Предмет и задачи педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

Предмет — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания

Файлы: 1 файл

1_Predmet_i_zadachi_pedagogiki-956.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

исследовательский. 1учитель с учащимися формулир проблему, разрешен котор посвящ-ся отрезок уч вре-мени; 2знания учащ-ся не сообщаются; учащ-ся самос-тоят добыв их в процессе исследования проблемы; средства для достижения результата также опред сами учащиеся; 3деятельность учителя сводится к опера-тивн управлен процессом решен проблемн задач; 4уч процесс характер-ся высокой интенсивностью, учение сопровожд-ся повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действен-ностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 Формы организации обучения — это внешн выра-жение согласованной деят-ти учителя и уч-ся, осущест-вляемой в опред порядке и режиме. История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам орг: индивидуальногрупповой (средневековье), взаимного обучения (белланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способ-ностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовало в 20-е годы в советской шко-ле), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени уч-ся проводили в больших группах (100— 150 чел.), 20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоят работу. Наибольш распространен в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обуч-я, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более 300 л. разработал теорет основы и воплот в массовую практич техноло-гию Я. А. Коменский. особенности:1-постоян состав уч-хся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); 2-каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

3-учебн процесс осущ-ся в виде отдельн взаимосвязан, следующих одна за другой частей (уроков); 4- кажд урок посвящается только одному предмету (монизм);5-постоян чередование уроков (расписание); 6-руково-дящая роль учителя (педагог. управление);7-примен-е различн видов и форм познават деят-ти учащихся (ва-риативность деятельности). Преимущ-ва: строгой орга-низацион структурой, экономна(1 учит-ль работ с больш группой), созд благоприятн предпосылки для взаимообучения, коллектив деят-ти, соревноват-ти вос-питания и развития уч-ся Недост-ки: ориентация на «средн» ученика, отсутств возм-ти индивидуальн учебно-воспитат работы с уч-ся.В соврем шк испо-ся и другие формы (вспомогат): консультации, доп занятия,  конференции, кружковые и факультат занятия, клубная работа, внеклассн чтение, дом самост работ уч-ся, др.

 

14 Урок - Ключевой компонент классно-урочной систе-мы,законченный в смыслов, временном и организац. отношен отрезок уч процесса. урок — сложный и ответствен этап учебн процесса: от качества отдельн занятий в итоге зависит общее качество шк.подготовки

Общие требов-я к уроку: 1-Использ-е новейш достижен науки, пед практики, построен урока на основе закономерностей учебновоспитат процесса.

2-Реализация на уроке в оптимальн соотношении всех дидактич принципов и правил 3-Обеспечение надлежа-щих условий для продуктивн познават деят-ти уч-ся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4-Установлен осознаваемых учащимися межпредметн связей. 5-Связь с ранее изучен знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6-Мотивация и активизация развития всех сфер лич-ности 7-Логичность и эмоц-ность всех этапов учебно-воспитат деят-ти. 8-Эффективн использов-ние пед ср-в

9-Связь с жизнью, производствен деят-тью, личн. опы-том учащихся. 10-Формирован практически необходи-мых знаний, умений, навыков, рациональн приемов мышлен и деятельности. 11-Формиров умения учиться, потребн-ти постоян пополнять знания. 12-Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование кажд урока 13-Кажд урок направляется на достижен триедин цели: обучить, воспитать,развить.

С учетом этого общие требования к уроку конкретизи-руются в дидактических, воспитательных и развиваю-щих требованиях. Выделяются и: организационные, психологич, управленческие, требования оптимальн общения учителя с уч-ся, требования сотрудничества, санитарногигиенич, этические и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 Типы и структура урока Классиф-ция уроков по дидактическ. целям и месту уроков в общей системе:

1-комбинированные (смешанные);2- изучения новых знаний;3- формирования нов умений;4- обобщения и систематизации изученного;5- контроля и коррекции знаний, умений;6- практич применения знаний, умений

Структурой  урока - его внутрене строение, последова-тельность отдельных этапов. Тип урока определ-ся наличием и последов-стью структурн частей. класси-ческая четырехзвенная структура урока(,Коменский и Гербарт) опир-ся на формальн ступени обучения: 1) подготовка к усвоению новых знаний; 2) усвоение но-вых знаний, умений; 3) их закреплен и систематизация; 4) примен на практике. Соответствующий ей тип урока –комбинированный Его преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей. Недост - недостает времени не только на усвоен новых знаний, но и на другие виды познават деят-ти.

