Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 21:44, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть условия, необходимые для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Изучить педагогическую литературу по вопросу организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить требования к организации предметно-развивающей среды.
3.Сформировать словарь основных понятий.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития детей старшего дошкольного возраста……………………………… 6
2.Проблема создания игрового пространства детьми в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..20
3.Организация воспитателем предметно-развивающей среды в группе образовательного учреждения………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………30
Литература………………………………………
Комитет по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Защищена с оценкой _______________
Протокол № ____ от _______________
Курсовая работа
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Санкт-Петербург
2013
План
Введение…………………………………………………………
1.Сущностные характеристики
2.Проблема создания игрового пространства детьми в психолого-педагогической
литературе……………………………………………………
3.Организация воспитателем
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является условие освоения игровой деятельностью.
Игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствует развитию его воображения, а это в свою очередь, тормозит развитие общения детей со сверстниками и со взрослыми. Поэтому развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным.
Исследованиями игровой деятельности дошкольников в разных ее аспектах занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.Н. Подъяков, Н.Я. Михайленко и другие.
В настоящее время педагогами отмечается тенденция исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии ребенка.
Для того чтобы игра вновь начала занимать главное место в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения необходимо использовать особые педагогические технологии, основанные на идее взаимодействия педагога и ребенка и с современных позиций подойти к организации предметно - игрового пространства.
Вопросы организации игрового пространства рассматривали в своих научных работах Р.И.Жуковская, Д.В.Менждерицкая, А.П.Усова и другие.
Изучению предметной, игровой, творческой среды посвятили свои исследования М.Я.Басов, П.П.Блонский, А.Б.Залкин, Л.С.Выготский, Л.С Леонтьев, Д.Б.Эльконин.
Исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Она представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития.
Предметная среда побуждает к игре, формирует воображение.
В игровую предметно-развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, материалы, необходимые для игровой деятельности. Однако, это не единственное ее наполнение.
Часто в понятие развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка со взрослыми. Об этом писали в своих работах Е.А.Аркин, Д.В.Менджерицкая, Т.А.Репина, В.А.Петровский, А.П.Усова, А.В.Запорожец. Они отмечали, что для развития творчества необходим демократический стиль общения. Именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения со взрослыми, а значит обеспечить создание ими игрового пространства .
Особая роль в создании предметно-развивающей среды отводится педагогу. Он создает предметно-игровое пространство, руководствуясь требованиями к организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ.
Цель исследования: рассмотреть условия, необходимые для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Изучить педагогическую
2. Изучить требования к организации предметно-развивающей среды.
3.Сформировать словарь
4. Обобщить изученный материал.
Словарь основных понятий
1.Игра – вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
2.Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
3.Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
4.Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
5.Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
6.Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.
1. Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития детей старшего дошкольного возраста.
В условиях реформируемой системы образования, особенно ее дошкольного и начального звена, «средовый» подход, его развитие и конкретизация в ДОУ приобретает особую актуальность.
Известно, что на развитие личности ребёнка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов - стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду - окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним (Л.П. Буева, Г.С. Костюк, Л.И. Новикова, В.А. Петровский).
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии прошлого и настоящего «среда» рассматривается как один из генеральных факторов, воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк, А.Р. Лурия, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, С. Френе). Педагогическая характеристика образовательной среды в различных учреждениях представлена в широком круге исследований (Г.А. Ковалёв, В.А. Козырев, А.А. Макареня, Т.С. Назарова, В.А. Петровский, Н.А. Пугал, В.А. Ясвин и др.).
Структурным компонентом образовательной среды учёные выделяют предметное окружение.
Определяя предметное окружение как предметную среду, современные исследователи рассматривают её с точки зрения организации (организованная и неорганизованная среда); деятельности, осуществляемой в среде (игровая, учебная, трудовая).
Наиболее глубокое понимание сущности предметной среды, на наш взгляд, даётся в трудах А.А. Макарени, который, рассматривая структуру предметной среды, выделяет следующие ее компоненты: деятельностный, информационный (предметный), коммуникативный.
Научный и практический интерес представляют работы учёных, которые исследовали предметную среду детства (О.В. Артамонова, О.А. Горбань, В.С. Мухина, Г.Л. Пантелеев, ВА. Пегровский, М.Н. Полякова, Р.Б. Стеркина, О.Б. Даплина, Н. Лерноушек и др.).
Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введён термин «развивающая среда» (Н.А. Ветлугина, В.А. Петровский, О.Р. Радионова и др.). Последняя затрагивает все стороны личности ребёнка - его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребёнка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.
Итак, образовательная (развивающая) среда, по определению В.А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.
Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности (А.Н. Леонтьев).
Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это - и условия жизнедеятельности ребенка (В.С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л.П. Буева, Н.В. Гусева). Это - и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.
Таким образом, среда - это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.
Формирование образа среды является важной задачей педагогики, так как способствует, в свою очередь, формированию у каждого человека представления о цели жизни.
Взаимодействие субъекта со средой, подчеркивает Д.Б. Эльконин, - это процесс создания или преобразования среды и ее освоение. Среда создается только в результате деятельности, а освоение ее субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.
Воспитательно-образовательная система
детского сада включает в себя развитие
широкого круга детских интересов и форм
деятельности. Это элементарные формы
бытового труда и самообслуживания, конструктивная
деятельность
с включением простейших трудовых умений,
разнообразные формы продуктивной деятельности,
непосредственно-
В дошкольном возрасте поведение ребенка, указывает А.Н. Леонтьев, опосредуется образом действий взрослого. Взрослые, их отношения к предметам и друг к другу опосредуют отношение ребенка к предметам и другим людям. Ребенок не только видит отношение взрослых к предметам и друг к другу, но и хочет действовать, как они. Это новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой всех новообразований личности ребенка дошкольного возраста. Таким образом, формирование произвольных действий и поступков - процесс возникновения нового типа поведения, который может быть назван личностным, то есть опосредуемым ориентировочными образцами, содержанием которых являются отношения взрослых к предметам и друг к другу. Таким образом, в дошкольном возрасте интенсивно усваиваются образцы поведения взрослых и формируются механизмы личностного поведения.
Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности (прежде всего, игры) в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка .
Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы.
Для ребенка на этой стадии его психического развития еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, и поэтому осознание выступает у него, прежде всего, в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий его мир, - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире. Поэтому ребенок в ходе развития познания им предметного мира стремится вступить в действенное отношение не только к непосредственно доступным ему вещам, но и к более широкому миру, то есть стремится действовать, как взрослый (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Д.Б. Эльконин считал, что процесс овладения предметными действиями, то есть действиями с вещами, имеющими определенное общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребенка только в совместной деятельности со взрослыми. Лишь постепенно взрослые передают ребенку весь процесс осуществления действия, и он начинает выполняться самостоятельно.
Всякое предметное действие, производимое ребенком, особенно в ходе его формирования, не только направлено на получение определенного материального результата, но, что не менее важно, опосредовано теми отношениями взрослого к ребенку, которые могут возникнуть в ходе или в конце выполнения действия.