Предмет и задачи педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

Предмет — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания

Файлы: 1 файл

1_Predmet_i_zadachi_pedagogiki-956.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28 Методы формирования сознания исп-ся для фор-мирования взглядов, понятий, убеждений. Приме-няются системно, в комплексе с др методами.Наиболее сложн по содержанию и применению — методы словесно-эмоциональн воздействия: рассказ, разъяс-нение, этическая беседа, диспут, метод наглядно-практического воздействия — пример. Рассказ на эти-ческую тему— это яркое эмоциональн изложение конкретн фактов и событий, имеющ нравствен содер-жание (исп преимущ в младш и средн классах). функ-ции: источник знаний, обогащает нравствен опыт личности опытом др людей, служит способом исполь-зования положительн примера в восп-ии. Условия эффективности эт рассказа: соответствие соц опыту школьников,сопровождение иллюстрациями,музык., соответст обстановка, создание должного впечатления (р должен излаг-ся профессион-но), должное восприя-тие слушателями(нужно позабот о том,чтобы впечат-лен от раск сохран как можно дольше) Разъяснение — эмоционально-словесное воздействие на воспитанни-ков. Разъясн примен-ся, чтобы сформировать или зак-репить нов моральн качество или форму поведения. Внушение, проникая незаметно в сознание, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Увещевание –просьба с разъяснением и внушением (проектирует в личности положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результа-тов). При неквалифиц применен рас-сказ, разъяснение, увещевание, внушение могут прин форму нотаций, они вызывают, желание поступить вопреки. Этическая беседа — метод систематическ и последовательного обсуждения знаний, предполагаю-щий участие обеих сторон, воспитателя и воспитан-ников. Ее предметом чаще всего становятся нравств, моральн, этич проблемы. Цель—обобщен и закреплен знаний, формирование нравств взглядов и убеждений. Усл-я эффективности эт беседы: проблемный характер (Воспит-ль долж стимулиров нестандартн воп-росы, помогать школ-кам самим находить ответы); Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают; нельзя допускать также, что-бы беседа превращалась в лекцию; близость матери-ала для беседы эмоциональному опыту воспитанников; Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения — объективности, справед-ливости, культуры общения; воспитатель должен уметь смотреть на события или поступки глазами воспитан-ника. Диспуты — это живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников.(ср и старш кл). Осно-ва д — спор, борьба мнений. Цель диспута — не вывод а процесс, метод формирования взглядов и убеждений

Пример(родители,герои книг,т.п) дает конкретн образ-цы для подражан => ак-тивно формирует сознание, чувства, убеждения, акти-визирует деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29 Воспит-е личн-ти в кол-ве Процесс включения ученика в систему коллективн отношений сложен, не-однознач, нередко противоречив, глубоко индивид (шк-ки по-разному входят в систему коллектив отноше-ний, вызывают разл реакцию со стороны товарищей, ока-зывают обратн влияние на кол-в). Положение личн-ти в коллективе зависит от ее соц опыта. Опыт опред хар-тер ее суждений, систему ценностных ориентации, поведение. Он может соответствовать или не соот-ть ценностям и  поведению, сложившимся в коллек-ве. Там, где это соответствие налицо, включение личн-ти в кол-в облегчается. Когда у шк-ка опыт иной (беднее или богаче) ему труднее устанавлив взаимоотношен со сверстниками. Особенно сложн положение, когда индивид соц опыт противоречит ценностям, принятым в кол-ве.=>Столкновен противопол линий поведения, взглядов. Наиболее благоприятно отнош-я склад-ся где коллектив достиг высок уровня развит и основан на традициях, обществен мнении, авторитете самоуправл. Такой колл-в легко устанавливает норм отношения с теми, кто в него входит. Каждый стремится к самоут-верждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Не всем удается — мешают субъектив и объектив причины.С- природн возможности, О- однообразие деят-ти, узкий диапазон соц ролей, кот шк-к может играть в коллективе; Модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) лич-ть подчиняется кол-ву (конформизм)( Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценнос-тям и традициям своей жизни.) 2) лич-ть и кол-в нах-ся в оптимальн отнош-ях (гармония)(возможны раз-лич пути развития событий: лич-ть внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю неза-висимость; личность открыто «бунтует», сопротив-ляется, конфликтует.; 3) лич-ть подчиняет себе кол-ив (нонконформизм). яркая лич-ть, ее индивид опыт могут оказаться привлекательн в глазах чл-ов кол-ва. Это может приводить как к обогащен соц опыта кол-ва, так и к обеднен, если нов кумир стан-ся неформальным лидером и ориентирует на более низкую систему цен-ностей, чем та, которой коллектив уже достиг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 Макаренко сформулиров закон жизни коллектива: движение — форма жизни кол-ва, остановка — ф его смерти; определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); Чтобы стать кол-вом, группа должна пройти путь качеств преобразований.его стадии(этапы): 1-становление кол-ва (стадия первонач сплочения) коллектив выступает как цель воспитат уси-лий педагога, стремящегося группу  превратить в кол-тив – соц-психологич общность, где отнош-ия уч-ов опред-ся содержанием их совмест деятельности, ее целями, задачами, ценностями. 2 - усиление влияния актива. Кол-в выступ как целостн система, в кот нач действовать мех-змы самоорганизации и саморегуля-ции. 3-я и последующ стадии характеризуют расцвет кол-ва. На данной стадии кол-в превращ-ся в инстру-мент индивид развития кажд члена. он формирует це-лостную, нравств личность. Некоторые педагоги выде-ляют 4-ю и последующ стадии движения. кажд шк-к сам предъявляет к себе опред требования, выполнен нрав-ств норм стан-ся его потребностью, процесс воспита-ния переходит в процесс самовоспитания.

