Приложение к диагностике математического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Математическое развитие детей дошкольного возраста происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.
Установлено, что вовлечение детей дошкольного возраста с разные виды математической деятельности в процессе обучения направлено в основном на раскрытие связей и отношений, то есть на достижение не только
непосредственного практического результата (навыки счета выполнение элементарных математических операций, решение арифметических задач и т. п.), но и широкого развивающего эффекта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3.
Диагностическая программа………………………………………………….5
Практическая часть……………………………………………………………11
Вывод…………………………………………………………………………..13
Приложение к диагностике математического развития дошкольников…..15
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Ped_diagnostika_matematicheskogo_razvitia-2003.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение……………………………………………………………………….3.

Диагностическая программа………………………………………………….5

Практическая часть……………………………………………………………11

Вывод…………………………………………………………………………..13

Приложение к диагностике математического развития дошкольников…..15

Список использованной литературы…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Математическое развитие детей дошкольного возраста происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.

Установлено, что вовлечение детей дошкольного возраста с  разные виды математической деятельности в процессе обучения направлено в  основном на раскрытие связей и отношений, то есть на достижение не только 
непосредственного практического результата (навыки счета выполнение элементарных математических операций, решение арифметических задач и т. п.), но и широкого развивающего эффекта.

Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в  дошкольном возрасте и тем самым  решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.

Подходы к оценке математического развития детей дошкольного возраста разнообразны в зависимости от концептуальных идей программы развития, по которой работает дошкольное образовательное учреждение и непосредственно конструируется процесс развития математических представлений у детей.

В практике работы для проведения диагностики используются, чаще всего, неформальные тестовые задания, выявляющие наличный уровень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи и т.д. При подобном подходе к диагностике проверяется, в основном, освоенность заданного в программе содержания.

Возможны другие подходы к диагностике, как, например, оценка математического развития с позиций логико-математического опыта ребенка, который включает овладение действиями (способами) познания и средствами познания.

В зависимости от возраста детей оценке подлежат следующие способы познания: обследование, сравнение, уравнивание, сосчитывание, измерение условными мерками, экспериментирование, преобразование и воссоздание, моделирование и др. Среди них можно выделить наиболее значимые в плане логического познания: группировка и классификация, упорядочивание и сериация.

К средствам познания относятся сенсорные эталоны (цвет, форма), условные меры (образцы для сличения, сравнения по размеру, массе, объему), образы (представления о пространственных и временных отношениях, изменениях, числах, величинах), модели, речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностическая программа

Цель диагностики будет состоять в отслеживании достижений в овладении ребенком 5- 6 лет, как средствами, так и способами познания.

На основе полученных результатов определяется его логико-математический опыт, который представлен склонностью (или отсутствием таковой) к самостоятельному познанию, проявлением активности в поисковой и творческой игровой деятельности, умением использовать освоенные средства и действия с целью самостоятельного обнаружения истины, простых связей и зависимостей групп объектов по свойствам (по форме, размеру, массе, объему, расположению) и отношениям соответствия и сходства, порядка (порядковой зависимости), частей и целого.

Задачи диагностики:

  1. изучить умение детей сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки (диагностическая ситуация - «Кто не нарисован на картинке?»).
  2. выявить практические умения детей 5-6 лет в составлении чисел из двух меньших; осуществление поисковых действий (диагностическая ситуация - «Войди в избушку»).
  3. исследовать умения детей обнаруживать нарушения (ошибки) в порядке следования предметов по высоте, восстанавливать сериационные ряды. Объяснять ошибки на основе установления соответствия предметов по высоте и порядковому номеру (диагностическая ситуация - Восстанови лесенку»).
  4. выявить умения соблюдать правила последовательности ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуждать, мысленно обосновывать ход своих действий. (ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»)
  5. изучить представления детей о последовательности дней недели, умении обосновывать порядок следования дней недели, восстанавливать пропущенные дни (в условиях игры) (ситуация «Какие дни пропущены?»).
  6. выявить умения пользоваться приемами определения массы, сравнивать предметы, объяснять ход своих мыслей; пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же» (диагностическая ситуация «Чей рюкзак тяжелее» .

