Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:06, курсовая работа
Целью моего исследования является выявление причин возникновения трудновоспитуемости у детей и ее влияние на формирование личности.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по данной теме.
2. Изучение «трудновоспитуемости» подростков.
3. Формулировка выводов.
Введение
Глава I. Понятие «Трудновоспитуемость».
1.1 Особенности личности «трудного» ребенка.
Глава II. Причины формирования трудновоспитуемости подростков
2.1 Биологические причины
2.2 Психолого-педагогические причины
2.3 Социальные причины
Заключение
Список используемой литературы
Содержание:
Введение
Глава I. Понятие «Трудновоспитуемость».
1.1 Особенности личности «трудного» ребенка.
Глава II. Причины формирования трудновоспитуемости подростков
2.1 Биологические причины
2.2 Психолого-педагогические причины
2.3 Социальные причины
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Подростковый возраст
– это время становления
Проблема «трудных» подростков
– одна из центральных психолого-
Большая общественная важность
обсуждаемой проблемы становится особенно
очевидной в период построения демократического
государства. Непростое экономическое
положение страны, крушение прежнего
мировоззрения и
Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения, возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.
Проблемой трудновоспитуемости занимались:
Д.А. Дриль, В.М. Бехтерева, позже П.Г. Вельского,
П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова,
В.И. Куфаева, Г.И. Фортунатова, П.О. Эфруси
и др. Они проявили большой интерес к феномену
отклоняющегося поведения подростков,
влиянию социальных факторов на особенности
личности несовершеннолетних правонарушителей,
на ее эмоционально - потребностную сферу.
Появилось много теоретических и экспериментальных работ, посвященных отклоняющемуся поведению, трудновоспитуемости: в психологии (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Г.Г. Бочкарева, А.Д. Глоточкин, Л.М. Зюбин, Н.Ю. Максимова, М.С. Неймарк, В.Г. Степанов, Л.Б; Филонов, Р.И. Цветкова, Д.И. Фельдштейн и др.); в педагогике (Р.П. Гуров, А.И. Кочетов, Т.И. Мальковская, А.В. Мудрик и др.), в юридической психологии (Ю.М. Антонян, И.П. Башкатов, СЮ. Долгова, К.Е. Игошев, В.Н. Кудрявцев, В.Ф. Пирожков и др.), в медицинской психологии (Г.А. Власова, В.Л. Гиндинкин, А.Е. Личко, М.С. Певзнер, Х.Христозов и др.).
Отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.
Тема: Причины формирования
трудновоспитуемости
Целью моего исследования является выявление причин возникновения трудновоспитуемости у детей и ее влияние на формирование личности.
Объект - девиация в жизни подростка.
Предмет - подростки с отклоняющимся поведением.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по данной теме.
2. Изучение
«трудновоспитуемости»
3. Формулировка выводов.
Методы исследования:
1. Сбор нужной литературы.
2. исследование литературы.
3. Описание.
4. Анализ.
Понятие трудновоспитуемости.
Одним из самых сложных периодов
психического развития является подростковый
возраст. Взросление — всегда весьма
сложный, многоэтапный и по-своему опасный
процесс. Взросление как социально-педагогическое
явление включает в себя много различных
сторон. Существенным механизмом взросления
является присвоение подростками ценностей,
образцов поведения. Роль взрослых в демонстрации
такого рода образцов (как позитивных,
так и негативных) является ведущей. В
этот период не только происходит коренная
перестройка ранее сложившихся психологических
структур, возникают новые образования,
но и закладываются основы сознательного
поведения, вырисовывается общая направленность
в становлении нравственных представлений
и социальных установок. Подростковый
возраст является трудным этапом развития
личности. Именно в таком возрасте могут
возникать неблагоприятные особенности
личности, свойственные представителям
«группы риска». К детям и подросткам «группы
риска» относят детей с различными формами
психической и социальной дезадаптации,
выражающейся в поведении, неадекватном
нормам и требованиям ближайшего окружения:
семьи, детского сада, школы и т.д.
Во-первых, здесь сказываются внутренние
трудности переходного возраста, начиная
с кардинальной перестройки гормональных
процессов и кончая изменением Я - концепции
(относительно устойчивая, в большей или
меньшей степени осознанная, переживаемая
как неповторимая система представлений
индивида о самом себе). На основе представлений
о самом себе он строит свое взаимодействие
с другими людьми и относится к себе. Это
целостный образ собственного «Я», выступающий
как установка по отношению к самому себе.
Во-вторых, существенное влияние оказывает
неопределенность социального положения
подростков. Подросток уже не ребенок,
он стремится к взрослости, устремлен
в будущее, но во многом еще остается ребенком.
