Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 23:46, доклад
Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.
В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.
Специальные дидактические системы предусматривают для каждого типа спецшкол определенные принципы обучения, харак-терные формы организации учебного процесса, типичные сред-ства и методы обучения.
Изучаемым в школах учебным дисциплинам соответствуют спе-циальные учебники, методики, наглядные и технические средства обучения. Педагогические средства играют основную корригирую-щую роль в обучении аномальных детей, повышают их познава-тельные возможности, стимулируют остаточные функции дефект-ные анализаторов. Медико-лечебным средствам отводится вспо-могательная, дополнительная роль в необходимых случаях. «Ве-
роятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глу-хоту, и слабоумие, — писал Л. С. Выготский, — но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в пла-не медицинском и биологическом»1.
Умственное воспитание аномальных детей осуществляется в ходе усвоения основ наук. Общее образование неразрывно сое-динено с трудовым обучением и воспитанием. Физическое воспи-тание, с одной стороны, выполняет функцию укрепления физичес-ких качеств, развития пространственной ориентации и моторики, а с другой — выправляет и сглаживает последствия перенесенных заболеваний, т. е. несет коррекционную функцию.
Разработка системы профилактических мероприятий по преду-преждению аномального детства. Профилактика обеспечивается здоровыми условиями труда и быта населения, квалифицирован-ным медицинским обслуживанием, предупреждающим заболева-ния, охраной материнства и детства. Исключительно важное зна-чение для профилактики детской дефективности имеют санитар-ное просвещение и воспитание, пропаганда дефектологических знаний среди широких слоев населения.
Повышение эффективности процесса социализации аномаль-ного индивидуума на разных этапах развития. Дефектология из-учает широкий круг проблем жизни и деятельности взрослых ано-мальных лиц, их включения в социальную жизнь, трудовые кол-лективы, эффективности их трудовой деятельности. Советская де-фектология признает возможность формирования социально ак-тивной зрелой личности в результате последовательного и целе-направленного обучения, воспитания и развития аномального ре-бенка.
Основные принципы и методы дефектологии
Дефектология связана с рядом смежных наук — психолого-пе-дагогических и медицинских. Дефектология имеет единую цель и принципы с общей педагогикой, хотя и разрабатывает свою кон-цептуальную систему исходя из специальных задач обучения, вос-питания и развития аномальных детей.
Изучение психического развития аномальных детей различных возрастов сближает дефектологию с педагогической и детской пси-хологией, основной задачей которой является установление зако-нов формирования личности на разных возрастных этапах разви-тия нормального ребенка. Педагогическая психология, изучая пси-хологические закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования личности в процессе обучения и воспитания в массовой школе, дает необходимый материал для дефектологии, изучающий закономерности аномального развития. Без знания за-кономерностей функционирования человеческой психики и психи-
1 Выготский Л. С. Собр. соч. —М., 1983, —Т. 5. —С. 71—72.
ческого развития в норме нельзя разработать научную систему | обучения и воспитания аномальных детей. Поскольку дефектология занимается вопросами изучения, обу-
чения, воспитания и развития детей с физическими и психически-ми отклонениями, ей необходимы данные их клинического изуче-ния, которые можно получить из невропатологии (науки об орга-нических и функциональных болезнях нервной системы), патоло-гической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении ор-ганизма),патофизиологии (науки о закономерностях возникнове-ния, развития и течения патологических процессов), общей и ме-дицинской генетики (науки о законах наследственности и наслед-ственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей бо-лезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии(науки, изучающей психопатологические про-явления в детском возрасте). Для сурдопедагогики и тифлопеда-гогики имеют большое значение данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболе-ваниях органов зрения). Разработке методов восстановления на-рушенных психических функций с использованием приемов ком-пенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологичес-ких состояниях мозга).
С целью изучения психофизических особенностей развития ано-мальных детей и закономерностей их обучения и воспитания де-фектология использует систему методов научно-педагогических ис-следований. Особое значение имеют те методы, которые направ-лены на изучение индивидуальных отклонений и особенностей различных категорий аномальных детей. Исследование особеннос-тей аномальных детей, закономерностей развития отдельных ка-тегорий способствует повышению уровня образования. Оно прово-дится сначала в семье ребенка, затем — в школе на протяжении всех лет обучения, впоследствии—в условиях самостоятельной жизни. Комплексность изучения, т. е. сравнение данных, получен-ных учителями, воспитателями, психологами, врачами, — обяза-тельное условие психолого-педагогического изучения аномальных детей.
Основная задача научных исследований в дефектологии- это разработка эффективных способов предупреждения и преодоления аномалий развития у детей.
6 вопрос
В научно-педагогических исследованиях дефектология исполь-зует известные педагогические и психологические методы. Это наблюдение, заключающееся в целенаправленном изучении опре-деленного психолого-педагогического явления в естественных ус-ловиях, обследование или беседа по заранее намеченному плану, позволяющие выяснить особенности формирования личности уча-щихся или эффективность коррекционно-воспитательного про-цесса.
Широко используются различные виды эксперимента — естест-венного (констатирующего и обучающего) и лабораторного, кото-рый проводится в специально создаваемых условиях. Экспери-ментальные задания выявляют не только сформированные особен-ности и различные затруднения, но и возможности развития. Это позволяет, правильно поняв своеобразие ребенка, успешно орга-низовать с ним работу по преодолению дефектов развития.
Важным источником получения сведений об аномальных детях является анализ результатов их деятельности — письменных работ, рисунков, различных поделок, характеризующих психические осо-бенности детей, их представления об окружающей жизни. Этот метод отражает индивидуальность учащихся, их склонности и спо-собности.
Ценными средствами изучения аномальных детей являются социологические и психологические исследования методы .Среди них анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкет, методы исследования самооценки и уровня притяза-ний личности, социометрия — исследование межличностных отно-шений в группе, а также математические методы, выявляющие количественные показатели исследуемых характеристик.
Дефектология совершенствует имеющиеся методы научных ис-следований и разрабатывает новые. Обычно в психолого-педагогических исследованиях используется не один, а несколько взаимно дополняющих методов. Такое комплексное применение различных методов обеспечивает надежность результатов.