Право на образование и проблемы его реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни, причем его значение по мере развития общества все возрастает.
Образование - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Глава 1.Гарантии реализации права на образование
1.1. Понятие и сущность государственных гарантий права на образование.....................................................................................................4
1.2. Осовные принципы обеспечения государственных гарантий права на образование..................................................................................5
1.3 Виды государственных гарантий конституционного права на образованиев РФ..........................................................................................6
Глава 2. Проблемы реализации права на образование в России 2.1.Проблемы в российском образовании: общий анализ ситуации.........................................................................................................7
2.2 Проблема корруупции в российском образовании..................................................................................................8
2.3 Проблема доступности образования для лиц с ограниченными возможностями.............................................................................................9
2.4 Проблема общедоступности и бесплатности образования в России..........................................................................................................10
Заключение..................................................................................................14
Список литературы....................................................................................15

Файлы: 1 файл

право на образование.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

 

домодедовский филиал

негосударственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«российский новый  университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Тема: «Право на образование  и проблемы его реализации»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса

заочной формы обучения

педагогики и психологии факультета

группы ПЗ-10

  • Ипаева Надежда Александровна

 

 

 

Руководитель:

Ведерникова Марина Ивановна

 

 

_______________________

 

 

 

 

 

2013г.

Содержание

Введение.........................................................................................................3

Глава 1.Гарантии реализации права на образование

1.1. Понятие и сущность государственных гарантий права на образование.....................................................................................................4

1.2. Осовные принципы обеспечения государственных гарантий права на образование..................................................................................5

1.3 Виды государственных гарантий конституционного права на образованиев РФ..........................................................................................6

Глава 2. Проблемы реализации права на образование в России 2.1.Проблемы в российском образовании: общий анализ ситуации.........................................................................................................7

2.2 Проблема корруупции в российском образовании..................................................................................................8

2.3 Проблема доступности образования для лиц с ограниченными возможностями.............................................................................................9  

2.4  Проблема общедоступности и бесплатности образования в России..........................................................................................................10

Заключение..................................................................................................14

Список литературы....................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни, причем его значение по мере развития общества все возрастает.  
Образование - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить. 
Закрепляя право на образование, Конституция РФ (ст. 43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным. 
Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе.  
Как и в большинстве других развитых стран, основное общее образование является в России обязательным. Однако его обеспечение, в отличие от прошлых лет, ложится не на государство, а на родителей или лиц, их заменяющих. Основное общее образование может быть получено вне образовательного учреждения (домашнее, или семейное, образование), но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии. 
В последние годы в стране децентрализовано управление государственными учебными заведениями, ослаблен административный контроль и укрепляется самоуправление. Появилось много частных учебных заведений. Однако государство сохраняет важную функцию: оно устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, т. е. обязательные требования к учебным планам и программам, качеству подготовки обучающихся. Соблюдение этих требований, носящих только минимальный характер, является важной гарантией права на образование, которое имеет смысл только тогда, когда оно является качественным. 
Основные принципы организации системы образования определены Законом об образовании от 13 января 1996 г . Закон регламентирует права и обязанности обучающихся и преподавателей, закрепляет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" включает среднее (полное) образование в государственный минимальный социальный стандарт основных показателей жизни детей. Регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования,- а следовательно, и закрепление прав граждан в этой области осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" .Основы государственной политики в области образования формулированы в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы . 

 

 

 

Глава 1.Гарантии реализации права на образование

 

1.1. Понятие и сущность государственных гарантий права на образование.

Как известно, повышение доступности и эффективности образования является одним из важнейших стратегических ресурсов социально-экономического и общественно-политического развития России в ХХI веке.

В связи с продолжающейся в России реформой системы образования, а также с учетом постепенной интеграции нашей страны в единое европейское образовательное пространство, особую актуальность приобретают проблемы реализации конституционных гарантий права граждан на получение образования.

В широком смысле под  термином "гарантии" понимается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную реализацию прав и свобод российских граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от различных нарушений.

По мнению Л.Д. Воеводина, под гарантиями необходимо понимать «условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого».

В литературе достаточно единодушно под юридическими гарантиями понимаются те правовые средства и  способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализация их прав и свобод.

Как отмечают исследователи, юридические гарантии конституционных прав и свобод граждан России выражаются, прежде всего, в нормах федерального законодательства, которые раскрывают и конкретизируют определённые права. Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан.

Что касается права человека и гражданина на образование, то оно обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Установление федеральным законодательством минимальных гарантий прав человека и гражданина в области образования следует рассматривать в качестве необходимых условий для обеспечения права на образование.

Говоря о гарантиях  реализации права на образование, можно выделить две самостоятельные группы гарантий: гарантии реализации права на образование и гарантии качества образования. К первой группе относятся гарантии, направленные на создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами – гарантии-условия реализации права. Это, прежде всего, наличие конституционно и законодательно закрепленных норм, регулирующих правоотношения в образовательной сфере и создание нормативно-правовой базы реализации этих норм. Ко второй группе относятся гарантии, выступающие в качестве способов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод личности – это гарантии-средства охраны права.

