Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:48, реферат
Предмет — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания
1 Предмет и задачи педагогики. Предмет — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция — познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.
2 Система педагогических наук. Педагогика — обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настольно сложен, что отдельная, даже очень широкая наука не в состоянии охватить его сущность, все связи. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.
Определенную
отрасль знаний называют наукой, когда
соблюдаются следующие
1) четко выделен, обособлен
и зафиксирован собственный
Все эти требования в отношении педагогики в той или
иной степени соблюдены
3 Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничн развит личности и предполаг гуман характер отношен между участниками пед процесса. Это требует изучен и развит личности как целостного начала, объедин в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Востребо ванными становятся прежде всего культурность, Интел лигентн- ть, образованность, проф компетентность. Цель гуман.в: создан условий для саморазвит и саморе ализац личности в гармонии с самим собой и общ-вом. Задачи:· 1- ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности; 2-оказание помощи в построен перспективы развит физич, духовн задатков и способн-тей, творч потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество; 3 -приобщен личности к системе культурн ценностей и выработка своего отношен к ним; 4-раскрытие общечел норм гуманист морали и культивирован 5-развитие нравственной свободы личности, способности к адекватн самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деят-ти, 6-возрожд традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечел ценностей, 7-формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, 8- развитие представлений о здоровом образе жизни.
5 Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. Источник — противоречия, борьба противоположностей.Условия — взятые в единстве внутренние (самодвижение) и внешние среда).Факторы — наследственность, среда обитания, социально-экономические условия, микросреда, воспитание, собственная деятельность.Взаимосвязь — немыслимо без обучения, образования, воспитания, деятельности и общения.
7.Цель образ-я: становление самост., свободн, интеллектуально, физически, эстетич. и нравств.развитой личности, сознающей свою ответственность перед общ-вом, госуд, уважающей труд,права, свободы др. граждан, конституц, способной к взаимопониман. и сотрудничеству между людьми, нациями, религиями. Задачи Образ-я:I 1-Усвоен. опред. объем. знаний 2-Развит. умств.сил и способн-тей 3-Развит познават интересов 4-Формиров. познават. активности II Задачи нравств.воспит-я: Гуманизм , Честь, Совесть, Благородство, Воспит патриотизма III Эстет кач-ва: Чувство прекрасного, Уважен и любовь к природе, иск-ву, Чувство сопереживан IV Физич.воспит: Развит природн.двигат.качеств, Развит стремлен-я быть здоровым, Потребн-ть к занят спортом, Потребн в здоров образе жизни V Трудов восп-е: Поотребн в трудов деят-ти, Уважен к людям труда, Сознательн выполнение трудовых обязан-тей.
8 Процесс Обучен-я В соврем понимании для обучен характерны признаки:1) двусторон хар-тер;2) совместн деятельность учителей и учащихся (сотрудничество); 3) пед руководство;4) планомерн спец организация и управление;5) целостность и единство;6) соответствие закономерностям возрастн развития учащихся; 7) управлен развитием и воспитан учащ-ся. Движущая сила учения — борьба противоречий. Главные из них проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.
*7 Цели обучения (образ-ния): три уровня: политич, на кот цели поним-тся как обществ цель, госуд политика в обл образ-ния; административный — цели поним. как стратегия решения образоват задач (на уровне региона, учеб заведения); оперативный, на кото цели формулир-ся как оперативн задачи реализации учебн процесса в опред классе. Гл задачи общеобразоват шк: 1удовлетв нац-культурнпотребн-тей населения, воспит-е физич и морально здорового поколения;2обеспеч-ние усвоения учащ-ся системы знаний, определяемой обществ и производственными потребностями; 3форми рован научн миропониман, политич, экологич, эконо мич, правовой культ-ры, гуманистич ценн-тей и идеа лов, творч мышления, самостоят-ти в пополнении зна ний;4 выработка у молодежи патриот-ма, осознан ной гражданск позиции, человеч достоин-ва, участия в де мократич самоуправлен, ответственности за свои пос тупки.