Особенно важным Мак-ко считал выбор цели. Практич цель, кот способна увлечь и сплотить воспит-ков, он называл перспективой.3 вида персп-в: близкую (Близ п-ва выдвиг-ся кол-вом, нах-ся на любой стадии (сов-местная прогулка, поход в цирк,т.д) сред-нюю(проект коллективн события, несколько отодвин-утого во времени, для достижен нужно приложить усилия) и далекую(цель отодвин во времени, наиболее соц значимая и требующ значит усилий достижен(успешн оконч-е школы). Восп-е на далекой перспективе дает значительный эффект когда главн место в кол деят-ти занимает труд) Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель. «Параллельн» воздействие- Возд-вие на лич-сть осущ-ся непосред-нно воспит-лем, так и опосредованно через коллектив. Признаками сформи-рованного кол-лектива он считал мажор — постоян бодрость, готовность к действию; ощущен собств дос-тоинства, вытекающ из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; дружеское едине-ние его членов; ощущен защищен-ности; активность, привычку к торможению, сдержан-ности в эмоциях и словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31 Личностно ориентированное воспитание — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Вокруг личности воспитанника концентриру-ются все остальные приоритеты. Оно основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосооб-разность воспитания, добро и ласка как основное средство. Это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, уче-те особенностей его индивид развития. Это формиро-вание целостной, свободной, раскрепощенной лич-ти, осознающей свое достоинство и уважающ достоинство и свободу др людей. Детей не принужд выполнять требования, а создают условия, чтобы ребенок сам пришел к пониманию значения данного требования, признал и принял его. Педагог счит ребенка своим соратником, единомышленником. За ребенком приз-нается его уникальность. Педагог— помощник, он лишь создает условия для детского саморазвития. Воспита-тель-гуманист пользуется воспитательн ср-вами классич педагогики. Но они преобразованы в соответ-ствии с нов целями и задачами восп-ния. Главное — удовлетворить запросы, потребности, интересы воспитанника.Правила личностно ориентир восп-ния:

воспит-ль должен:1- постоянно подвергать ревизии традицион методы, формы, ср-ва воспитания, чтобы не допускать проникновения требований противоречащ гуманистич направлен-ти восп-я 2- Исключать методы наказания 3- Выбирать формы организац-я, не нано-сящ ущерба здоровью и психики.4- поощрять стремлен ребенка честно относиться к своим обязанностям 5-строго, но доброжелат и терпеливо осуждать плох поступки воспит-ка, объяснять почему нельзя посту-пать так 6- Помогать восп-ку обнаруживать ошибки, 7- Поддержив эмоц благополучие ребенка. 8- Формиро-вать положит самооценку, веру в себя, уважен к себе.

9- Постоянно наращивать требования, закреплять дос-тигнут резу-ты. 10- направл деятельность лич-ти в нужном направлении, а не ждать негатив поступка 11- любить ребенка доброй, но требоват-ой люб-вью 12- Жить интересами, ребенка, не вторгаться, а входить в его внутренний мир тактично 13- Следить за своим поведен-ем, чтобы быть образцом для детей 14- всматриваться в своих восп-ков, чтобы в знать, как идет процесс восп-я, на каком уровне воспитанности нах-тся дети.15- Искренне радоваться кажд успеху восп-ка. 16- Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения 17- Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть 18- Учи-тывать состояние и настроение воспитанника. 19- Слу-шать ребенка очень внимательно 20- удерживать воспит процесс в рамках выбранной стратегии. 21- Получать удовольствие от общения с воспит-ками. 22- Разговар с восп-ком только так, как он хочет, чтобы разговар с ним. 23- Направлять и развивать гумани-стич тенденции в семье ребенка. 24- Осуждать поступок, но уважать личность.( можно сказать: «Ты поступил гадко»,нельзя «Ты гадкий»)

 

 

 

 

 

36 Услов-я успешн воспит в семье,ошибки. Семейное воспитание  —процессы воздейств на детей со стороны родит и др членов семьи с целью достижен желаемых результ-ов. Интеллектуальн восп-е предпо-лаг заинтересован участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приоб-ретения и постоянного обновления. Нравств восп-е в семье является стержнем отношений, формирующ лич-сть. Здесь на первый план выступает восп-е непрехо-дящих моральн ценностей — любви и уважения, доб-роты и порядочности, честности, справедливости, со-вести, достоинства, долга. Формируются и: разумные потребности, дисциплиниров-сть, ответств-ность, са-мостоят-сть, бережливость. Эстетич восп-е в семье призвано развивать таланты детей или давать им представление о прекрасном в окр жизни. Трудовое восп-е в семье закладыв основу их будущ праведной жизни. Семейное восп-е — процесс сознательн формирован физич и духовн качеств своих детей.


Информация о работе Предмет и задачи педагогики