 

18 Виды,типы обуч-я: Вид указывает на особенное, спе-циифическое, что характеризуется своей особенной систе-мой и ее организацией. Тип— это нормальное, образцо-вое, наиболее характерное для определенного вида.Осн. виды и типы пед систем: 1-архаическая (первобытн); 2- древняя (шумерийская, египетская, китайская); 3-греческая (эллинская, римско-греческая, римская); 4-средневековая (догматическая, схоластическая); 5-новые (объяснитель-ного, объяснительно-иллюстративного, программирован-ного, проблемно-программированного, компьютеризо-ванного обучения); 6-новые зарубежные (объяснитель-ного, объяснительно-иллюстративного, программиро-ванного, проблемно-программированного, компьютерн обучения, дистанционного обучения с помощью Internet и т. п.). В соврем шке исп-ся три обособл вида обучен: объяснительно-иллюстративное (Объяснение в соче-тании с наглядностью — главн его методы, слушание и запоминание — ведущвиды деят-ти уч-ся, а безоши-бочное воспроизведен изученного — главн требование и основн критерий эффективности). проблемное, прог-рамммированное и компьютерное обучение(основываются на выделении ал-горитмов обучен. Алгоритм как система последоват дейст-вий, ведущих к правильн результату). Сохраняются также элементы средневековых видов обучения — догматичес-кого и схоластического.

 

19 Проблемный подход в обуч-нии. организация обучен путем самостоят добыван знаний в процессе решен учебн проблем, развития творч мышления и познават активности учащихся. Важный этап этого обучения- создан проблемн. ситуации(ощущение мыслительного затруднения). Учеб проблема должна быть трудной, но посильной для уч-ся. Ее введением и осознанием завершается первый этап. На следующем этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает имеющиеся в его распоряжен знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточ-но для получен ответа, и активно включ-ся в добывание недостающей информации. Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необ-ходимых для решения проблемы знаний. Он завершается возникновением «озарения». Далее следуют этапы реше-ния проблемы, проверки получ результатов,сопоставлен с исходн гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений. Преимущества: самостоят добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высо-кий интерес к учебн труду, развитие продуктивного мыш-ления, прочные и действенные результаты обучения. недостатки: слабая управляемость познават. деят-тью уч-ся, большие затраты времени на достижение целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 «программированное обучение» происходит от «про-граммма», обознач систему последовательн действий, выполнен котор ведет к заранее запланирован результату. Основн цель— улучшение управления учебн процессом. Особенности:1-учебн материал разделяется на отдельн порции ;2- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащ порцию знаний и мыслительн действий по их усвоен; 3-каждый шаг завершается контролем (воп-росом, заданием и т. д.); 4- правильном выполнении контр заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обуч-я; 5- при неправильном ответе учащийся получает помощь и доп разъяснения;

6-кажд уч-ся работает самост и овладевает учебн мате-риалом в посильном для него темпе; 7-результаты выпол-нения всех контрольных заданий фиксируются, они стано-вятся известными как самим учащимся, так и педагогу;

8-педагог выступ организатором обучения и помощником при затруднениях, осуществляет индивид подход; 9- в учеб процессе широко примен-ся специфич ср-ва обучен (прог-раммирован учеб пособия, тренажеры, контролирующ устройства, обучающие машины).

 

22 Контроль— это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение наз проверкой. Цель П:  опред уровня и качества обученности, объема выполняемого им учеб труда. Контроль содержит в себе и оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, кл журналах, базах данных и т. д. оценки фиксируются в виде отметок (условн обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и т. п.).

Основой для  оценивания успеваемости учащегося  явл итоги контроля. Учитываются  качествен, так и количеств показатели работы уч-ся. Количественные фиксир-ся  в баллах или процентах, а качеств — в оценочных сужде-ниях типа «хорошо», «удовл» и т. п.

Оценка —ср-во стимулирования учения. Именно под влиянием объективн оценивания у шк-ов созда-ся аде-кватная самооценка, критич отношен. к своим успехам.

Принципы контрол-ния :объективность(научно обосно-ванное содержание заданий, равное отношение педа-гога ко всем обучаемым), систематичность(проведение контрол-я на всех этапах дидактич процесса нагляд-ность (гласность)(проведение открыт испытаний всех обуч-мых по одним и тем же критериям, оглашение и мотивация оценок). Этапы и звенья контроля 1-е звено - предварит выявлен уровня знаний обучаемых 2- текущая проверка в процессе усвоения каждой изу-чаемой темы 3- повторная тематическая проверка 4- периодическ проверка по целому разделу или значи-тельной теме 5- итоговая проверка знаний, умений обу-чаемых, приобретенных ими на всех этапах дидакт процесса. - комплексная проверка диагностирует спо-собность обучаемых применять полученные знания, умения для решен практич задач (ц: преодолен разры-ва между изучаемыми предметами.)

