Причины формирования трудновоспитуемости подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является выявление причин возникновения трудновоспитуемости у детей и ее влияние на формирование личности.

В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по данной теме.
2. Изучение «трудновоспитуемости» подростков.
3. Формулировка выводов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Понятие «Трудновоспитуемость».
1.1 Особенности личности «трудного» ребенка.
Глава II. Причины формирования трудновоспитуемости подростков
2.1 Биологические причины
2.2 Психолого-педагогические причины
2.3 Социальные причины
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 69.02 Кб (Скачать файл)

-        асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной “семейной жестокости” и насилия. Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребёнку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нём. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребёнка. Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребёнком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребёнка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребёнка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя. Анализ семьи и её воздействий на психосоциальное развитие ребёнка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие - вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

Таким образом, девиантное поведение предстаёт  как нормальная реакция на ненормальные для ребёнка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и  в то же время как язык общения  с социумом, когда другие социально  приемлемые способы общения исчерпали  себя или недоступны.

 

 

Психолого–педагогические  причины

 

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. [3].

 

На современном этапе границы  подросткового возраста примерно совпадают  с обучением детей в средних  классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием  для периодов жизни является не календарный  возраст, а анатомо-физиологические  изменения в организме.

 

Наиболее существенным в подростковом возрасте являются половое созревание. Показатели его и определяют границы  подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным  увеличением роста, возмужанием  организма, развитием вторичных  половых признаков.

Личко А.Е. различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием, как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. [24]

В ходе бурного роста и физиологической  перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная  самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья  к унынию и пессимизму. Придирчивое  отношение к родным сочетается с  острым недовольством собой.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного  чувства взрослости, как субъективного  переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его  в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание  своих прав, самостоятельности, что  непременно приводит к конфликту  между взрослыми и подростками.

В результате возникает кризис подросткового  возраста.

Суть  подросткового кризиса [29] составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним  относятся: реакция эмансипации, реакция  группирования со сверстниками, реакция  увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством  которого подросток старается высвободиться  из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться  связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в  отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения  минимальной свободы и самостоятельности  обостряют подростковый конфликт и  провоцируют подростков на крайние  меры: прогулы, уходы из школы и  из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. [13, 14] Подросткам свойственно инстинктивное  тяготение к сплочению, к группированию  со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться  коллективной дисциплине, умение завоевывать  авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную  особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются  склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся на следующие виды: [20]

1.         Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).

2.         Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).

3.         Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

Знание  подростковых увлечений помогает лучше  понять внутренний мир и переживания  подростков, улучшает взаимопонимание  между подростками и взрослыми.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это  более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. [13]

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные  и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к  себе, к качествам собственной  личности, потребность сопоставления  себя с другими людьми, потребность  в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной [33], является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь  друга, кроме того, с восприятием  сверстника как образца, который  ближе, понятнее, доступнее по сравнению  со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с  классным коллективом. [18]

 

Таким образом, прилив физических сил побуждает  подростка к деятельности. Не у  каждого подростка проявляется  весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. Итак, источником нормативной  регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это  еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы  – такие, которые принимаются  взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые  нормы, принятые в референтных группах. Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому  самосовершенствованию порождает  у них активный поиск образца  для подражания, который они находят  среди старших по возрасту детей  и взрослых людей одного с ними пола. Подростки начинают пробовать  себя в различных жизненных ролях  в компаниях сверстников и  взрослых людей вне ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто роль взрослого в отличие  от роли ребенка). Особенно подросткам нравится играть роль взрослых людей  среди старших по возрасту. В работе с подростком следует учитывать  главные возрастные и личностные особенности, основные психологические  новообразования этого возраста.

 

 

Заключение

 

Подростковый возраст  – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени  требуемого для усвоения «взрослых  ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться  с рядом задач развития возникающих  на этом этапе жизненного пути. В  процессе выполнения этих задач могут  возникать трудности. В силу различных  причин в отрочестве и юности часто  имеет место девиантное и деликвентное поведение.

Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от:

  1. Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.
  2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.
  3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.
  4. Правосознание подростка.

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего  взаимообусловлено влиянием биологических  и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.

В детской и подростковой психологии заключение о девиантном поведении требует осторожности, ибо:

  1. Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития.
  2. Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства.

 

Список литературы

воспитание семья

  1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.

  1. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М.: Знание, 2005.- 226с.

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 2001.

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред.В. В. Давыдова. - М., 1996.

  1. Гонеев А.Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.

  1. Давиятова С.В. Ценностные составляющие представления о себе у дезадаптированных подростков //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2004.

  1. Дивицина Н.Ф. Семьеведение. – М., 2006.

  1. Донина О. И., Шубович М. М. Семья: педагогические аспекты деятельности социального работника. Уч. пос. - Ульяновск: УлГУ, 2002.

  1. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие / Е.В. Змановская – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 288 с.

  1. Зритнева Б.И. Социология семьи. – М., 2006.

  1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред.ивысш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 304с.

Информация о работе Причины формирования трудновоспитуемости подростков