В-третьих, возникают многочисленные противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. Именно подростки чаще всего попадают в категорию «трудных».
Педагогически запущенные дети
— это здоровые, потенциально полноценные,
но недостаточно воспитанные, обученные
и развитые дети. Следствием этого нарушения
являются недостатки, пробелы, отклонения
в деятельности, поведении, общении. Они
отчуждаются от школы, но значимость семьи
педагогически запущенными детьми не
утрачивается.
Социально запущенные дети отчуждаются
не только от школы, но и от семьи. Они усваивают
искаженные ценностно-нормативные представления
и криминальный опыт в асоциальных подростковых
компаниях и группировках.
Трудновоспитуемость – это та, или иная
степень сопротивления ребенка целенаправленным
педагогическим воздействиям, его неспособность
или нежелание адекватно реагировать
на них. Трудновоспитуемость может быть
вызвана самыми различными причинами,
включая педагогические просчеты воспитателей,
родителей, дефекты психического и социального
развития, особенности характера, темперамента,
другие личностные характеристики учащихся,
затрудняющие их социальную адаптацию,
усвоение учебных программ и социальных
норм.
Следует отметить, что эти понятия, по
существу, отражают стороны одного и того
же явления, но с различных сторон, трудновоспитуемость
может стать и причиной, и следствием педагогической
и социальной запущенности. Как отмечают
в психологической литературе, существуют
разнообразные взаимосвязанные факторы,
обусловливающие развитие трудновоспитуемости.
Трудновоспитуемость — это некоторое
сопротивление педагогическому воздействию,
связанное с затруднениями в усвоении
определенных социальных программ. Но
сопротивление педагогическому воздействию
не всегда приводит к педагогической и
социальной запущенности, не всегда проявляется
в отклонениях социального характера.
Так, трудновоспитуемость может быть результатом
возрастного кризисного периода ребенка,
подростка, может быть вызвана неумением
родителя, воспитателя найти индивидуальный
подход к детям, проявлением у учащегося
самостоятельного критического мышления.
Педагогическая запущенность
- частичная социальная дезадаптация,
проявляется в основном в условиях
учебно-воспитательного
Различные формы отклоняющегося поведения
являются следствием недостаточного усвоения
индивидом положительного социального
опыта. Поэтому трудновоспитуемость можно
определить и как сниженную восприимчивость
субъекта к положительному социальному
опыту.
Передача и усвоение социального опыта
являются противоречивыми процессами.
Разные люди усваивают опыт предшествующих
поколений с разной успешностью. Некоторые
из них быстрее и эффективнее поддаются
обучению и воспитанию, а для других этот
процесс сопряжен с существенными трудностями,
а нередко и с деформациями личности, т.е.
с социальной дезадаптацией, которая означает
трудности ребенка, подростка в приспособлении
к социуму, нарушение саморегуляции, снижение
потенциала в осмыслении своего настоящего
и его связей с прошлым и будущим, нарушение
личностных перспектив.
Возможность возникновения противоречий
во взаимодействии ребенка и взрослого
заложена уже в самой сути воспитания.
Неотъемлемые составные компоненты структуры
учебно-воспитательного процесса ученик
и учитель представляют собой единство
противоположностей. Процессы обучения
и воспитания — совместная деятельность
наставников и воспитуемых. Согласно этому
утверждению, мы считаем целесообразным
изучение трудновоспитуемости не столько
как совокупности свойств личности ребенка,
сколько как совокупности свойств системы
«ребенок-взрослый». Правомерность такого
подхода обусловлена психологической
природой этого явления. Уже в семантике
слова «трудновоспитуемость» заложена
мысль о субъект - субъектной форме взаимодействия.
Кроме того, в практике воспитания трудновоспитуемыми
считаются дети, с которыми воспитателю
трудно работать, то есть «отсчет» идет
не от особенностей личности ребенка,
а от трудностей, которые испытывает учитель
в работе с ним. Невоспитанность и трудновоспитуемость
не одно и то же: если невоспитанность
может проявляться в непринятии педагогических
воздействий, то трудновоспитуемость
характеризуется противодействием воспитательному
воздействию. У подростка, чье поведение
отклоняется от социально одобряемых
норм, сопротивляемость педагогическим
воздействиям является отличительной
чертой, определяющей его взаимоотношения
с педагогом. Если в целом трудновоспитуемость
- результат непринятия субъектом положительного
социального опыта, то относительно развивающейся
личности трудновоспитуемость выступает
как сопротивление подростка педагогическим
воздействиям.
Таким образом, мы определяем трудновоспитуемость
подростков как сопротивляемость педагогическим
воздействиям. Именно в этом определении
фокусируется и наличие отклонений в нравственном
развитии, и педагогическая запущенность
и добавляется еще один аспект — взаимодействие
ребенка и воспитателя.
Трудновоспитуемость и педагогическая
запущенность, с одной стороны, представляют
собой явления, имеющие разные источники
возникновения, а с другой - они могут быть
связаны причинно-следственной зависимостью.
На основе педагогической запущенности,
при несформированности у ученика социально
одобряемых норм поведения, при наличии
отрицательных привычек может возникнуть
сопротивление подростка воспитательному
воздействию.
Динамику формирования трудновоспитуемости
у школьников на базе педагогической запущенности
можно описать следующим образом. У детей,
которым с момента рождения не уделялось
должного внимания, обнаруживается недостаточная
сформированность наблюдательности, послушания
и исполнительности, нравственных представлений
и чувств, уважения к окружающим. Отсутствие
необходимых нравственных представлений
и навыков мешает им правильно ориентироваться
в общении со сверстниками, ведет к возникновению
конфликтов, к отчуждению. Ребенок становится
«трудным» и для сверстников, и для воспитателей.
Так возникает трудновоспитуемость на
основе педагогической запущенности.
Кроме того, у этих школьников отмечается
отставание в развитии внимания. Их учебная
деятельность затрудняется. Они избегают
активной мыслительной работы, компенсируют
ее механическим запоминанием учебного
материала. Такой способ заучивания, являясь
трудоемким процессом, создает ложное
субъективное представление о своей старательности,
уверенность в том, что школьники «хорошо
учат уроки». Поэтому они слабо осознают
истинные причины своей неудовлетворительной
успеваемости.
Невысокая оценка их знаний становится
критерием общественного мнения (особенно
в младших классах), вследствие чего положение
таких школьников в системе межличностных
отношений в коллективе класса начинает
ухудшаться.
Возможна и обратная зависимость: ученик,
не являясь педагогически запущенным,
может оказать стойкое сопротивление
педагогическим воздействиям в силу таких
причин, как неумелый подход воспитателя,
влияние неблагоприятно сложившейся ситуации,
особенности личности подростка и т.п.
Он может считать, что требования, предъявляемые
учителем, несправедливы, являются проявлением
его произвола, каприза. Внутренняя неприязнь
ученика к учителю легко переносится на
все исходящие от него идеи и может вызвать
у ученика настолько сильное внутреннее
сопротивление, что испытанные педагогические
средства перестают действовать, а иногда
дают результаты, противоположные ожидаемым.
В условиях такого рода конфликтных отношений
часто возникает сознательное неприятие
ребенком тех норм и ценностей, которые
исходят от воспитателя, и, вследствие
этого, ученик становится педагогически
запущенным.
Трудновоспитуемость и педагогическая
запущенность диалектически взаимосвязаны.
Анализируя эту взаимосвязь, можно говорить
о множественности причин и следствий,
причем причина и следствие здесь могут
меняться местами. Существенную особенность
этой взаимосвязи можно выразить следующим
образом: педагогическая запущенность
возникает вследствие отсутствия целенаправленного
педагогического воздействия, что приводит
к недостаточной сформированности морального
сознания подростка. Трудновоспитуемость
(сопротивляемость педагогическим воздействиям)
препятствует процессу формирования морального
сознания подростка.
В то же время далеко не всегда трудный
для учителя ребенок педагогически запущен
и не всегда педагогически запущенный
ребенок оказывает активное сопротивление
педагогическим воздействиям. Низкий
уровень развития нравственных представлений
подростка не является жесткой причиной
конфликтных отношений с учителем.
Иначе говоря, трудновоспитуемость и педагогическая
запущенность могут выступать и как отдельные,
относительно не связанные между собой
явления, так как в основе трудновоспитуемости
лежит сопротивление целенаправленному
воспитательному воздействию, а социально-педагогическая
запущенность — это следствие несоответствия
уровня нравственного сознания и поведения
общественным нормам, возникающее в результате
нарушений процессов общения.
Трудновоспитуемость всегда связана с
наличием отклонений в поведении ребенка,
диапазон которых достаточно широк —
от пассивного сопротивления требованиям
воспитателя до правонарушений. К категории
«трудных» подростков зачастую неправомерно
относят и несовершеннолетних правонарушителей
и воспитанников спецшкол, не нарушавших
закон; и детей, состоящих на учете по делам
несовершеннолетних, и обычных учащихся,
воспитание которых вызывает у учителей
трудности. Такое отождествление педагогически
«трудных» школьников и подростков-правонарушителей
неверно. Участие подростка в правонарушении
и, тем более, последовавшие за этим санкции
со стороны общества, реакция ближайшего
социального окружения накладывают на
весь облик и поведение подростка своеобразный
отпечаток, качественно отличающий несовершеннолетнего
правонарушителя от его сверстников, пусть
даже трудновоспитуемых, но не нарушивших
закон.
