Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:01, контрольная работа
Математическое развитие детей дошкольного возраста происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.
Установлено, что вовлечение детей дошкольного возраста с разные виды математической деятельности в процессе обучения направлено в основном на раскрытие связей и отношений, то есть на достижение не только
непосредственного практического результата (навыки счета выполнение элементарных математических операций, решение арифметических задач и т. п.), но и широкого развивающего эффекта.
Введение……………………………………………………………………….3.
Диагностическая программа………………………………………………….5
Практическая часть……………………………………………………………11
Вывод…………………………………………………………………………..13
Приложение к диагностике математического развития дошкольников…..15
Список использованной литературы……………………………
План
Введение…………………………………………………………
Диагностическая программа………………………………………………….5
Практическая часть……………………………………………………………11
Вывод…………………………………………………………………
Приложение к диагностике математического развития дошкольников…..15
Список использованной литературы…………………………………………17
Введение
Математическое развитие детей дошкольного возраста происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.
Установлено, что вовлечение
детей дошкольного возраста с
разные виды математической деятельности
в процессе обучения направлено в
основном на раскрытие связей и отношений,
то есть на достижение не только
непосредственного практического результата (навыки счета выполнение элементарных
математических операций, решение арифметических
задач и т. п.), но и широкого развивающего
эффекта.
Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и тем самым решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.
Подходы к оценке математического развития детей дошкольного возраста разнообразны в зависимости от концептуальных идей программы развития, по которой работает дошкольное образовательное учреждение и непосредственно конструируется процесс развития математических представлений у детей.
В практике работы для проведения диагностики используются, чаще всего, неформальные тестовые задания, выявляющие наличный уровень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи и т.д. При подобном подходе к диагностике проверяется, в основном, освоенность заданного в программе содержания.
Возможны другие подходы к диагностике, как, например, оценка математического развития с позиций логико-математического опыта ребенка, который включает овладение действиями (способами) познания и средствами познания.
В зависимости от возраста детей оценке подлежат следующие способы познания: обследование, сравнение, уравнивание, сосчитывание, измерение условными мерками, экспериментирование, преобразование и воссоздание, моделирование и др. Среди них можно выделить наиболее значимые в плане логического познания: группировка и классификация, упорядочивание и сериация.
К средствам познания относятся сенсорные эталоны (цвет, форма), условные меры (образцы для сличения, сравнения по размеру, массе, объему), образы (представления о пространственных и временных отношениях, изменениях, числах, величинах), модели, речь.
Диагностическая программа
Цель диагностики будет состоять в отслеживании достижений в овладении ребенком 5- 6 лет, как средствами, так и способами познания.
На основе полученных результатов определяется его логико-математический опыт, который представлен склонностью (или отсутствием таковой) к самостоятельному познанию, проявлением активности в поисковой и творческой игровой деятельности, умением использовать освоенные средства и действия с целью самостоятельного обнаружения истины, простых связей и зависимостей групп объектов по свойствам (по форме, размеру, массе, объему, расположению) и отношениям соответствия и сходства, порядка (порядковой зависимости), частей и целого.
Задачи диагностики:
Критерии анализа
Педагог оценивает результативность своей педагогической деятельности: насколько ребенок активен, сообразителен, понимает ли поставленную в ситуации задачу, включается ли в поисковую деятельность, рассуждает ли по поводу полученного результата или допущенной ошибки, в должном ли направлении, поддерживает ли диалог, начатый взрослым, владеет ли необходимыми действиями (сравнения, обобщения, измерения и др.).
При подведении итогов диагностики следует учитывать результаты повседневных кратковременных наблюдений за ребенком, его поведением в условиях новой неизвестной игры, в творческой или проблемной ситуации.
Анализ результатов целесообразно проводить по следующим показателям:
- овладение практическими действиями (способами познания) свойств и отношений, как отдельных предметов, так и групп по форме, величине, количеству, массе; на основе выделения пространственных и временных отношений (на сенсорном уровне, элементарном логическом);
- освоенность умений выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, устанавливать и менять последовательность, моделировать, схематизировать;
- освоенность умений выражать в речи сущность практических действий и прогнозируемых (как буду делать): измерения, деления целого на части, увеличения и уменьшения по размеру, чисел и др.;
- проявление инициативности в логико-математических видах деятельности, элементов поиска, экспериментирования, творчества как в специально организованных ситуациях, так и жизненных, возникающих стихийно.
На основе учета данных показателей можно охарактеризовать уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень – ребенок действует самостоятельно, без помощи взрослого, обладает полным объемом знаний (75-100%) умеет считать количественным и порядковым счетом в пределах 10, знание состава числа из единиц и двух меньших чисел, знание цифр от 0 до 9, умение сравнивать предметы по величине и составлять ряды в возрастающем и убывающем порядке, изменять с помощью условной мерки, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и во времени, группировать предметы и явления по нескольким признакам.
Средний уровень – ребенок выполняет решение диагностических ситуаций с помощью взрослого или с его подсказкой, уровень знаний характеризуется незначительными ошибками, объем знаний 50-75%.
Низкий уровень – ребенок решает диагностические ситуации с помощью взрослого, не справляется с заданиями, допускает ошибки. Характеризуется отсутствием или фрагментарностью знаний и умений не достигаются половины необходимого объема.
Описание диагностических методик
Форма организации диагностического обследования: проблемно-игровые ситуации, в которые включены познавательные задачи.
