Причины,
приводящие к психологическим расстройствам,
акцентуациям характера связывают
как с органическими повреждениями
мозга (асфиксии при рождении, черепно-мозговые
травмы, тяжёлые интоксикации) так
и с социальными факторами, на
первое место среди которых можно
поставить условия семейного
воспитания. Чаще всего эти факторы
настолько тесно связаны, что
вызывают серьёзные затруднения
у исследователей при определении
первопричинности «отклоняющегося» поведения
у подростков. [11]
Неустойчивость
воспитательных влияний и их противоречивость
ведут к неустойчивости поведения,
к непрочности сформированных положительных
качеств, порождают безволие, легкую
внушаемость и чрезмерное самомнение
– качества, характерные для большинства
трудных детей.
Педагогической
наукой установлено, что:
1. Ни одна отдельно взятая причина не может
привести к сложным отрицательным изменением
в психике. Трудновоспитуемым, правонарушителем,
преступникам, асоциальной личностью
человек становится только под воздействием
совокупности неблагоприятных причин.
Следовательно, система перевоспитания
должна быть направлена на то, чтобы не
дать возможности отрицательным различным
влияниям и неблагоприятным условиям
соединиться, действовать в комплексе.
В этом случае отдельные личностные недостатки
вступают в более легкой форме и при активном
участии трудовых, учебных коллективов,
самого воспитуемого успешно устраняются.
2. Переделка, перестройка, внутреннего
мира человека – процесс естественный,
необходимый по отношению ко всем без
исключения людям. В его основе лежат единые
процессы перестройки сознания и поведения.
Причем важно, чтобы были определены научные
основы перевоспитания как органической
части системы воспитания.
Причинную
связь между девиантным поведением
и личностью позволяет установить
теория девиантного поведения американского
психолога Говарда Кэплана, проверенная
на изучении употребления наркотиков,
делинквентного поведения.
Кэплан
(1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи
между девиантным поведением и пониженным
самоуважением. Поскольку каждый человек
стремиться к положительному образу
«Я», низкое самоуважение переживается
как неприятное состояние, а принятие
себя ассоциируется с освобождением
от травмирующих переживаний. Это побуждает
людей поступать так, чтобы уменьшить
субъективную вероятность самоуничижения
и повышать субъективную вероятность
принятия себя. Люди, сильнее других
страдающие от самоуничижения, испытывают
большую потребность в том, чтобы
своим поведением изменить это состояние.
Поэтому людей, в целом принимающих
себя, всегда значительно больше, чем
отвергающих себя, склонных к самоуничижению.
Пониженное
самоуважение статистически у юношей
практически со всеми видами девиантного
поведения – нечестностью, принадлежностью
к преступным группам, совершением
правонарушений, употреблением наркотиков,
пьянством, агрессивным поведением.
В
научной литературе на сей счёт существуют
четыре главные гипотезы.
1.
Девиантное поведение способствует
снижению самоуважения, потому что
вовлечённый в него индивид
невольно усваивает и разделяет
отрицательное отношение общества
к своим поступкам, а тем
самым к себе.
2.
Низкое самоуважение способствует
росту антинормативного поведения:
участвуя в антисоциальных группах
и их действиях, подросток пытается
тем самым повысить свой психологический
статус у сверстников, найти
такие способы самоутверждения,
которых у него не было в
семье и школе.
3.
При некоторых условиях, особенно
при низком начальном самоуважении,
девиантное поведение способствует
повышению самоуважения.
4.
Кроме делинквентности важное
влияние на самоуважение оказывают
другие формы поведения, значимость
которых с возрастом меняется.
Сравнивая
долгосрочную динамику самоуважения подростков,
начиная с 12 – летнего возраста,
с их участием или неучастием в
девиантном поведении, Кэплан нашёл
убедительные свидетельства в пользу
второй и третьей гипотез. Оказалось
что у подавляющего большинства
подростков положительные самооценки
превалируют над отрицательными,
причём в возрастом эта тенденция
усиливается – самокритика, недовольство
собой помогают преодолевать замеченные
недостатки и тем самым повышать
самоуважение.
