Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 21:44, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть условия, необходимые для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Изучить педагогическую литературу по вопросу организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить требования к организации предметно-развивающей среды.
3.Сформировать словарь основных понятий.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития детей старшего дошкольного возраста……………………………… 6
2.Проблема создания игрового пространства детьми в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..20
3.Организация воспитателем предметно-развивающей среды в группе образовательного учреждения………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………30
Литература………………………………………
В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы.
Игровой материал в соответствии настоящим, реальным предметам делится на три категории:
1. Реалистические игрушки – точные копии настоящих предметов.
2. Прототипические игрушки – имитирующие реальные предметы особым образом – через яркое обозначение и даже преувеличение основных деталей, связанных с функциями предмета.
3. Полифункциональные предметы, не имеющие строгого функционального назначения. Это могут быть кубики, палочки, которые могут выступать как заместители разных реальных предметов.
Игра и игрушка тесно взаимосвязаны. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, может потребовать новых игрушек.
В играх дети берут на себя роли и для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов. Они не должны закрепляться за одной ролью. Атрибуты для игр полезно создавать вместе с детьми. Поэтому детям должны быть доступны полуфабрикаты для изготовления самоделок.
Должны быть неоформленные материалы, используемые как предметы заместители: палочки, кусочки ткани, меха, веревки и др.
Объединению игры способствуют специально подобранные игрушки. С.А.Новоселова рекомендует использовать условный, крупный средообразующий материал для организации предметно-игровой среды. Например, крупные картонные коробки, обшитые тканью. Можно использовать модули.
Таким образом, создание предметно-игровой среды это одна из задач воспитателя. Главный педагогический принцип заключается непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды. Предметно-игровая среда должна гибко изменяться в зависимости от интересов детей и уровня развития игры.
Заключение
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.
Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.
Развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.
Развивающая среда, ее правильное наполнение должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Поэтому воспитывающая функция среды приобретает особую значимость при ее построении.
Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда - это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта .
Литература
1. Аверин, С. А. Навигатор в мире игрушек [Текст] / С. А. Аверин // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2011. - №6. – С. 34-35.
2. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М.
Просвещение, 1983.
3. Бурсова, Н. Выставка «Умелые ручки» [Текст]/ Н. Бурсова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №10. – С. 118-119.
4. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? [Текст] / Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 107-112.
5. Толстикова О.. Создаем развивающую среду своими руками// Дошкольное воспитание. — 1997, № 5.
6. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.
7. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Толстикова, С. Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, С. Н. Толстикова / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
8. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры.
// Дошкольное воспитание – 1995. № 4.
9. Мойсенюк Г. О. Педагогика. Киев, 2001
10. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. - М., 2003. – 120с.
11.Полякова М.Н. Построение развивающей
среды в детском дошкольном
учреждении//Готовимся к
12. Седова Л. Н.. Становление творческой личности в условиях развивающей среды / Проблемы образования: теория и практика. 1999,№ 5.
13. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – С. 18-24.
14. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения [Текст] Часть вторая: Методика диагностики предметно-развивающей среды / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – 1-15 февраля (№3). – С. 5.
15. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. [Текст] Введение. Часть первая: Типология развивающих материалов дошкольного образовательного учреждения / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – 1-15 февраля (№1). – С. 5.
16.Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. СПб., «Речь».2010.- 176 с.
17. Степанцова, Г. Создаем развивающую среду [Текст] / Г. Степанцова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №6. – С. 100-101.