными законами жизни, оказывали прямое воздействие на воспитание и формирование личности.
В целях усиления воспитательного воздействия педагогических миниатюр народ также проявил заботу также о том, чтобы художественно оформить своё творение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого интонационного − смыслового звучания афоризмов.
Анализ народных афоризмов показывает, что в них находит своё выражение не смысловой параллелизм, а противопоставление, когда мысль, выраженная в одной части пословицы, усиливается путём противопоставления в другой её части. Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.
Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредоточивают внимание человека на главной, смысловой стороне изречения, побуждают его задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем самым достигается более эффективное эмоциональное воздействие афоризмов на сознание и поведение молодого человека. Таким путём народная мудрость эффективно выполняет свою воспитательную функцию.
В целях эмоционального воздействия
на молодое поколение народ
Таким образом, используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая определённый педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.
Метафора как форма иносказательной образности, основанной на сходстве двух явлений, также встречается в структуре народной мудрости: «Яблоко от яблони далеко не падает», «Муж и жена – птицы из одного гнезда».
Педагогический анализ показывает, что в целях усиления эмоционального воспитательного воздействия афоризмов на человека народ стремился поэтическую речь сделать мелодичной, музыкальной, используя для этого ритмические звуковые формы, повторы, тавтологии, олицетворения и.т.д.
Все это вместе взятое, позволяет
говорить о пословицах и поговорках
как народных педагогических миниатюрах,
в которых в известной степени
нашло свое выражение народное представление
о дидактических принципах
Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благославление, особенно благославление матери. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих», − скажет народ человеку, создающему молодую семью.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушки своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит». (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Особую яркость перживаний играют художественные и мультипликационные фильмы по мотивам народных сказок. Так, фильмы, по мотивым русских народных сказок («Золотые рога», «Марья-искусница») посвящены культу матери. В этих поучительных сказках показывается, как важно слушать своих родителей, особенно мать.
История о непослушных детях, которые в момент беды, не задумываясь, бросились на поиски и спасение мамы, легла в основу мультфильма «В яранге горит огонь». Это красивая рисованная короткометражка, советского производства, которая вышла на экраны в 1956 году. Этот великолепный мультфильм снят по мотивам мудрых народных сказок Севера.
Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно-воспитательных систем. Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат.
Настойчивое и целенаправленное формирование культа матери как начала и основы всех добродетелей (с этой целью следует использовать все средства воздействия на сограждан − литературу искусство, радио, телевидение, кино, театр и др.).
Рассмотрим теперь методы воспитания народной педагогики. Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей.
В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д. Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе [14,с.150-153].
Назидание – наиболее распространенный приём в семейной педагогике. В памятниках старой педагогики встречается кодекс назиданий мтери – детям, старшего − младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодёжи, отца – сыну.
Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом «если». Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют: «Если посеял просо, не жди пшеницы» (русская пословица) [16].
Распространённым методом народной педагогики является приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», − говорит народ. Приучение типично для раннего детства, и в основном осуществляется матерью. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения: сказать «спасибо» за услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками и т.д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия [16].
Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.
Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей – это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Мать обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность.
Учитывая воспитательную силу и эффективность намёка, народ создал свои поучительные сказки. Как верно замечает Г.Н. Волков, «педагогическая ценность намёка в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне». Можно смело сказать, что в намёке выразился педагогический такт народа, его интуиция [6].
Личный пример (особенно матери) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: «Если у тебя взрослый сын − веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей».
Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.
Таким образом, необходимость формирования идеала семьи и новых семейных отношений очевидна в условиях кризиса современной семьи, а основные средства развития института семьи через формирование культа матери можно найти в истоках народной педагогики.
Информация о работе Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике