Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:25, контрольная работа
Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни, причем его значение по мере развития общества все возрастает.
Образование - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1.Гарантии реализации права на образование
1.1. Понятие и сущность государственных гарантий права на образование.....................................................................................................4
1.2. Осовные принципы обеспечения государственных гарантий права на образование..................................................................................5
1.3 Виды государственных гарантий конституционного права на образованиев РФ..........................................................................................6
Глава 2. Проблемы реализации права на образование в России 2.1.Проблемы в российском образовании: общий анализ ситуации.........................................................................................................7
2.2 Проблема корруупции в российском образовании..................................................................................................8
2.3 Проблема доступности образования для лиц с ограниченными возможностями.............................................................................................9
2.4 Проблема общедоступности и бесплатности образования в России..........................................................................................................10
Заключение..................................................................................................14
Список литературы....................................................................................15
В связи с этим необходимо дополнительно установить законодательные и финансовые гарантии функционирования дошкольных учреждений, которые бы позволили гражданам реализовать свое конституционное право на бесплатность и общедоступность дошкольного образования.
Такое же положение существует и при приеме в младшие и старшие классы общеобразовательных учреждений. В соответствии с «Рекомендациями по организации приема в первый класс» все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. При отказе администрации принять ребенка (по причине отсутствия свободных мест в образовательном учреждении) муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.
То есть, правила приема в общеобразовательные учреждения (организации) предусматривают общедоступность и бесплатность общего образования, что соответствует ч. 2. ст. 43 Конституции РФ и п. 4 ст. 5 Закона РФ «Об образовании». Сложившаяся практика приема в общеобразовательные учреждения на условиях конкурсного отбора, равно как и введение платы, например, под видом «спонсорского взноса», - есть прямое нарушение норм российского законодательства.
Нельзя также не отметить
неуклонно обостряющееся в
К сказанному следует добавить, что, вопреки закрепленному в российском законодательстве принципу обязательности основного общего образования, едва ли не впервые в истории нашей страны растет количество детей, не посещающих школу и соответственно остающихся полностью или частично неграмотными. Согласно существующим экспертным оценкам, уже сегодня в России насчитывается никак не меньше двух миллионов неграмотных детей. В самом лучшем случае многим из них уготована незаслуженно тяжелая судьба.
Значительные проблемы в части законодательного обеспечения и практики реализации права на образование существуют также в сфере среднего и высшего профессионального образования. Так, Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43). Однако Закон РФ «Об образовании» не только не подтверждает эту конституционную гарантию, но прямо устанавливает доступность и бесплатность среднего профессионального образования только на конкурсной основе, наряду с высшим профессиональным и послевузовским образованием (п. 3 ст. 5). В этом содержится не только противоречие, но и явное нарушение конституционных норм, на что уже неоднократно обращали внимание исследователи. Однако, как констатирует И.Д.Ягофарова, «учреждения среднего профессионального образования предпочитают руководствоваться Законом, и никто против этого не возражает, не отстаивает свое конституционное право на общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования».
Что касается высшего образования, то на фоне роста масштабов приема в вузы, и прежде всего на платной основе, происходит увеличение расходов населения на этапе подготовки к поступлению в вузы (оплата подготовительных курсов, занятий с репетиторами). Это отражает усиление разрыва между требованиями к уровню знаний, достаточному для успешного и даже отличного окончания школы, и требованиями к уровню знаний абитуриентов, предъявляемых высшими учебными заведениями. Отдельные исследования свидетельствуют о значительных масштабах неформальных платежей непосредственно на этапе поступления в вуз.
Необходимо, однако, отметить, что с одной стороны, количественные показатели развития профессионального образования в России свидетельствуют о повышении его доступности. Данные государственной статистики о численности выпускников 11 класса и приеме в вузы в последние годы сближаются, а по отдельным регионам страны количество мест в учебных заведениях профессионального образования часто даже превышает число выпускников школ. Стремительное развитие платного образования сделало профессиональное образование более доступным для лиц из семей со средними и высокими доходами. С другой стороны, развитие платных форм получения образования и рост расходов населения на подготовку для поступления в вуз на бесплатные места заставляет предполагать, что экономические барьеры на пути к получению высшего образования выросли, и, несмотря на увеличение общих показателей приема в вузы, снизилась их доступность для ряда социально уязвимых групп, прежде всего детей из семей с низкими доходами, что так же ограничивает полноценную реализацию гражданами конституционного права на образование.
Ещё одной важной проблемой, затрагивающей реализацию права на высшее образование, является присоединение нашей страны к так называемому Болонскому процессу. С одной стороны, интеграция России в европейское образовательное пространство несет в себе очевидные преимущества. Новая система призвана предоставить студентам большую самостоятельность в выборе вектора своего образования, дополнительные возможности варьировать свое расписание и трудозатраты. Признание отечественных дипломов о высшем образовании в европейских странах значительно облегчит молодым специалистам поиск работы за рубежом, повысит их конкурентоспособность на международном рынке труда.
В то же время необходимо отметить, что подобная реформа требует кардинального пересмотра основ образовательной политики и учебного процесса в Российской Федерации. В частности, адаптация к европейским образовательным стандартам, предусматривает отказ от большинства базовых фундаментальных курсов и замену их системой спецкурсов. Такая новация может войти в противоречие с традициями российской высшей школы как еще дореволюционного, так и советского периодов. В этом случае российская высшая школа в какой-то мере утратит свою привычную глубину и универсальность подготовки.
