Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:25, контрольная работа
Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни, причем его значение по мере развития общества все возрастает.
Образование - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1.Гарантии реализации права на образование
1.1. Понятие и сущность государственных гарантий права на образование.....................................................................................................4
1.2. Осовные принципы обеспечения государственных гарантий права на образование..................................................................................5
1.3 Виды государственных гарантий конституционного права на образованиев РФ..........................................................................................6
Глава 2. Проблемы реализации права на образование в России 2.1.Проблемы в российском образовании: общий анализ ситуации.........................................................................................................7
2.2 Проблема корруупции в российском образовании..................................................................................................8
2.3 Проблема доступности образования для лиц с ограниченными возможностями.............................................................................................9
2.4 Проблема общедоступности и бесплатности образования в России..........................................................................................................10
Заключение..................................................................................................14
Список литературы....................................................................................15
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» изучение русского языка во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, регламентируется государственными образовательными стандартами. При этом устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
На основании сказанного, можно констатировать, что федеральное законодательство в сфере прав граждан на свободный выбор языка обучения в целом соответствует взятым Российской Федерацией международным обязательствам и создает надлежащую правовую основу для реализации конституционного права на образование.
Таким образом, подводя краткий итог необходимо отметить, что право человека и гражданина на образование обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Главным требованием, предъявляемым к таким гарантиям, является их действенность и эффективность: они должны обеспечить человеку и гражданину реальное пользование предоставленными Конституцией и законом благами.
Юридические гарантии права на образование служат тем надежным мостиком, который обеспечивает необходимый в основах правового статуса личности переход от общего к частному, от прокламируемой в законе возможности к действительности.
Можно также отметить, что важнейшей гарантией права на образование является его доступность. Доступность образования определяется двумя факторами: политикой государства в этой сфере и уровнем материального благосостояния его граждан.
Ввиду того, что в соответствии с Конституцией РФ наряду с Федерацией правом законодательного регулирования отношений в сфере образования наделены и субъекты Российской Федерации, их подходы могут оказывать значительное влияние на возможности реализации права на образование., в связи с чем проблемы с реализацией права на образование в субъектах РФ могут возникать даже при наличии государственных гарантий в федеральном законодательстве.
Глава 2. Проблемы реализации права на образование в России
2.1. Проблемы в российском образовании: общий анализ ситуации. |
Как известно, современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.
В этой ситуации главным условием инновационного устойчивого развития является способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан.
Всё это обуславливает первостепенную значимость образования в современной России.
Однако, к сожалению, что до настоящего времени все еще имеются многочисленные факты, когда конституционное право на образование гражданами не может быть реализовано в полной мере. Это свидетельствует о том, что в системе прав и обязанностей участников образовательной деятельности имеют место несоответствия, что в свою очередь является доказательством того, что законодательство в данной сфере не в полной мере обеспечивает реализацию гражданами права на образование. Поэтому оно требует дальнейшего совершенствования. Для того чтобы работа по законодательному обеспечению права на образования носила целенаправленный характер, необходимо выявить те звенья в системе образования, в которых нарушения носят наиболее существенный характер.
Одной из важнейших проблем российского образования, создающей препятствия полноценной реализации гражданами конституционного права на образование является его хроническое недофинансирование. И это несмотря на то, что в последнее время удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями роста расходов на данную сферу. Так, Н. В. Васильева считает, что государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества. В результате уже сейчас остро проявляются проблемы дефицита педагогических кадров, особенно в сельской местности, не всегда высокой квалификации преподавателей. В сложившейся ситуации преподаватели имеют совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам. По всей видимости, при сохранении прежних параметров, отток преподавательских кадров продолжится, а процесс их обновления замедлится еще больше. Следствием этого будет дальнейшее снижение качества получаемого образования.