Критерии анализа

Педагог оценивает результативность своей педагогической деятельности: насколько ребенок активен, сообразителен, понимает ли поставленную в ситуации задачу, включается ли в поисковую деятельность, рассуждает ли по поводу полученного результата или допущенной ошибки, в должном ли направлении, поддерживает ли диалог, начатый взрослым, владеет ли необходимыми действиями (сравнения, обобщения, измерения и др.).

При подведении итогов диагностики следует учитывать результаты повседневных кратковременных наблюдений за ребенком, его поведением в условиях новой неизвестной игры, в творческой или проблемной ситуации.

Анализ результатов целесообразно проводить по следующим показателям:

- овладение практическими действиями (способами познания) свойств и отношений, как отдельных предметов, так и групп по форме, величине, количеству, массе; на основе выделения пространственных и временных отношений (на сенсорном уровне, элементарном логическом);

- освоенность умений выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, устанавливать и менять последовательность, моделировать, схематизировать;

- освоенность умений выражать в речи сущность практических действий и прогнозируемых (как буду делать): измерения, деления целого на части, увеличения и уменьшения по размеру, чисел и др.;

- проявление инициативности в логико-математических видах деятельности, элементов поиска, экспериментирования, творчества как в специально организованных ситуациях, так и жизненных, возникающих стихийно.

На  основе  учета данных   показателей   можно  охарактеризовать уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень – ребенок действует самостоятельно, без помощи взрослого, обладает полным объемом знаний (75-100%) умеет считать количественным и порядковым счетом в пределах 10, знание состава числа из единиц и двух меньших чисел, знание цифр от 0 до 9, умение сравнивать предметы по величине и составлять ряды в возрастающем и убывающем порядке, изменять с помощью условной мерки, умение различать  геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и во времени, группировать предметы и явления по нескольким признакам.

Средний уровень – ребенок выполняет решение диагностических ситуаций с помощью взрослого или с  его подсказкой, уровень знаний  характеризуется  незначительными ошибками, объем знаний 50-75%.

Низкий уровень – ребенок  решает диагностические ситуации с помощью взрослого, не справляется с заданиями, допускает ошибки. Характеризуется отсутствием или фрагментарностью знаний и умений не достигаются половины необходимого объема.

 

 Описание диагностических методик

Форма организации диагностического обследования: проблемно-игровые ситуации, в которые включены познавательные задачи.

Начальная (исходная диагностика) проводится в начале учебного года (в конце сентября) и состоит из 3-х ситуаций: «Кто не нарисован на картинке?», «Войди в избушку», «Восстанови лесенку».

В ходе первой ситуации «Кто не нарисован на картинке?» ребенку предлагается логическая задача (по типу тестов Айзенка) с неполным набором картинок. Вместо одной недостающей картинки, как это обычно бывает в подобных задачах, их 3 (рис. 1). Образцом служит второй ряд, где нарисовано то, о чем говорится в ситуации: Кристофер Робин нарисовал своих друзей - ослика Иа-Иа, Вини-Пуха и Пятачка по-разному: веселыми - с глазами-щелочками, удивленными - с круглыми глазами, и испуганными - с квадратными глазами. Друзья посмотрели на рисунки художника и забрали самые лучшие.

Посмотри на картинку и скажи, кто взял рисунки и какие? (Дети пользуются вариантами ответов). Сможешь ли ты доказать, кто именно эти рисунки уже взял?

В ходе решения важно понять и запомнить: кто нарисован? (ослик, медвежонок и  поросенок),  как?  (с глазами-щелочками,  круглыми  и квадратными). Неизвестно сочетание признаков: название животного, присущая ему форма глаз, расположение (3 признака). Для практического поиска ответов необходимо разрезать вторую (нарисованную справа) картинку, расположив полученные квадраты в том же порядке.