 

23 Оценка. способы повышен стимулирующ роли 5-бал шкалы: 1- оценки с «+» и «-» 2- цифровая оценка доп-ся словесной 3 - оценка сопровожд-ся записью ро-дителям(негат разруш мотив). 4-высказывание перед классом(негативн разруш мотив) 5-усиление комму-никат возд-вия (если есть сопереживан.учащ-с друг др)

6- экраны успеваем-ти(негат: может способствов вос-питан-я зазнайства у отличников и безразличия у отс-тающ) 7- соревнов-е с самим собой (словесную оценка «лучше» или «хуже».) все обуч-емые в одинак усл-ях. неуспевающий может побед, если получ на одну неуд оценку меньше, чем за прошл неделю. А отличник проигр, когда получ «4». Это соревнование не по успеваемости, а по изменен успеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24 Воспит-е - спец организованное, управляемое и контролируемое взаимодейств воспитателей и воспи-танников, имеющ целью формирован личности, нужной и полезной себе и общ-ву. Особенн-ти В: целенапр. процесс(единство целей, сотрудничество восп-ля и воспит-го) многофакторный(действие множ-ва объект и суб факторов) непрерывный(вся жизнь) комплексный (единство целей, задач, содерж-ния, форм и методов подчиненное идее целостн формиров личн-ти) вариативность и неопределен-сть результ-ов(индивид различ воспит-ков, их соц опыт, отношен к восп-нию). Уровень подготовлен-сти воспит-лей, их мастерство. двусторон хар-тер(от воспит-ля к воспит-нику и от        в-ника к воспит-лю) Этапы восп-ния: 1- осознание воспитанниками требуемых норм и правил повед-ния. 2- Знания должны перейти в убеждения(Убежд-я — это твердые взгляды, кот служат руков-вом в жизни

3- Воспит-е чувств(обострение чувств,опора на них)

4- деятельность(чем большее место в воспит процессе заним деят-сть, тем выше эффективность воспитания)

 

25 Принципы воспитания- общие положения, кот вы-ражают осн требования к содержанию, методам, орга-низации воспит-я: Обязательность(пр воспит требуют обязат и полного воплощен в практику) Комплексно-сть(п воспит предполаг их одновременное применен на всех этапах восп-я; использ-ся не в цепочке,а все сразу) Равнозначность(п восп-я равнозначны) их практич реализац личностно обусловлена Принципы оставл систему. Совр отеч система руководств-ся принципами: 1- обществен направленность восп-я;

2-связь восп-я с жизнью, трудом; 3-опора на положи-тельное в восп-ии;4-единство воспитат воздействий. В систему нередко включают принципы гуманизации, личностный (индивид) подход, национальн характер воспитания и др положения Обществен направлен-ность восп-ния (Этот принцип требует подчинения всей деят-ти педагога задачам воспит-я подрастающе-го поколения в соответствии с госуд стратегией и направляет деят-сть воспит-лей на формирован социально необходимого типа личности. Связь воспи-тания с жизнью, трудом(накапливается опыт поведе-ния, вырабатываются навыки, необходимые для вклю-чения в общественную жизнь) Опора на положитель-ное (педагог обязан выявлять положит в чел-ке и, опи-раясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформирован или отрицат сориентирован качества. Единство воспитательных воздействий (все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспи-танникам согласованные требования, помогали др дру-гу, дополняя и усиливая пед воздейств-е)

 

27 Методы восп-я - это способы достижен заданной це-ли восп-я. В шк практике методы— это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Клас-ция: Болдырев: По характеру: убежде-ние, упраж-нение, поощрение и наказание (, др.) («характер метода» включает направленность, приме-нимость, особенность и др стороны) Ильина: методы убеждения, организации деятельности, стимулирова-ния поведения школьников, Марьенко: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможе-ния, руководства, самовоспитания. По результатам: два класса: Влияния, создающие нравственные уста-новки, мотивы, отношения, формирующие представ-ления, понятия, идеи; Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. Класси-фикация на основе направленности Щукина: три групп-пы: формирования сознания личн-ти; организации деятельности и формиров опыта обществен поведе-ния; стимулирования поведения и деят-ти.

Информация о работе Предмет и задачи педагогики