Предмет педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

В современной педагогической практике уже невозможно грамотно, эффективно и на уровне современных культурных требований строить свою деятельность без интенсивного внедрения научных психологических знаний. Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не настолько, как хотелось бы.

Файлы: 1 файл

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.docx

— 189.82 Кб (Скачать файл)

При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Непоследовательный  стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства, что ведет к дезориентации и ситуативности системы взаимоотношений учителя с учениками.

При попустительском, конформном стиле руководства преподаватель  теряет контроль над руководством группой  студентов по собственной инициативе или по инициативе выдающихся студентов  лидеров либо идет на поводу желаний  студентов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  АДАПТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ

Под профессиональной адаптацией учителя понимают процесс приспособления и привыкания к реальным условиям педагогической деятельности у молодого педагога, выпускника педагогического учебного заведения, пришедшего на работу в школу. Успешность профессиональной адаптации учителя зависит от многих обстоятельств, как объективных, не связанных с личностью, так и субъективных. Из объективных факторов, влияющих на успешность профессиональной адаптации, наиболее существенны такие, как атмосфера педагогического коллектива, в который попал молодой специалист, материальная база школы. Имеют значение величина учебной нагрузки в первые годы работы, число подготовок к урокам, расписание уроков, от которого зависит возможность посещать уроки коллег. Сказываются и состояние здоровья учителя, его семейное положение, жилищные условия. Среди субъективных факторов профессиональной адаптации учителя в первую очередь надо назвать субъективную привлекательность профессии для личности. Чем она больше, тем быстрее и успешнее, как правило, идет адаптация. Большое значение имеет и наличие у молодого педагога таких профессиональных качеств, как тактичность, требовательность к себе и др., умение достигать близости с учениками, творческий подход к работе. Успешность профессиональной адаптации учителя во многом зависит от того, насколько сам он выступает в процессе ее активным субъектом, т. е. от того, насколько он стремится к самосовершенствованию. Мешает успешной профессиональной адаптации не только неразвитость этих качеств, но и наличие у начинающего учителя стереотипов, вынесенных им из своего школьного детства, или возникших под влиянием первых неудач, или сформировавшихся под воздействием неадекватных социальных ожиданий по отношению к учителю в той среде, где он воспитывался.

Важно учитывать также  возраст молодого специалиста. Молодой  учитель может быть молодым в  смысле возраста, а может – и  в смысле опыта. Молодому по возрасту специалисту адаптироваться легче, так как его опыт не обременен  жизненным опытом настолько, насколько  взрослого учителя. С учащимися  общаться также легче молодому по возрасту учителю, так как нет  такого большого возрастного различия. Представления утакого учителя немногим отличаются от его учеников, поэтому понимание между этим учителем иучащимися складывается проще. У более взрослого «молодого специалиста» могут быть проблемы общения с педагогическим коллективом, так как складывается неправильное мнение, что начинающий свою деятельность учитель в более зрелом возрасте не может быть компетентным в своем деле

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  СПОСОБНОСТИ

Педагогические  способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения ею в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Как известно, среди свойств  и особенностей личности, образующих структуру тех или иных специальных  способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные  свойства личности, и в первую очередь  перцептивные, т. е. относящиеся к сфере восприятия. Они позволяют учителю адекватно воспринимать психологию ученика, его психическое состояние в конкретном случае, правильно оценивать состояние коллектива класса вообще и в данной педагогической ситуации в частности. Составной частью коммуникативных свойств личности учителя можно считать готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию им.

Необходимое условие этого  – любовь к детям. Третьим компонентом  коммуникативных свойств личности учителя можно считать высокоразвитую потребность в социальном взаимодействии, которая проявляется в стремлении к передаче знаний, к общению с  детьми, в желании разумно организовать жизнь и деятельность детского коллектива. Успешная реализация потребности в  социальном взаимодействии зависит  и от наличия у учителя педагогического  такта.