Еще одна потенциальная проблема сопряжена с введением двухступенчатой системы обучения. Шестилетнее образование (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры) еще не имеет соответствующего правового обеспечения в трудовом законодательстве. Так, «бакалавр» в настоящее время котируется на рынке труда ниже «дипломированного специалиста», получившего высшее образование по прежней пятилетней программе обучения. По сути дела, при приеме на работу, «бакалавр» не воспринимается как человек с законченным высшим образованием. Напротив, «магистр», прошедший шестилетний курс обучения, воспринимается в качестве человека с законченным высшим образованием, но котируется не выше «дипломированного специалиста». Фактически, таким образом, «магистры» и «дипломированные специалисты» при приеме на работу котируются одинаково, что, с точки зрения многих участников образовательного процесса, делает бессмысленным не только лишний год обучения, но и в целом введение всей двухступенчатой системы без соответствующих изменений в трудовом законодательстве.
Таким образом, крайне важно, чтобы при включении российского образования в общеевропейскую систему высшего образования не были утрачены наши лучшие традиции (прежде всего, фундаментальности и универсальности обучения) и была бы найдена адекватная и приемлемая формула участия России в Болонском процессе.
Подводя краткий итог, необходимо отметить, что, несмотря на значительное число достоинств присущих отечественной системе образования, к сожалению, на сегодняшний день реализация конституционного права на образование в России сопряжена с множеством серьёзных проблем, требующих безотлагательного решения. К числу таких проблем можно отнести, во-первых, хроническое недофинансирование системы образования, во-вторых, коррупцию, в-третьих, проблемы доступности образования для лиц с ограниченными физическими возможностями, а так же комплекс проблем в области реализации права на образование, связанных с расслоением российского общества по имущественному, религиозному и национальному признакам. Кроме того одной из важнейших является проблема, связанная с содержанием образования в свете его реформирования и присоединения России к Болонскому процессу.
На основании сказанного, автор данной работы считает, что сегодня необходимо разработать новые правовые средства и методы, такую государственную программу в области реализации гражданами своего конституционного права на образование, которые бы обеспечили эффективное участие государства в образовательной сфере и надлежащее выполнение им своей конституционной обязанности как гаранта прав граждан на образование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждому гарантируется общедоступность
и бесплатность начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования
и начального профессионального образования,
а также на конкурсной основе бесплатность
среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского
профессионального образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях
в пределах государственных образовательных
стандартов, если образование данного
уровня гражданин получает впервые.
Реализация этого права дает возможность
получить общеобразовательную и профессиональную
подготовку, необходимую для осуществления
трудовой деятельности, для содержательной
духовной жизни.
Наряду с государственными развивается
и система частных платных образовательных
учреждений различного рода. Они являются
дополнением государственной системы
и призваны способствовать использованию
различных моделей обучения, учету потребностей
обучающихся в получении желательного
им комплекса знаний.
Поддерживая различные формы образования
и самообразования, государство устанавливает
федеральные государственные образовательные
стандарты.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать
вывод о том, что в процессе становления
и развития правового государства, как
представляется, праву на образование
необходимо уделять первостепенное внимание,
ибо возможность реализации предоставления
гарантий в этой области является залогом
развития государственности. Российское
государство, исходя из исключительной
значимости образования для развития
интеллектуального, культурного и экономического
потенциала страны, провозгласило область
образования приоритетной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ. Официальный текст.
-//М., Юрист, 2006.
2. Закон РФ «Об образовании» от 13 января
1996 г. в ред. от 27.12.2009 // Консультант Плюс
3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» от 22 августа
1996 г. N 125-ФЗ (ред. от 21.12.2009, с изм. от 27.12.2009)
// Консультант Плюс
4. Федеральный закон "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации"
(с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа,
21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.) // Консультант
Плюс
5. Федеральный закон "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22
августа 1996 г. N 125-ФЗ (ред. от 21.12.2009, с изм.
от 27.12.2009) // Консультант Плюс
6. Закон РФ «О занятости населения в Российской
Федерации» от 19. 04. 1991 г. в редакции от
22.08.04 № 122-ФЗ.
7. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005
N 803 (ред. от 05.05.2007) "О Федеральной целевой
программе развития образования на 2006
- 2010 годы" //Консультант Плюс
8. Постановление от 28 декабря 2006 г. «О внесении
изменений и дополнений в Постановление
Пленума Верховного суда от 17 марта 2004
г. № 2 «О применении судами Российской Федерации
Трудового кодекса Российской Федерации»
// Консультант Плюс
9. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение
права на образование в Российской Федерации.
- Москва: 2004. - 241 с.
10. Всеобщая декларация прав человека
(Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей
ООН) // Консультант Плюс
11. Комментарий к Трудовому кодексу Российской
Федерации /Отв.ред. Ю.П. Орловский - М.:
ИНФРА-М, 2006.
12. Лушникова М., Лушников А. Право на профессиональное
образование и обучение: проблемы реализации
в современных условиях // elibrary.ru
13. Проблемы реализации права на образование
в России в рамках процесса формирования
правового государства / Е. Р. Брюхина //
Вестник ТИСБИ. - 2006. - № 3.
14. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции
РФ постатейный 5-е изд. М., Издательство
Юрайт, 2010.
15. Шевченко С. В. Право на образование
в российской федерации: проблемы реализации
// law.edu.ru
Информация о работе Право на образование и проблемы его реализации