Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 23:46, доклад
Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.
В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.
Предмет и задачи дефектологии
Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.
В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.
Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.
В основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы:
1) принцип целенаправленности педагогического процесса;
2) принцип целостности и системности педагогического процесса;
3) принцип гуманистической
направленности
4) принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;
5) принцип опоры на положительное в человеке;
6) принцип сознательности
и активности личности в
7) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:
1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
2) принцип единства диагностики и коррекции;
3) принцип учета индивидуальных
и возрастных особенностей
4) деятельностный принцип коррекции;
5) принцип комплексного
использования методов и
6) принцип интеграции усилий
ближайшего социального
(Подробнее об этих принципах можно узнать из книги: Основы коррекционной педагогики / Под. ред. В.А. Сластенина. М., 1999.)
Также дефектология как наука призвана разрабатывать различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.
ТЕМА: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
ЦЕЛЬ: Дать понятие о предмете: «Дефектология». Цели, задачи, принципы и методы дефектологии. Связь дефектологии с другими науками. Значение дефектологии. Актуальные вопросы современной дефектологии. Понятийно-категориальный аппарат дефектологии.
1.Дефектология как отрасль педагогической науки.
2.Основные задачи
3. Принципы и методы дефектологии.
4.Понятийно-категориальный аппарат дефектологии.
1. Дефектология как отрасль педагогической науки
Дефектология (от лат.дефектус — недостаток и греч. логос — слово, учение) относится к педагогическим наукам и изучает психо-физиологические особенности развития аномальных детей, за-кономерности их воспитания и обучения.
Предметом исследования дефектологии как отрасли научно-го познания являются дети с физическими и психическими недос-татками и проблемы их обучения и воспитания.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения де-тей с недостатками слуха; тифлопедагогика — вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика — вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия -вопросы изучения и исправления недостатков речи. Де-фектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности аномальных детей.
В дефектологии продолжается процесс дифференциации, воз-никают новые направления научных исследований (например, из-учение детей с задержкой психического развития, с двигательными нарушениями, а также с различными сложными дефектами — сле-поглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.).
Воспитание и обучение аномальных детей — сложная социаль-ная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям под-готовки этих детей в соответствии с их возможностями к само-стоятельной, активной общественно полезной жизни. Деятель-ность — основная социальная функция личности, поэтому изучение ее своеобразия и путей совершенствования ,у аномальных детей ,способствует их социальной адаптации, т. е. осознанному усвое-нию системы норм, ценностей и правил общества, приспособлению к условиям жизни и труда.
7 вопрос
Советская дефектология исходит из материалистического прин-ципа единства среды и организма. Поскольку дефектология вклю-чена в систему педагогических наук, это обусловливает единство ее философских и общепедагогических основ.
Используя различные методы научного исследования, ученые-дефектологи изучают объективные закономерности развития ано-мальных детей, обосновывают и совершенствуют систему их вос-питания и обучения. Разрабатывая содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения аномальных детей, советская дефектология исходит из возможности существенного развития их
познавательной деятельности в условиях специально организован-ного учебно-воспитательного процесса.
Дефект развития, т. е. физический или психический недоста-ток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, не означает наличие только отрицательных признаков. Он не отри-цает в развитии аномального ребенка некоторых положительных тенденций, которые зависят от соответствующих условий воспита-ния и являются результатом адаптации ребенка к окружающей среде. Так, у слепого ребенка обостряются слух, осязание, обо-нятельная и тепловая чувствительность, помогающие его ориен-тировке в пространстве. Глухой ребенок улавливает движение, музыку посредством вибрационных ощущений, доводя их до со-вершенства.
Особенности нарушения физического и психического развития ребенка влияют на весь процесс и конечный результат его позна-вательной деятельности. Вместе с тем аномальный характер пси-хофизического развития ведет к значительному своеобразию фор-мирования личности ребенка.
2 вопрос
Представление об аномальном развитии как о чисто количе-ственной ограниченности несостоятельно. Это развитие прежде всего отличается качественным своеобразием, опорой на более сохранные функции. В условиях специального обучения и воспита-ния у аномальных детей преодолевается или сглаживается их био-логически обусловленная недостаточность. Именно эта концепция составляет методологическую основу дефектологии, позволяющую оптимистически оценивать возможности развития на дефектной основе.
Принципы и способы познания качественного своеобразия ано-мального развития являются предметом исследований в дефекто-логии.
