Предмет и задачи дефектологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 23:46, доклад

Описание работы

Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.
В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.

Файлы: 1 файл

ДЕФЕКТОЛОГИЯ.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Важное значение имеет коррекционно-воспитательная работа для формирования эмоционально-волевой сферы аномальных де-тей и исправления отдельных личностных недостатков и отклоне-ний в поведении. Коррекционно-воспитательная работа учитывает индивидуальные особенности детей с применением в необходимых случаях охранительного режима либо соответствующих форм обучения, стимулирующих интенсивную умственную деятельность.

С целью коррекции недостатков важно создать условия для общения аномальных детей с нормально развивающимися. В ряде слу-чаев аномальным детям необходимы лечебно-коррекционные меро-приятия (лечебная физкультура, массаж, артикуляционная и ды-хательная гимнастика, применение медикаментозных средств и др.).

Система коррекционно-воспитательной работы строится на ак-тивном использовании сохранных возможностей аномального ре-бенка, «пудов здоровья», а не «золотников болезни», по образно-му выражению Л. С. Выготского, что позволяет развивать нару-шенные и ослабленные функции, высшие психические процессы, без которых немыслимы деятельность и существование человека. В зависимости от типов специальных школ варьируются формы и методы коррекционно-воспитательной работы, но все они направ-лены на разностороннее физическое и психическое развитие де-тей.

Компенсация (лат. компенсатио — возмещение, уравновешива-ние)— замещение или перестройка нарушенных или недоразви-тых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приоб-ретенных аномалий.

Так, компенсация функций зрительного анализатора у ребен-ка, родившегося слепым, возможна преимущественно через раз-витие осязания, т. е. с помощью сенсорной системы кожного и ки-нестетического анализаторов.

Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности. Этот процесс типичен и для животных при нарушении или утрате какой-либо функции,являясь проявлением биологической приспособляемости организ-ма, которая устанавливает его равновесие со средой. Компенсация нарушенных функций у человека имеет качественно иной харак-тер. Она «представляет глубоко своеобразный процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологи-ческих и социальных явлений. Определяющими в развитии про-цессов компенсации у человека являются сознательная трудовая деятельность и общественные отношения, в которые он вступает в процессе этой деятельности»1.

У аномальных детей в процессе компенсации происходит фор-мирование новых динамических систем условных связей, исправ-ление нарушенных или ослабленных функций, развитие личности.

Диалектико-материалистическое понимание компенсации нару-шенных функций в советской дефектологии основывается на том, что при аномальном развитии сохраняются тот же принцип про-текания нервных процессов, та же решающая роль социальных факторов в становлении и развитии психической деятельности, что и в норме.

Специфическое развитие аномальных детей, вызванное наруше-нием одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресур-сов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возмож-ности развития функций.

В этой связи Л. С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации. «Положительное своеобра-зие дефективного ребенка и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нор-мального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни но-вые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития. Если сле-пой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нор-мальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка»2.

При этом оптимальное развитие функций сохранных органов, замещающих пораженный орган, Л. С. Выготский объясняет не их особым врожденным строением у аномального ребенка, а актив-ным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первич-ный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социаль-но-психологическая реализация. Процессы компенсации не в со-стоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодо-леть затруднения, создаваемые дефектом. Поэтому Л. С. Выготский-

1 Дефектологический словарь.—М., 1970. — С. 152. , ! Выготский Л. С. Собр. соч. — М., 1983.— Т. 5. — С. 32.

считал социальное воспитание аномального ребенка, основан-ное на методах социальной компенсации его природного недос-татка, единственным научно состоятельным и верным путем. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отноше-ния, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздейст-вие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, пре-дупреждает вторичные последствия нарушений органов и способ-ствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

Приемы коррекционно-воспитательной работы последовательно применяются на всех этапах развития, так как компенсация нару-шенных функций формируется не сразу, а постепенно, согласно определенным закономерностям.

Высшая форма компенсации означает всестороннее развитие личности ребенка. Однако для некоторых форм аномального раз-вития пределы компенсации ограничены. Так, при грубых анома-лиях умственного развития возможна лишь частичная компенсация дефекта, так как глубокие нарушения интеллекта препятствуют развитию высших психических процессов. Но это не означает фа-тально предопределенных пределов развития умственно отсталых детей. Определенный положительный уровень познавательной дея-тельности, достигаемый в процессе коррекционно-воспитательной работы, позволяет говорить о значительных потенциальных воз-можностях умственно отсталых детей.

В связи с тем ,что аномальные дети весьма подвержены небла-гоприятным влияниям и состояниям (болезненные процессы, пси-хические перегрузки и стрессы), компенсаторные механизмы мо-гут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Это явление называют декомпенсацией. Подобные рецидивы функциональных нарушений приводят к не-устойчивости и ослаблению психических процессов. В таком со-стоянии ребенок нуждается в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки.

Протекание компенсаторных процессов у аномальных детей за-висит от ряда условий. «К числу благоприятных условий их раз-вития относятся следующие:

а) правильно организованная система обучения и воспитания, предусматривающая дифференцированное построение сети спе-циальных учреждений, построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитателькой работы;

б) использование принципа соединения обучения с трудом, как основного средства разностороннего гармонического формирования умственных и физических способностей детей;

в) правильные отношения в детском коллективе, а также меж ду педагогами и учащимися;

г) правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, предупреждающая возможности перегрузки учебными заня-тиями;

д) чередование разнообразных методов обучения учащихся, на-правленных на повышение их активности, самостоятельности;

е) использование разнообразных технических средств, широкое применение системы специального оборудования и учебных посо-бий для оптимального использования возможностей детей.