Для поиска портретов, которые уже взяли и кто, следует «раскрыть» закономерность, состоящую в том, что в каждом ряду и столбце имеют место все 3 признака: разные животные, с тремя рисунками глаз, разным расположением в пространстве.

Решая эту задачу, ребенок практически выбирает портреты, которые уже забрали. Это: в верхнем ряду - портрет медвежонка, но с квадратными глазами; в третьем (нижнем) ряду слева - медвежонка с глазами-щелочками и справа - ослика с круглыми глазами.

Естественно, что выполнить поставленные диагностические задачи можно лишь при условии доброжелательного общения взрослого с ребенком, подтверждения как правильных ответов, так и сомнений, избегая непосредственных подсказок.

Вторая диагностическая ситуация «Войди в избушку» (рис.2).

На трех избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9, 7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать карандашом).

Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступить? Проверь, откроется ли дверь? Если хочешь, то войди в другие избушки.

Третья диагностическая ситуация «Восстанови лесенку» (рис.3).

Лесенка из счетных палочек Кюизенера составлена с пропуском палочки «6» на подъеме и «5», «4», «2» - на спуске. Для проведения диагностики можно воспользоваться рисунком, но желательно составить лесенку на плоскости и положить недостающие палочки, среди которых должны быть «лишние».

Инструкция: Голодные любопытные мышата учуяли запах сыра, но подняться по ступенькам, чтобы взять его, не смогли. Назови номера ступенек, по которым собирается подняться худой мышонок. Какой по порядку ступеньки не хватает в его лесенке? Ты можешь исправить лесенку? Исправь!

Назови номера ступенек, по которым собирается подняться полный мышонок. Каких по порядку ступенек не хватает в его лесенке? Назови. Помоги и ему! Теперь он сможет полакомиться сыром? Удобно ли теперь шагать по лесенке?

Таким образом, 3 ситуации, которые могут быть предъявлены ребенку шестого года жизни помогут педагогу сориентироваться в том, как дети относятся к подобным ситуациям, интересны ли они им, каков уровень умственной активности проявляют при этом, умения сравнивать и использовать результаты при решении познавательных задач, понимать простые закономерности чередования, следования, устанавливать взаимосвязь цифры и числа, составлять числа из двух меньших, устанавливать порядок следования величин и чисел.

По окончании учебного года вновь проводится диагностика, также представленная тремя игровыми ситуациями.

Возраст детей 5 лет 8мес. - 6 лет.

Ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход» организуется без практических действий. Ребенок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки (рис. 4).

Инструкция. Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь. Первый ход был моим (слева). По мере обнаружения ошибок ребенку задается вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки?» Как их исправить, используя дополнительные фишки?

Вторая ситуация: «Какие дни пропущены?» (рис.5).

Инструкция. Рассмотри этот календарь. Это 4 недели. Давай определим, чем занимаются дети в первый день недели, понедельник. (Музыкальное занятие.) Во второй - вторник (математика) и т.д. Посмотри на вторую неделю и скажи, какие дни пропущены. Назови их порядковые номера. Третья неделя. Рассмотри ее. Если это пятница (показать), то какие 2 дня пропущены? Четвертая неделя. Полная ли неделя изображена?

Третья ситуация «Чей рюкзак тяжелее» (рис.6).

Инструкция. Рассмотри рюкзаки с фруктами. (Кто их несет? Куда направляются? Что лежит в рюкзаках?)

• Для чего на рисунке весы. Чему равна по весу одна груша?

• «Взвешивай» фрукты на весах, используя вместо гирь яблоки. Определи самый тяжелый рюкзак, самый легкий. (Можно пользоваться карандашом).

Данные диагностические ситуации позволяют педагогу выявить умения детей действовать и мыслить последовательно на разном содержании: при ориентировке в игре «Домино», в днях недели, в процессе соотнесения одного количества с другим при оценке массы. Данные требования соответствуют возможностям детей 6 лет и задачам раздела «Первые шаги в математику» программы «Детство».

Информация о работе Приложение к диагностике математического развития дошкольников