Это, однако, не исключает наличия ряда
общих для обеих групп отрицательных свойств
личности.
Во всех случаях перехода
подростка от сопротивления педагогическим
воздействиям к нарушению закона трудновоспитуемость
является условием, предпосылкой наслоения
асоциальных установок, мотивов поведения,
формирования искаженных нравственных
взглядов, отношений, потребностей. При
определенном стечении обстоятельств,
например при криминогенной отрицательной
ситуации, психологические особенности
личности трудного подростка становятся
побуждающим или разрешающим правонарушение
фактором. Учитывая то, что трудновоспитуемые
учащиеся общеобразовательных школ и
подростки-правонарушители обладают многими
общими отрицательными личностными чертами
и особенностями поведения, мы полагаем,
что выводы психологических исследований,
полученные на контингенте подростков-правонарушителей,
в определенной мере все же относятся
и к трудновоспитуемым подросткам, не
нарушавшим закон.
Проведенный выше анализ понятий, определяющих
различные формы отклонений в поведении,
показывает, что они связаны между собой,
но не тождественны. У трудновоспитуемого
подростка отличительной чертой, определяющей
его взаимоотношения с учителями, является
сопротивляемость педагогическим воздействиям.
В понятии «трудновоспитуемость» фокусируется
и наличие отклонений в нравственном развитии,
и педагогическая запущенность и добавляется
еще один аспект — взаимодействие ребенка
и воспитателя. Трудновоспитуемость обусловлена
широким кругом причин, неоднозначных
по своей природе, но всегда включающих
в себя три элемента: субъект деятельности
(воспитатель), объект и субъект (воспитуемый)
и их взаимодействие. Трудновоспитуемость
представляет собой единство названных
элементов отклоняющегося поведения.
Используя в работе понятие «трудновоспитуемые
подростки», я учитываю именно это системное
понимание данного явления. Коррекция
трудновоспитуемости является, на мой
взгляд, главным условием предупреждения
всех форм отклоняющегося поведения и
правонарушений подростков.
Особенности личности «трудного» ребенка.
Осуществление перевоспитания немыслимо
без глубокого анализа
трудных детей (особенностей их психики,
обусловивших это поведение). Трудному
подростку свойственны в
Это значит, что перевоспитание должно осуществляться на основе общих
принципов учебно-воспитательного процесса с учетом специфических особенностей трудновоспитуемых. Это требует всестороннего и объективного анализа особенностей поведения трудных детей. Между тем особенности поведения трудных детей есть прежде всего своеобразное отражение неблагоприятных внешних влияний. Поэтому типичные черты трудных подростков свидетельствуют о типичных ошибках в их воспитании. Одной из таких ошибок является недостаточное внимание к мотивам поступков и поведения трудных подростков.
Трудновоспитуемость и сам процесс перевоспитания связаны не только с
изменением поведения, но и с преобразованием всей мотивационной сферы
трудного подростка. Когда трудновоспитуемость возникает, формируется и
особая, ее поддерживающая и оправдывающая система мотивов. Наличие
антиобщественных мотивов
Мотивационная среда трудных подростков включает:
- ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность личности;
- житейские или бытовые мотивы, регулирующие в основном
взаимоотношения трудного подростка с окружающими людьми, определяющие его ситуативное поведение.
Определяя мотивы поведения трудных подростков, нельзя по одинаковым причинам или похожим условиям судить о сходстве мотивов. Даже в совершении группового проступка каждый подросток действует по разным мотивам. Именно вследствие различия мотивационной сферы трудный подросток весьма своеобразно реагирует на различные воспитательные влияния. И определить направление перевоспитания можно только в том случае, когда будут ясны мотивы поведения каждого конкретного подростка.
Для всех трудных подростков характерна
потребность в ярких
эмоциональных переживаниях. Следовательно, перевоспитание должно перестроить мотивационную сферу подростка и переключить его чувства, переживания на общественно полезные дела.
Среди отрицательных качеств «
Беспринципность – другая распространенная черта трудных детей.
Для таких детей нет твердых норм морали. Чтобы перевоспитать такого
подростка, требуется восстановление единых требований в семье и школе,
создание твердых правил, четкого режима, традиций.
Поведение некоторых подростков может определяться легкомысленным отношением к жизни. Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. К примеру, сангвиник острее переживает неудачу, более страстно протестует против несправедливости, ошибок педагогов, активнее борется за осуществление своих желаний. Флегматик не реагирует на “мелочи жизни”, но тяжело переживает конфликтные длительные состояния с окружающими и т. д.
Информация о работе Причины формирования трудновоспитуемости подростков