В настоящий момент средний
возраст работников системы образования
составляет 40,1 года, хотя российские педагогические
вузы ежегодно готовят достаточное количество
выпускников-педагогов. Молодые специалисты
крайне неохотно идут работать в учебные
учреждения из-за очень низкого уровня
заработной платы. В вузах ситуация еще
более сложная. Как отмечает Н. В. Васильева,
структура профессорско-
В связи с этим в ближайшее время необходимо не только воссоздать, но и повысить престиж профессии педагога, позитивно изменить мотивацию преподавателей и учителей, в первую очередь, к педагогическому труду, а также к плодотворному участию в модернизации отечественной системы образования в целом.
Не смотря на предпринимаемые государством в последнее время усилия, сложной остаётся ситуация с износом основных фондов учебных учреждений, который превышает 37 процентов, коэффициент их обновления (в сопоставимых ценах) составляет лишь 1,2 процента в год.
Очевидно, что до сих пор государство не определилось в вопросе о степени своего участия в развитии системы образования. С одной стороны, государство стремится расширить свои контрольные функции в образовательной сфере, с другой - не готово к наращиванию затрат в образовательной среде в необходимых объемах, что ведет к снижению участия государства в обеспечении образовательных прав граждан. Назревает реальная проблема вытеснения бесплатного обучения, гарантированного Конституцией России и законодательством об образовании. Эта тенденция вступает во все более заметное противоречие как с Конституцией Российской Федерации, так и с фундаментальными интересами российского общества.
2.2 Проблема корруупции в российском образовании. |
Ещё одной важной проблемой, создающей определённые трудности в реализации права на образование в РФ, является коррупция. Поборы и злоупотребления утвердились на всех уровнях российской образовательной иерархии, являясь уродливой изнанкой базового недофинансирования системы образования. Нередко они носят латентный характер. Родителей школьников и студентов настойчиво призывают к оказанию посильной материальной помощи учебному заведению. Широко практикуются также и переэкзаменовки на коммерческой основе. Подобного рода практика не только подрывает доверие к отечественному образовательному сообществу, но и выступает непреодолимым препятствием для соглашения с ведущими европейскими странами о взаимной конвертации дипломов государственного образца. В настоящее время за рубежом котируются дипломы лишь около десяти российских высших учебных заведений.
По нашему мнению, для того чтобы переломить ситуацию в данной сфере, требуются последовательные жесткие и бескомпромиссные меры административного и дисциплинарного характера. Установленные коррупционеры и взяточники должны подвергаться уголовному преследованию. Особое внимание следует при этом уделить элитным школам и университетам, где коррупция принимает зачастую особенно широкий размах, а взятки исчисляются тысячами и десятками тысяч долларов. Ясно, однако, что проблему коррупции в системе образования не решить одними только мерами устрашения или даже энергичной кампанией нетерпимости к этому социальному злу. Вся система образования должна быть перестроена таким образом, чтобы по возможности исключить или хотя бы минимизировать условия для существования "теневого" рынка образовательных услуг. В связи с этим искоренение коррупции в системе образования можно рассматривать как одну из задач ее модернизации. Только так можно реально защитить конституционное право граждан России на образование.
2.3 Проблема доступности образования для лиц с ограниченными возможностями. |
Другой важнейшей проблемой, связанной с возможностью реализации человеком и гражданином права на образование, является проблема доступности образования для лиц с ограниченными возможностями.
Пункт 10 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» предусматривает обязанность органов управления образованием создавать специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей и подростков с отклонениями в развитии. Именно эти учреждения, в отличие от общеобразовательных, предназначены для осуществления специального образования. Закон об образовании, кроме того, указывает на возможность установления специальных образовательных стандартов для обучающихся с отклонениями в развитии (п. 2 ст. 7).
В развитие указанной нормы принят ряд подзаконных актов. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении определяет виды таких учреждений в зависимости от характера отклонений в развитии ребенка (слепой, слабовидящий, глухой, слабослышащий, с задержкой психического развития, умственно отсталый и т. д.). Таким образом, российский законодатель признает существование такого явления, как «специальное образование». Однако ввести его в разряд нормативных дефиниций до сих пор не удалось.
В соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов» (ст. 18) детям-инвалидам дошкольного возраста должны быть предоставлены необходимые реабилитационные меры и созданы условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. В то же время, дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы. Как следствие такой коллизии, при отсутствии достаточного финансового обеспечения правительственный акт служит основанием для отказа в приеме ребенка в дошкольное образовательное учреждение общего типа по месту жительства.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день нормативно не закреплена обязанность органов управления образованием по обеспечению методической помощи учреждениям в организации педагогического процесса при совместном обучении детей с разными образовательными потребностями, составлении индивидуальных планов для тех учащихся, которые имеют трудности в обучении. Между тем такие гарантии являются необходимыми и важными и не могут быть обеспечены лишь педагогическими средствами без правового вмешательства. По мнению О. Н. Ильиной, основные проблемы совместного обучения детей связаны с материальными препятствиями - трудность транспортной доступности школы, отсутствие пандусов, подъемников, неприспособленные лестницы, а также связано с отсутствием методической основы для перестройки собственной работы и своей психологической неготовностью. В результате отсутствия необходимых гарантий складывается парадоксальная ситуация. Получение образования в специальных условиях коррекционного учреждения становится не правом, а единственной возможностью для ряда детей, которых общество, назвав неполноценными, вытесняет из сферы нормальных социальных отношений в учреждения для детей с отклонениями. Как отметил Уполномоченный по правам человека в РФ, «обучение инвалидов преимущественно проводится в специализированных образовательных учреждениях в условиях общения только с другими инвалидами, что впоследствии затрудняет их интеграцию в общество».
Между тем многие из таких детей могли бы с успехом учиться в общеобразовательных учреждениях (например, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепые, слабовидящие, глухие и другие, не имеющие отклонений в умственном развитии), если бы имели по закону право на специальное образование. Указанное право давало бы возможность обучаться в условиях образовательного учреждения любого типа, а не только специального (коррекционного). А это, в свою очередь, позволило бы детям с ограниченными возможностями получить профессиональное образование наряду с «нормальными» сверстниками и стать равными членами общества, частью большинства.
Закрепление в законе права на специальное образование призвано устранить неравенство в доступе к образованию различных лиц в зависимости от состояния их здоровья. В этом смысле оно обеспечивает государственную политику недискриминации.
2.4 Проблема общедоступности и бесплатности образования в России. |
Одним из важнейших принципов государственной политики в сфере образования, гарантирующим реализацию права на образование является принцип общедоступности и бесплатности образования в России.
Необходимо отметить, что указанный принцип нарушается, к сожалению, уже на уровне дошкольного образования. Несмотря на значительный массив нормативных правовых актов по дошкольному образованию, в Российской Федерации до настоящего времени наблюдается массовое нарушение конституционного права граждан на получение дошкольного образования. При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг. В Российской Федерации повсеместно имеются очереди для определения детей в дошкольные образовательные учреждения.
К сказанному можно так же добавить, что существует расхождение по вопросам приема в образовательные учреждения различного уровня между нормами Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании». В законодательстве об образовании закреплены только общие требования к приему граждан в образовательные учреждения, определение порядка приема отнесено к компетенции учредителя образовательного учреждения (ст.16 Закона РФ «Об образовании»). Так, например, согласно ч.2 ст. 43 Конституции Российской Федерации дошкольное образование является общедоступным и бесплатным. Законодательно также не установлено каких-либо особых условий приема детей в дошкольные образовательные учреждения. Хотя в п.1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании», возлагающем на учредителя обязанность устанавливать порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня, дошкольное образование не указано. То есть, формально дошкольное образование является общедоступным. Однако на практике реализация права на поступление в дошкольное образовательное учреждение ограничивается рядом факторов. В частности, возможность его реализации зависит от наличия на данной территории соответствующих учреждений и достаточного количества мест в них. Кроме того, дошкольное образование не является полностью бесплатным.
Информация о работе Право на образование и проблемы его реализации