Дефектология как педагогическая наука оперирует рядом ос-новных педагогических категорий.
Воспитание аномальных детей — одно из основных понятий де-фектологии. Имеет большое значение для общего развития детей, их общения со сверстниками и взрослыми, формирования лич-ности.
Цели и задачи воспитания аномального ребенка определяются общими принципами педагогики — подготовка к активной обще-ственно полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, со-ответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от . характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связан-ные с преодолением его последствий. Воспитание аномального ре-бенка осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обста-новке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания тре-бовательности и щадящего режима.
Воспитательная работа с аномальным ребенком проводится с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, направлена на формирование у него самостоятельности, навыков самообслу-живания, труда и культуры поведения, умения жить и работать а коллективе.
Наряду с формированием системы определенных качеств, взгля-дов и убеждений в содержание воспитания аномального ребенка входит решение определенных воспитательных задач, связанных с вопросами умственного, трудового, нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.
Воспитание аномального ребенка требует деликатного, тактич-ного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, под-черкивающую его неполноценность. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ори-ентировать на положительные качестаа и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.
Обучение и развитие аномальных детей — это целенаправлен-ный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков дея-тельности, основное средство подготовки к жизни и труду.
В ходе обучения осуществляются цели образования и воспита-ния. Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения аномальных детей). Задачи, со-держание, принципы, организация учебного процесса разрабаты-ваются для каждого конкретного типа специального учебного за-ведения с учетом глубины и характера дефекта. В зависимости от этого выбираются методы обучения, наглядные и технические средства, решается проблема дифференциации обучения. Эта проблема является одной из главных в дефектологии. По мнению Т. А. Власовой, цель всех разделов данной науки — определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и макси-мально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. Например, результатом -совершенствования дифференциальной диагностики было выявление детей с задержками психического развития среди неуспевающих в массовой школе.
При подборе системы и методов обучения для аномального ре-бенка учитывается также возраст ребенка, время возникновения дефекта. Особое значение имеет момент потери слуха (успела ли развиться речь) или зрения (сохранились ли зрительные представ-ления).
Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нор-мального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию аномальных детей, тормозится формирование их психи-ческих функций, углубляется отставание от нормальных сверст-ников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными. Очевидно, что воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывая зону ближайшего развития, т. е. тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать само-стоятельно, но уже реализует с помощью педагога. Согласно Л. С. Выготскому, зона ближайшего развития определяет не толь-ко имеющиеся возможности, но и перспективу психического раз-вития аномального ребенка. Обучение должно стимулировать пе-реход зоны ближайшего развития в актуальное развитие, т. е. со временем руководство педагога становится излишним, а решение задач ребенком — самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правиль-но организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.
Центральной проблемой специальной дидактики является проблема трудового обучения и воспитания. В специальных шко-лах труд имеет особое значение, так как не только готовит уча-щихся к жизни и доступной профессиональной деятельности, но и способствует восстановлению нарушенных болезнью функций, ослаблению дефектов умственного и физического развития. При-обретая трудовые умения и навыки, дети получают возможность всестороннего развития.
Коррекция (лат. соггесTIO — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефек-тов (например, коррекция произношения или зрения), так и цело-стное влияние на личность аномального ребенка в целях достиже-ния положительного результата в процессе его обучения, воспита-ния и развития.
Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обо-значается понятием «коррекционно-воспитательная работа».
Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные осо-бенности аномального развития личности в целом, поскольку вся-кий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а сни-жает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности ано-мальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный про-цесс, всю систему деятельности специальных учреждений.
Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа пре-дусматривает обогащение представлений аномальных детей об ок-ружающей действительности, формирование навыков самообслу-живания, произвольных движений и других видов деятельности в
зависимости от типов специальных школ и возраста их воспитан-ников.
В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществ-ляется в процессе обучения аномальных детей общеобразователь-ным знаниям. Большие возможности для коррекционно-воспитательной работы открывает трудовое обучение, в процессе которо-го формируются не только профессиональные умения, но и воспи-тываются навыки планирования своей работы, умения руководст-воваться словесными инструкциями, критически оценивать каче-ство работы и .
т.п.
Таким образом, трудовая деятельность имеет разностороннее значение в обучении и развитии аномальных детей, а трудовые процессы оказывают исключительное влияние на коррекцию де-фектов их умственного и физического развития.