Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 21:44, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть условия, необходимые для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Изучить педагогическую литературу по вопросу организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить требования к организации предметно-развивающей среды.
3.Сформировать словарь основных понятий.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития детей старшего дошкольного возраста……………………………… 6
2.Проблема создания игрового пространства детьми в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..20
3.Организация воспитателем предметно-развивающей среды в группе образовательного учреждения………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………30
Литература………………………………………
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать особый, неповторимый колорит. С учетом всех приведенных требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях.
2.Проблема создания игрового пространства детьми в психолого-педагогической литературе.
Определение игровое пространство объединяет в себе такие понятия как пространство, среда, игра.
В толковом
словаре русского языка С.И.Ожегова пространство
определяется как промежуток между чем-нибудь;
место, где что-нибудь вмещается; объективная
реальность, форма существования материи,
характеризующаяся протяженностью; форма
сосуществования материальных объектов и процессов. В
данном определении при характеристике
пространства выражается предметно-объективно-
Такое же определение мы встречаем и в философской энциклопедии.
Особое определение дается в психологическом словаре, где при характеристике пространства рассматриваются не только внешние, но и внутренние явления, такие как величина, форма, расположение. Здесь пространство выражено через обобщенность и схематизацию пространственного образа, который зависит от характера простых свойств, отражаемых объектов, задач деятельности.
Само пространство в педагогических исследованиях рассматривается редко. Исследователи чаще обращаются к понятию среда.
Проблемы среды рассматривались в трудах М.Я.Басова, П.П. Блонского,
А.Б. Залкина и других педагогов. Уже 1927 году, на первом педагогическом съезде, был поставлен вопрос о роли среды в процессе развития ребенка. Тогда были сделаны следующие выводы: среда является лишь фактором, содействующим процессу развертывания заложенным в ребенке свойств, среда вызывает к жизни и подавляет, упражняет или тормозит созревание механизмов детского поведения.
Среда определяет развитие, она активно строит деятельность ребенка, лишь используя при этом врожденный фонд его личности.
Л.С.Выготский указывал, что « к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное единственно неповторимое отношение между окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Она определяет целиком и полностью формы и тот путь, следуя которому ребенок приобретает все новые и новые свойства личности, черпая их социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.
Л.С.Выготский отмечал, что « ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью». Раньше чем «встать» к предметам этой действительности в какое-то бы ни было теоретическое «духовное» отношение, он должен питаться, дышать, отправлять свои жизненные функции, т.е. он должен действовать как материальное существо.
Итак, ребенок выступает перед нами, прежде всего, как субъект материального процесса жизни. В процессе своего развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа».
Таким образом, можно сделать вывод, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные , духовные условия существования ребенка.
Предметная среда выполняет ответственную функцию – побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.
Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования того, что взято из жизни, т.е. из окружающей среды ребенка.
Игра рассматривается разными исследователями с разных аспектов. Одни считают ее формой жизни ребенка, другие утверждают, что это форма деятельности, третьи утверждают, что игра – вид деятельности. Известный педагог и врач Е.А.Аркин пишет : «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельностную жизнь ребенок видит в игре, свободной, им самим создаваемой.
Итак, игра – это естественная деятельность ребенка, которая характеризуется самостоятельными, личностными проявлениями на основе эмоций.
Детская игра интересовала психологов с начала развития научной психологии. Игра – это субъективное преломление реальности, творческое ее воссоздание. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и другие психологи утверждают, что в игре выделяется воображаемый и реальный смысл. Это утверждение демонстрируется при характеристике основных компонентов сюжетно-ролевой игры: игрового действия, сюжета, роли, игровой ситуации.
Психологи показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Это пространство имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую воображаемую, то есть внутреннюю.
Создание игрового пространства тесно связано, во-первых, с развитием воображения ребенка, а также появлением на основе воображения функции замещения реального мира его игровым эквивалентом.