Начальная (исходная диагностика) проводится в начале учебного года (в конце сентября) и состоит из 3-х ситуаций: «Кто не нарисован на картинке?», «Войди в избушку», «Восстанови лесенку».
В ходе первой ситуации «Кто не нарисован на картинке?» ребенку предлагается логическая задача (по типу тестов Айзенка) с неполным набором картинок. Вместо одной недостающей картинки, как это обычно бывает в подобных задачах, их 3 (рис. 1). Образцом служит второй ряд, где нарисовано то, о чем говорится в ситуации: Кристофер Робин нарисовал своих друзей - ослика Иа-Иа, Вини-Пуха и Пятачка по-разному: веселыми - с глазами-щелочками, удивленными - с круглыми глазами, и испуганными - с квадратными глазами. Друзья посмотрели на рисунки художника и забрали самые лучшие.
Посмотри на картинку и скажи, кто взял рисунки и какие? (Дети пользуются вариантами ответов). Сможешь ли ты доказать, кто именно эти рисунки уже взял?
В ходе решения важно понять и запомнить: кто нарисован? (ослик, медвежонок и поросенок), как? (с глазами-щелочками, круглыми и квадратными). Неизвестно сочетание признаков: название животного, присущая ему форма глаз, расположение (3 признака). Для практического поиска ответов необходимо разрезать вторую (нарисованную справа) картинку, расположив полученные квадраты в том же порядке.
Для поиска портретов, которые уже взяли и кто, следует «раскрыть» закономерность, состоящую в том, что в каждом ряду и столбце имеют место все 3 признака: разные животные, с тремя рисунками глаз, разным расположением в пространстве.
Решая эту задачу, ребенок практически выбирает портреты, которые уже забрали. Это: в верхнем ряду - портрет медвежонка, но с квадратными глазами; в третьем (нижнем) ряду слева - медвежонка с глазами-щелочками и справа - ослика с круглыми глазами.
Естественно, что выполнить поставленные диагностические задачи можно лишь при условии доброжелательного общения взрослого с ребенком, подтверждения как правильных ответов, так и сомнений, избегая непосредственных подсказок.
Вторая диагностическая ситуация «Войди в избушку» (рис.2).
На трех избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9, 7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать карандашом).
Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступить? Проверь, откроется ли дверь? Если хочешь, то войди в другие избушки.
Третья диагностическая ситуация «Восстанови лесенку» (рис.3).
Лесенка из счетных палочек Кюизенера составлена с пропуском палочки «6» на подъеме и «5», «4», «2» - на спуске. Для проведения диагностики можно воспользоваться рисунком, но желательно составить лесенку на плоскости и положить недостающие палочки, среди которых должны быть «лишние».
Инструкция: Голодные любопытные мышата учуяли запах сыра, но подняться по ступенькам, чтобы взять его, не смогли. Назови номера ступенек, по которым собирается подняться худой мышонок. Какой по порядку ступеньки не хватает в его лесенке? Ты можешь исправить лесенку? Исправь!
Назови номера ступенек, по которым собирается подняться полный мышонок. Каких по порядку ступенек не хватает в его лесенке? Назови. Помоги и ему! Теперь он сможет полакомиться сыром? Удобно ли теперь шагать по лесенке?
Таким образом, 3 ситуации, которые могут быть предъявлены ребенку шестого года жизни помогут педагогу сориентироваться в том, как дети относятся к подобным ситуациям, интересны ли они им, каков уровень умственной активности проявляют при этом, умения сравнивать и использовать результаты при решении познавательных задач, понимать простые закономерности чередования, следования, устанавливать взаимосвязь цифры и числа, составлять числа из двух меньших, устанавливать порядок следования величин и чисел.
По окончании учебного года вновь проводится диагностика, также представленная тремя игровыми ситуациями.
Возраст детей 5 лет 8мес. - 6 лет.
Ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход» организуется без практических действий. Ребенок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки (рис. 4).
Инструкция. Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь. Первый ход был моим (слева). По мере обнаружения ошибок ребенку задается вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки?» Как их исправить, используя дополнительные фишки?
Вторая ситуация: «Какие дни пропущены?» (рис.5).
Инструкция. Рассмотри этот календарь. Это 4 недели. Давай определим, чем занимаются дети в первый день недели, понедельник. (Музыкальное занятие.) Во второй - вторник (математика) и т.д. Посмотри на вторую неделю и скажи, какие дни пропущены. Назови их порядковые номера. Третья неделя. Рассмотри ее. Если это пятница (показать), то какие 2 дня пропущены? Четвертая неделя. Полная ли неделя изображена?
Третья ситуация «Чей рюкзак тяжелее» (рис.6).
Инструкция. Рассмотри рюкзаки с фруктами. (Кто их несет? Куда направляются? Что лежит в рюкзаках?)
• Для чего на рисунке весы. Чему равна по весу одна груша?
• «Взвешивай» фрукты на весах, используя вместо гирь яблоки. Определи самый тяжелый рюкзак, самый легкий. (Можно пользоваться карандашом).
Данные диагностические ситуации позволяют педагогу выявить умения детей действовать и мыслить последовательно на разном содержании: при ориентировке в игре «Домино», в днях недели, в процессе соотнесения одного количества с другим при оценке массы. Данные требования соответствуют возможностям детей 6 лет и задачам раздела «Первые шаги в математику» программы «Детство».
Информация о работе Приложение к диагностике математического развития дошкольников