Однако
у некоторых подростков не происходит,
и они постоянно чувствуют
себя неудачниками. Их негативное самовосприятие
складывается из трёх различных, но взаимосвязанных
видов опыта.
Во-первых,
они считают, что не имеют личностно
– ценных качеств или не могут
совершить личностно – ценные
действия, и, напротив, обладают отрицательными
чертами или совершают отрицательные
действия.
Во
– вторых, они считают, что значимые
для них другие не относятся к
ним положительно или относятся
отрицательно.
В
– третьих, они не обладают или
не умеют эффективно использовать механизмы
психической защиты, позволяющие
снять или смягчить последствия
первых двух элементов субъективного
опыта.
Потребность
в самоуважении у таких подростков
особенно сильна, но поскольку она
не удовлетворяется социально приемлемыми
способами, то они обращаются к девиантным
формам поведения.
Чувство
самоуничижения, своего несоответствия
предъявляемых требованием ставит
перед выбором либо в пользу требований
и продолжение мучительных переживаний
самоуничижения, либо в пользу повышения
самоуважения в поведении, направленном
против этих требований. Поэтому желание
соответствовать ожиданиям коллектива,
общества уменьшается, а стремление
уклоняться от них растёт. В результате
и установки, и референтные группы,
и поведение подростка становится
всё более антинормативным, толкая
его всё дальше по пути девиации.
[1]
Разумеется,
девиация – не лучший и не единственный
способ избавиться от чувства самоуничижения.
«Высокое самоуважение» подростка
– преступника нередко проблематично,
в нём много напускного, демонстративного,
в глубине души он не может не
измерять себя общесоциальным масштабом,
и рано или поздно это сказывается.
Тем не менее девиантное поведение как
средство повышения самоуважения и психологической
самозащиты достаточно эффективно.
Компенсаторные
механизмы, посредством которых
подросток «восстанавливает» подорванное
самоуважение, не совсем одинаковы
для той, или иной стороны его
«Я». Чувство своей недостаточной
мускулистости может побудить подростка
начать курить и пить, что повышает
его самоуважение как «крепкого
парня». Кроме того, подростковое самоуничижение
снимается девиантным поведением лишь
постольку, поскольку такое поведение
принято в соответствующей субкультуре.
Девиантное
поведение вначале всегда бывает
немотивированным. Подросток хочет
соответствовать требованиям общества,
но по каким-то причинам (конституционные
факторы, социальные условия, неумение
правильно определить свои социальные
идентичности и роли, противоречивые
ожидания значимых других, недостаток
материальных ресурсов, плохое овладение
нормальными способами социальной
адаптации и преодоления трудностей)
он не может этого сделать. Это
отражается в его самосознании и
толкает на поиск в других направлениях.
Таким
образом, девиантные поступки увеличивают
привлекательность совершающего их
подростка для других, которые
принимают такой стиль поведения;
совершая антинормативные поступки,
подросток привлекает к себе внимание.
Вместе с тем девиантные поступки
усиливают потребность подростка
в социальном одобрении группы. Наконец,
девиантные действия вызывают отрицательное
отношение к санкции со стороны
«нормальных» других, вплоть до исключения
девиантного подростка из общения
с ним. Это способствует активизации
общения подростка с девиантной
средой, уменьшает возможности социального
контроля и способствует дальнейшему
усилению девиантного поведения
и склонности к нему. Для этой
ситуации характерно формирование обратной
зависимости между отношениями
подростка в семье и степенью
его вовлечённости в девиантные
группы. В результате девиантные поступки
из немотивированных становятся мотивированными.
Биологические причины
Биологические причины выражаются
в существовании неблагоприятных физиологических
или анатомических особенностей организма
ребёнка, затрудняющих его социальную
адаптацию. Причём здесь речь идёт, конечно,
не о специальных генах, фатально обусловливающих
девиантное поведение, а лишь о тех факторах,
которые наряду с социально – педагогической
коррекцией требуют также и медицинской.