6. Содерж-е образ-я: - четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в опред типе учебн заведения. Эта система содержит знания об окр мире, соврем производстве, культуре и иск-ве; обобщенные интеллект. и практич. умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познават деят-ти, творч решения теоретич и практич проблем, овладение кот. обеспечивает опред уровень интеллект, соц и духовн. развития уч-ся. Сод-е О отображает социаль ный опыт(общечелов. культуру) Но накоплен знаний много, чел не может усвоить все. =>соц опыт попадает в содержание шк обучения в «распредмечен ном» виде,т.е раздел. на предметы. Учебн предмет - часть соц опыта, выделенная по опред признакам, чаще все-го принадлежности к опред кл явлений. Общими основа ми формирования содержания соврем образ-ния явл: гуманитаризация, гуманизация, экологи зация, диффе- ренциация, интеграция, целенапр использов-е достоя- ний миров и нац культуры, широк примен-ие нов инфор- мац технологий, формирование творч личн-ти. Гумани- тариизация— это общая направ ленность содерж обр-я на приоритетн усвоен тех зна ний, умений, котор необхо димы всем людям и каждому чел-ку Гуманизация дости -гся использов-ем человеко формирующих возможнос тей шк предметов. Дифференциация - не дальнейш выделен нов предме тов, а создан на уровне сущ-щего лучших усло вий для эффективн обучен различн групп обучаемых. (учитывая разные способности, возможнос- ти, жизнен ные планы детей.Интеграция — процесс и результ становления целого на основе выявлен важных связей между отдельными школьными предметами. Экологизация СО перестраив-ся под углом: чел — час- тичка природы, он или погибнет вместе с нею, или най- дет дорогу дальнейшей общей эволюции. Целенапр использ-е мир. и нац. культуры перестройка образован ия в плане культуросозидат процесса, где цели обуче ния соедин-ся с целями воспитания патриота. Примен нов информ технол преследует цель расши рить объем знаний за счет нов способов их передачи. формирова ние творческой личности —результ полно цен, много компонентн содерж-я и организованного на его основе процесса обучения.Принципы формирования содер- жания 1-научности(соответствие знаний послед- ним достижениям научн, соц и культ прогресса) 2-последо-
вательности (планирование содержания, развивающе- гося по восходящ линии, где кажд новое знание опирает ся на предыдущее и вытекает из него; 3-историзма (воспроизвед в шк курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практи ки) 4-систематичности(рассмотрение изучаемых знаний в системе содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в о систему человеч.культуры 5-связи с жизнью (способ проверки действенности изуч знаний и формируемых умений и как ср-ва подкреплен образования реальной практикой);6-соответствия воз- растн возможн-тям и уровню подготовлен-ти шк-ов,
7- доступности
Способы реализации содержания. Содерж уч про-цессса как система может иметь различн структуру изложен. Наиболее распростран в наст вр: При линей-ной структуре отдельн части уч материала образуют непрерывн последова-тельность связанных между собой звеньев.Данная структура оправдыв себя при изложен истории, языков, литературы, музыки и т. д. Концентрическая с. предпо-лагает возвращен к изуча-емым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется нес-колько раз, причем его содер-жание постепенно расши-ряется(физики, химии, биолог. Спиральная – учащ-ся,
не теряя из поля зрения исход-ную проблему, посте-пенно расширяют круг связан с ней знаний(обществен, пед, психологич науки) Смешанная- комбинация линейн, концентрич и спир.Она позвол маневриров при организац содержания, излагать отдельные его части различными способами.
При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности получаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учащихся, которым будет адресовано разрабатываемое содержание.
10 Дидакт.принципы Под дидакт системой понима-ся выделенное по опред критериям целостное образов-е.
Дидак сист характер-тся внутр целостностью
струКтур, образованных единством целей,
организационных принципов, содержания,
форм и методов обучен. особенности
совр.дид: 1-Методологическую
основу ее составляют объективные закономерности
философии познания (гносеологии). Взаимодейств
чувств, мышлен и практ деят-ти в позна-нии, 2. Сущность
обучен отлич. разумное сочетан пед управления
с инициативой и активностью школьников. 3- изменились принципы формирован
учебн планов и программ: дифферен-цированные
уч планы, программы, курсы 4. Набирают
силу прогрессивные тенденции технологизации
обучен. и образования. Принципы
обучения - это исходные дидактические
положения, которые отражают протекание
объективных законов и закономерностей
процесса обучения и определяют его направленность
на развитие личности. Содержательные
принципы: 1гражданственности(формировани
11 Метод обучения — это упорядоченная деятель-ность педагога и учащихся, направленная на достиже-ние заданной цели обучения.
Методы: Классификация методов по источнику зна-ний: Практический:опыт, упражнен-я, учебн-произво-дительн.труд Наглядный: иллюстрац, демонстрация, наблюд-я учащ-ся Словесный: объяснение, разъяснен, рассказ,беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут Работа с книгой: чтение, изучение, реферирование, бегл.просмотр, цитиров-е, излож, сост-е плана, конс-пектир-е, Видеометод: просмотр, обучение, упражне-ния под контролем «электрон.учителя», контроль Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный): Репродуктивный: Проблемное изложение;
Частично поисковый (эвристический);
Исследователь-ский
Методы организации и
Методы в уч-воспитат процессе выполняют функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуж-дающую (мотивационную) и контрольно-коррекцион-ную.. Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, стимулятором познавательной деятельности — в этом заключается его побуждающая функция.
12 Хар-тика методов обуч-я: Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный): 1знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 2учитель организует различными способами восприя-тие этих знаний;3-учащиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. Репродуктивный: 1знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;2-учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;3-учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;4-необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний. * Проблемное изложение;
Частично поисковый (эвристический):1-знания учащи-мся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добы-вать самостоятельно;2-учитель организует не сообще-ние или изложение знаний, а поиск новых знаний с по-мощью разнообразных средств 3-учащиеся под руко-водством учителя самостоятельно рассуж-дают, ре-шают познават задачи, созд и разре-шают проблемн ситуации, анализир, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д.,