Вспомогательные свойства и особенности личности, входящие в структуру педагогических способностей, прежде всего определенные качества ума: остроумие, критичность, последовательность и ряд других. Немаловажное значение имеет и речь учителя: наличие ораторских способностей, лексическое богатство речи и т. д.

Педагогические способности  – не только условие эффективной  педагогической деятельности, но и  во многом результат успешной работы учителя. Педагогические способности  проявляются, формируются и развиваются  в общей структуре психологических  свойств, отношений и действий учителя. Как показывает опыт, специальные  исследования, целенаправленное формирование развитие педагогических способностей самим учителем вполне реально. Так, важнейший элемент перцептивных свойств личности – наблюдательность – развивается и совершенствуется как в процессе приобретения педагогического опыта, так и в результате специальных усилий педагога. Он в состоянии развить свою социально-психологическую наблюдательность, т. е. способ ность не только подмечать у учеников различные черты характера и склонности, но и распознавать причины их появления, уметь оценивать их проявление в соответствии с ситуацией и т. д.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УМЕНИЯ

Термином «умения» обозначают, как известно, владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Исходя из этого к основным педагогическим умениям можно отнести следующие:

1) умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой конкретных условий учебно-воспитательной работы;

2) умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение из комбинации уже известных учителю идей, знаний, навыков;

3) умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации.

Кроме названных общепедагогических умений, учителю необходимо владеть  рядом более частных, но не менее  существенных умений, которые к тому же нередко являются условием эффективности  применения общепедагогических умений.

В первую очередь речь идет о необходимости постоянно совершенствовать умение учителя адекватно воспринимать и видеть своих учеников, взаимоотношения  в их среде свои взаимоотно шения;

с ними такими, какие они  есть в каждый данный момент, т. е. необходимо уметь спонтанно воспринимать происходящее в учебновоспитательном процессе. А это не так просто. Дело в том, что педагог всегда находится во внешней позиции по отношению к ученикам, всегда в той или иной мере отстранен от них, от их жизни и деятельности, несмотря на то что он организует ее. Поэтому педагог сознательно или неосознанно прикладывает к тому, что он видит, те нормативные суждения, которые он воспринял в процессе своего социального развития. А это может приводить к тому, что новые для учителя явления получат традиционное толкование в свете имеющихся у педагога норм и представлений. Кроме того, у педагога, ищущего ответ на определенный вопрос, возникает установка, благоприятная для того, чтобы не упустить значимый факт. Но эта же установка может в отдельных случаях привести к предвзятости и заставить интерпретировать виденное в духе своих ожиданий.

Весьма важно умение учителя  в процессе педагогической деятельности видеть и осознавать возникающее  проблемы. Педагогические умения формируются  и совершенствуются как в процессе обучения в педагогических учебных  заведениях, так и в процессе всей педагогической деятельности учителя. На сколько эффективно это происходит, во многом зависит от целевой установки самого учителя на формирование у себя названных умений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА

Педагогический  такт – это поведение учителя, строящееся на основе адекватно воспринимаемых им социальных ожиданий по отношению к нему как наставнику молодежи. Это проявляется в наличии у педагога чувства меры и умения поддерживать правильные отношения с учениками, их родителями и коллегами. Психологическими основами педагогического такта можно считать совокупность стереотипов (устойчивых представлений), социальных установок (внутреннего состояния готовности определенным образом действовать по отношению к чему либо или комулибо) и личностных черт, которые определяют поведение учителя в сфере общения с людьми. Однако эти компоненты не есть нечто данное или неизменное. Они складываются в процессе всей жизни и деятельности учителя и, как правило, не имеют завершенного вида, т. е. учитель в определенной мере сам властен менять те или иные элементы, стремясь овладеть педагогическим тактом в наибольшей мере, стремясь оптимизировать взаимоотношения с учащимися. Важна установка учителя на постоянное изучение и адекватное восприятие учеников: их характеров, отношений со сверстниками и взрослыми, отношений к различным событиям, проблемам и т. д. Чем лучше учитель узнает ребят, тем больше у него возможностей быть так тичным в отношениях с ними. Но, стремясь лучше и больше знать своих питомцев, учитель должен уметь в соответствующий момент и не расслышать того, что не предназначалось для его ушей: либо потому, что расслышать было бы не тактично, либо потому, что расслышать значило бы немедленно реагировать, а как – иной раз не ясно. Учителю нужно стараться не превратить общение с учениками в серию окриков и мелких придирок. Наконец, иногда бывает полезным «не понять» чеголибо. Все это предотвратит многие мелкие конфликты с учащимися и поможет учителю сдолжным тактом вмешиваться в конфликты между учениками. Последнее особенно важно и сложно. Педагогу надо очень осторожно реагировать на противоречия, которые возникают между детьми, особенно в старшем школьном возрасте. Есть сфера противоречий, где вмешательство педагога должно быть весьма ограниченным, и далеко не все конфликты и противоречия могут и должны быть объектом обсуждения в коллективе. Эта мысль может стать одной из установок учителя, помогающей ему решать проблему педагогического такта.

В учебно-воспитательном процессе учительпредъявляет и обосновывает определенные требования к учащимся. Важнейшим условием эффективности этих требований является установка учителя на соблюдение принципа целесообразности.

САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ

В современном обществе постоянное самообразование, с одной стороны, все больше становится условием успеха в деятельности, а с другой –  и это особенно важно – оно  спасает от интеллектуального оскудения  личности.

С психологической точки  зрения учителю необходимо постоянно  заниматься самообразованием, поскольку специфика учительского труда такова, что педагоги:

1) находятся в положении людей, задача которых – сообщать истину, которую они нередко интерпретируют в соответствии со своими взглядами, сложившимися за десять и более лет до момента ее сообщения;

2) имеют ограниченные по сравнению с учениками временные возможности для получения информации;

3) имеют сравнительно ограниченный круг общения со своими сверстниками и нередко ограниченное профессиональными интересами содержание общения.

В результате нередко картина  мира, имеющаяся у учителя, может  не соответствовать изменившимся реалиям, а следовательно, и существенно расходиться с картиной мира, воспринимаемой его учениками. Поэтому самообразование учителя следует понимать двояко: с одной стороны, как постоянное пополнение профессиональной и общекультурной информации, с другой – как постоянное обновление индивидуального социального опыта в самом широком плане.

Осознание этой необходимости  учителем предполагает наличие у  него адекватной самооценки. Сама объективная  позиция учителя предопределяет возможность возникновения убежденности в своем всезнании.

Программа самообразования включает в себя совершенствование общественнополитических знаний, ознакомление с наиболее выдающимися достижениями различных наук, обогащение литературных и эстетических представлений, знакомство с новыми тенденциями и явлениями культурной жизни. Особо важное место занимает пополнение знаний по преподаваемому предмету и знакомство с новейшими данными соответствующей науки, развитие педагогических, психологических и методических знаний и умений, что возможно лишь при ознакомлении с появляющейся соответствующей литературой и регулярном чтении периодических изданий.

Конкретное содержание и формы самообразования учителя зависят от многих обстоятельств: возраста, педагогического стажа, места жительства, преподаваемого предмета, индивидуальных интересов и увлечений, возраста и уровня подготовленности учащихся, с которыми учитель работает, атмосферы педагогического коллектива и т. д. Самообразование учителя – необходимое условие эффективности педагогической деятельности. Как справедливо полагал К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕКТИВ

Коллектив педагогов школы  – фактически трудовой коллектив, имеющий  определенные задачи, программу деятельности, план «выпуска продукции». Как и  всякий коллектив, он является частью нашего общества, созданной для выполнения определенной функции – воспитания учащихся. Ему свойственны те ведущие отношения, которые присущи обществу, та доминирующая атмосфера, которая характерна для общества, та определяющая система человеческих ценностей, которая в нем принята.

Информация о работе Предмет педагогической психологии