В работе Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» раскрывается связь воображения с действительностью. Эта связь имеет первостепенное значение для понимания того, как создается ребенком игровое пространство.
Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. То есть чем богаче опыт человека, тем больше материала, которым располагает его воображение.
Можно сделать педагогический вывод, необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать прочные основы для творческой деятельности.
Второй формой связи фантазии и реальности является связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. В этом смысле воображение становится средством расширения опыта человека, так как он может воображать то, что не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего не было в непосредственном личном опыте.
Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которые владеют нами в данную минуту. Это влияние эмоционального фактора на фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака.
Сущность четвертой формы заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека. Однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире, воздействуя на другие вещи.
Таким образом, творческая деятельность – это такая деятельность человека, которая создает нечто новое. Так в дошкольном возрасте уровень и способности творческих процессов и воображения ребенка, прежде всего, определяются его игровой деятельностью. Игра, как процесс развивающая творческие способности ребенка, начинается с моделирования или ситуации , по выбранному «сценарию» или замыслу. Собственно творчество ребенка начинается с момента наделения определенными качествами(нужными в соответствии замыслу игры) предметов, до этого этими качествами не обладавших. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Само моделирование игровой ситуации, ее предметной среды является главным фактором творчества ребенка.
Развитие воображения ведет к тому, что в игре появляется функция замещения реального мира игровым эквивалентом. С замещением связано появление игрового действия, и воображаемой ситуации. Исследователи утверждают, что замещение является причиной превращения сюжета игры из описания в реальный процесс.
Игровой символизм у детей выражается наличием вымысла «как будто», применением к новым объектам освоенных схем. При этом символ есть не просто материализация образа обозначаемого предмета, а прежде всего функциональный игровой заместитель, дающий возможность выполнить игровое действие. Развитие символической функции в дошкольном возрасте идет от использования внешних реальных заместителей к осуществлению замещения во внутреннем плане.
Переход к использованию внутренних образных заместителей позволяет ребенку строить в «уме» открывает перед ребенком перспективу проявления творческих способностей. Создание новых образов, додумывание ситуаций для продолжения сюжета, продумывание и реализацию ролевого поведения.
Итак, специфика сюжетно-ролевой игры заключается, прежде всего, в ее основном механизме – замещении. Развитие символической функции обогащает игру, игровой замысел становится все более обобщенным. Игра позволяет ребенку схватывать целое раньше части, переносить свойства одного образа на другой, выражать в символической форме обобщенные связи и закономерности объективного мира.
Проведенный анализ связи воображения с действительностью, а также функции замещения, которая развивается в игре и является ее основным компонентом, позволяет нам понять, как организуется игровое пространство ребенком.
Игровое пространство зависит ,прежде всего, от опыта ребенка, способности к комбинированию, эмоциональности. Особое значение в развитии и создании игрового пространство имеет развитие у ребенка функции замещения.
Игровое пространство – это не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан словесным определением предметов.
3.Организация воспитателем предметно-развивающей среды в группе образовательного учреждения
Предметно-развивающая среда это окружающие социально-бытовые, общественные и духовные условия существования ребенка. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют ее бытие, как общественного существа».
Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет.
В настоящее время появилось понятие «образовательная среда».
Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле слова и на формирование у нее наиболее узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Предметно-пространственная среда необходима детям, так как выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Необходимо, чтобы организация предметно-игровой среды в различных возрастных группах детского сада учитывала особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и, одновременно, представляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастающий объем знаний, впечатлений, содержание переживаний детей.
Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода в выборе темы, развитии сюжета, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что дошкольное учреждение работает по определенной образовательной программе.
Принцип универсальности предметно-игровой среды является важным, так как он позволяет детям вместе с воспитателем строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом, содержанием, перспективами развития.
Предметно-игровая среда должна быть развивающей, то есть она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.
Развивающая предметно-игровая среда отвечает также принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового пространства.
Все игровое оборудование должно отвечать принципу безопасности.