Важным условием компенсации, исправления и восстановле-ния функции является коррекционно-воспитательная работа, строя-щаяся с учетом своеобразия развития разных групп аномальных детей, а также опирающаяся на знание индивидуальных особен-ностей каждого ребенка»1.

Социальная реабилитация (лаг. реабилитас — восстановление пригодности, способности) в медико- педагогическом значении — включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических воз-можностей. Это главная задача в теории и практике дефектоло-гии.

Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессио-нальной подготовки.

В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушен-ные болезнью. Задачи реабилитации решаются в системе специ-альных учебных заведений для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определя-ются особенностями аномального развития детей.

Социальная адаптация (от лат. адапто — приспособляю) — при-ведение индивидуального и группового поведения аномальных де-тей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимо-действие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся тре-бования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них не-адекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.

В задачи обучения и воспитания аномальных детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, кол-лективом, осознанного выполнения социальных (в том числе и пра-вовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает ано-мальным детям возможность активного участия » общественно полезной жизни. Опыт специальных учебных заведений показы-вает, что учащиеся этих школ способны овладеть принятыми в ма-шем обществе нормами поведения.

1 Основы обучения и  воспитания аномальных детей/Под  ред. А. И. Дьячкова М .,1965.с 120.-

_________ 11 1 /Л/» Г" /~* 1ЛЛ

Семейное воспитание — активный фактор реабилитации. Сов-местные усилия семьи и школы обеспечивают приобщение ано-мального ребенка к активной общественно полезной деятельности, выявление его трудовых возможностей и выбор доступной профес-сии.

С каждым годом расширяются возможности реабилитации. На-учные и технические достижения совершенствуют методы и прие-мы реабилитации. Технические средства обучения, новейшая ап-паратура, применяемые в школах для глухих (например, прибо-ры, преобразующие звучащую речь в оптические сигналы) и сле-пых, повышают результативность обучения и компенсируют недо-статки развития.

Дефектология оперирует и рядом других категорий и понятий, которые будут раскрыты в соответствующих разделах.

2. Основные задачи дефектологии

Глубокое и разностороннее клинико-физиологическое и психо-лого-педагогическое изучение объективных закономерностей и осо-бенностей физического и психического развития детей с разными видами дефектов является одной из основных задач дефектологии.

Дефектология как целостная отрасль знания сложилась в ре-зультате развития и интеграции отдельных ее отраслей, установ-ления общих закономерностей развития, обучения и воспитания аномальных детей разных категорий. Выявление этих закономер-ностей возможно при условии комплексного, разностороннего под-хода к изучению аномальных детей различных специалистов (пе-дагогов, дефектологов, врачей, физиологов, психологов и др.).

Естественнонаучную основу специальных педагогик составля-ет разностороннее клиническое, физиологическое, психологическое изучение аномальных детей. Оно включает: определение сущности, структуры дефекта и коррекционно-компенсаторных возможностей ребенка с различными отклонениями в развитии; решение проб-лемы педагогической классификации аномальных детей с целью осуществления организации дифференцированного обучения и вос-питания; выявление и учет аномальных детей.

На основе научной разработки эти мероприятия должны осу-ществляться в раннем возрасте и по всем регионам страны. По-лученные данные используются для планирования и организации специальных детских учреждений с целью наиболее полного охва-та аномальных детей обучением.

С задачами выявления и учета непосредственно связана проб-лема научной разработки методов ранней диагностики аномалий развития. Разработаны методы выявления нарушений слуха уже на первом году жизни ребенка, что позволяет своевременно начи-нать работу по развитию слуха к речи. Успешно диагностируются на ранних этапах развития нарушения зрения и опорно-двигатель-ного аппарата. Диагностика нарушений умственного развития осуществляется на медико-педагогических комиссиях. Дефектология занимается разработкой теоретических вопросов, средств диагнос-тики, эффективных методик, гарантирующих надежные результаты отбора умственно отсталых детей, составляющих абсолютное большинство всех аномальных детей (при нарушениях слуха, зре-ния, двигательной сферы также нередко наблюдаются недостатки умственного развития). Однако ранняя диагностика нарушений ум-ственного развития в настоящее время остается несовершенной, требует глубокой научной разработки и нового подхода к органи-зации и работе комиссий по отбору детей в специальные детские учреждения

аномальных детей показала пре-имущество содержания их в условиях специальных педагогичес-ких учреждений. Обоснование и разработка принципов организации и развития сети специальных учреждений для об-учения, воспитания и развития аномальних детей.

Организация системы образования аномальных детей в нашей стране на общегосударственных принципах обеспечивает обяза-тельность, преемственность и сроки их обучения. Дефектология на-учно разрабатывает и практически решает проблему раннего (до-школьного) воспитания и обучения аномальных детей. Компенса-ция и коррекция дефектов развития успешно осуществляются в ус-ловиях раннего вовлечения аномального ребенка в процесс спе-циального обучения и воспитания.

Единство обучения и воспитания аномальных детей — один из основных принципов деятельности специальных школ.

Одним из ведущих принципов, обязательным для всех специаль-ных образовательно-воспитательных учреждений, является гуман-ное отношение к аномальным детям, уважение их человеческого достоинства.

детей Определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса в учреждениях для аномальных.детей. Принципиальными для дефектологии являются вопросы о сущ-ности взаимоотношений общего и специального воспитания, о возможности лечебными мерами и средствами преодолеть дефекты развития, о возможности психолого-педагогическими средствами корригировать развитие аномального ребенка.

Информация о работе Предмет и задачи дефектологии