Что касается норм федерального законодательства, закрепляющих гарантии реализации права на образование, то необходимо отметить следующее. Конституция РФ, в статье 43, наряду с провозглашением права каждого человека на образование, закрепляет также гарантии этого права. Конституционные нормы получили развитие в нормах Закона РФ «Об образовании». Для граждан Российской Федерации особое значение имеет ст. 5 Закона РФ «Об образовании», в которой определяются государственные гарантии их прав в области образования. Важнейшей из них является обеспечение государством права граждан на образование «путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования» (п.2 ст. 5). При этом гарантируется равенство прав всех граждан Российской Федерации на получение образования, то есть «возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости» (п.1 ст. 5).

 

1.2 Осовные принципы обеспечения государственных гарантий права на образование.


 

В силу конституционных  гарантий равенства прав граждан  РФ (п. 2 ст. 6, п. 2.ст.19 Конституции РФ) и государственных гарантий прав граждан РФ в области образования (ст. 5 Закона РФ «Об образовании») образовательно-правовой статус всех российских граждан должен основываться на единых принципах, выводимых на основании Конституции РФ, международных правовых актов, российского образовательного законодательства и соответствующих основным принципам государственной политики РФ в области образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»). Эти основные принципы предполагают:

1) равенство всех граждан в получении образования;

2) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

3) обязательность получения всеми детьми и подростками основного общего образования;

4) свободу выбора языка обучения;

5) свободу и плюрализм в образовании, свободу выбора образовательных учреждений и форм получения образования;

6) бесплатность основных видов образования;

7) материальную поддержку обучающихся и воспитанников со стороны государства.

Помимо перечисленных  основных принципов, опосредованное влияние на образовательно-правовой статус граждан оказывают принципы, определяющие характер и структуру российской системы образования в целом:

1) единство федерального культурного и образовательного пространства;

2) защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) демократический государственно-общественный характер управления образованием;

4) широкая автономия образовательных учреждений, наличие академических свобод;

5) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

6) научный характер образования, его постоянное развитие и совершенствование;

7) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

8) совместное обучение лиц мужского и женского пола.

Определение таких принципов  имеет важное общетеоретическое  и практическое значение. В то же время, как подчеркивает Л. Д. Воеводин, следует учитывать, что, с одной стороны, принципы представляют собой «императивные нормы, в соответствии с которыми должны быть приведены все остальные нормы», но, с другой стороны, они являются своего рода «идеальной установкой, которая не всегда претворяется в жизнь».

При условии наполнения данных принципов конкретным правовым содержанием они являются надежной основой, позволяющей обеспечить соответствующий правовой статус российских граждан и как субъектов образовательного права, и как субъектов образовательных правоотношений.

Таким образом, можно констатировать, что основополагающие федеральные нормативно-правовые акты России устанавливают базовые государственные гарантии права на образование, которые направлены на создание условий и средств, обеспечивающих реализацию и всестороннюю охрану указанного права.

 

1.3 Виды государственных гарантий конституционного права на образование в РФ.


Что касается законодательства субъектов РФ, то оно, наряду с подтверждением норм, содержащихся в федеральном законодательстве, может устанавливать дополнительные гарантии права на образование в конкретном субъекте, например с учётом местных национальных, социально-экономических, географических, демографических и других конкретно-исторических особенностей региона.

По нашему мнению, в силу особенностей государственного устройства России, многонационального состава её населения одной из важнейших гарантий права на образование в условиях нашей страны является возможность обучения на родном языке. В связи с чем, необходимо более подробно остановиться на данном вопросе.

Как известно, Конституция РФ относит право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества к числу основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. При том, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ч. 1 ст. 68), Конституция РФ гарантирует всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68).

С учетом особенностей конституционно-правового статуса республик в составе России Конституция РФ признает за ними право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68). Языковая политика, в том числе обеспечение права российских граждан на получение образования на родном языке, а также свободы выбора языка обучения, является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с Конституцией РФ (п.п. «б», «е» ч. 1 ст. 72) и Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Кроме того, указанным законом устанавливается принцип государственных гарантий равноправия языков: Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

Аналогичные положения  содержатся в Законе Российской Федерации «Об образовании», который, кроме того, закрепляет, что субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией вправе принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования (п.3 ст.3).

Право на получение основного  общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения зафиксировано также в Федеральном законе «О национально-культурной автономии». При этом установлено, что органы государственной власти РФ и субъектов РФ обеспечивают проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков.

Необходимо отметить, что в целом в системе образования изучается 76 родных языков народов России. Около 20% российских образовательных учреждений обучает на родном (нерусском) языке моноэтничный контингент учащихся.В структуре российской образовательной системы эти школы, традиционно называемые «национальными», выступают как особый и самостоятельный тип учебных заведений.

Информация о работе Право на образование и проблемы его реализации