К ним относятся:
- генетические,
которые передаются по наследству. Это
могут быть нарушения умственного развития,
дефекты слуха и зрения, телесные пороки,
повреждения нервной системы. Данные поражения
дети приобретают, как правило, ещё во
время беременности матери в силу неполноценного
и неправильного питания, употребления
ею алкогольных напитков, курения; заболеваний
матери (физические и психические травмы
во время беременности, хронические и
соматические инфекционные заболевания,
черепно-мозговые и психические травмы,
венерические заболевания); влияния наследственных
заболеваний, а особенно наследственности,
отягощённой алкоголизмом;
- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно – соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребёнка в среде сверстников, коллективе.
Психологические факторы, в
которые включаются наличие у
ребёнка психопатологии или акцентуации
(чрезмерное усиление) отдельных черт
характера. Эти отклонения выражаются
в нервно – психических заболеваниях,
психопатии, неврастении, пограничных
состояниях, повышающих возбудимость
нервной системы и обуславливающих
неадекватные реакции подростка. Дети
с явно выраженной психопатией, которая
является отклонением от норм психического
здоровья человека, нуждаются в помощи
психиатров. Дети с акцентуированными
чертами характера, что является крайним
вариантом психической нормы, чрезвычайно
уязвимы для различных психологических
воздействий и нуждаются, как правило,
в социально – медицинской реабилитации
наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребёнка, формируются
некоторые психические качества, черты
личности и характера. У подростка наблюдается
два процесса развития психики: либо отчуждение
от той социальной среды, где он живёт,
либо приобщение. Если в семье ребёнок
чувствует недостаток родительской ласки,
любви, внимания, то защитным механизмом
в этом случае будет выступать отчуждение.
Проявлениями такого отчуждения могут
быть: невротические реакции, нарушения
общения с окружающими, эмоциональная
неустойчивость и холодность, повышенная
уязвимость, обусловленные психическими
заболеваниями выраженного или пограничного
характера, отставанием или задержкой
психического развития, разными психическими
патологиями. Характерологические подростковые
реакции, такие как отказ, протест, группирование,
являются, как правило, следствием эмоционально
зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае несформированности системы
нравственных ценностей подростка сфера
его интересов начинает принимать преимущественно
корыстную, насильственную, паразитическую
или потребительскую направленность.
Для таких подростков характерен инфантилизм,
примитивность в суждениях, преобладание
развлекательных интересов. Эгоцентрическая
позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного
отношения к существующим нормам и правам
другого человека приводит к “отрицательному
лидерству”, навязыванию физически более
слабым сверстникам системы их “порабощения”,
браваде криминальным поведением, оправдыванию
своих действий внешними обстоятельствами,
низкой ответственности за своё поведение.
Социальные причины
Социальные
причины выражаются в дефектах школьного,
семейного или общественного воспитания,
в основе которых лежат половозрастные
и индивидуальные особенности развития
детей, приводящих к отклонениям в ранней
социализации ребёнка в период детства
с накоплением негативного опыта; в стойкой
школьной неуспешности ребёнка с разрывом
связей со школой (педагогическая запущенность),
ведущей к несформированности у подростка
познавательных мотивов, интересов и школьных
навыков. Такие дети, как правило, изначально
бывают плохо подготовлены к школе, негативно
относятся к домашним заданиям, выражают
безразличие к школьным оценкам, что говорит
о их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация
школьника в своём развитии проходит следующие
стадии:
- учебной декомпенсации - состояния ребёнка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
- школьной дезадаптации - состояния ребёнка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
- социальной дезадаптации - состояния ребёнка, когда отмечается полная утрата интереса к учёбе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
криминализация среды
свободного времяпрепровождения.
Так, например, отчисление из
школы детей 15 – летнего возраста,
что позволяется законом “Об
образовании”, выбрасывает детей
на улицу, где они не могут легально
трудоустроиться. Принимая во внимание,
что такие дети, как правило, из
малообеспеченных семей, можно с
уверенностью утверждать, что основные
и реальные способы добывания
средств существования у них
будут носить криминальный характер.
Важным фактором отклонений в психосоциальном
развитии ребёнка является неблагополучие
семьи. Следует выделить определённые
стили семейных взаимоотношений, ведущих
к формированию асоциального поведения
несовершеннолетних:
- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребёнка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребёнка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи - одни правила поведения, для общества - совершенно другие;
- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;