Приложение к диагностике математического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Математическое развитие детей дошкольного возраста происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.
Установлено, что вовлечение детей дошкольного возраста с разные виды математической деятельности в процессе обучения направлено в основном на раскрытие связей и отношений, то есть на достижение не только
непосредственного практического результата (навыки счета выполнение элементарных математических операций, решение арифметических задач и т. п.), но и широкого развивающего эффекта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3.
Диагностическая программа………………………………………………….5
Практическая часть……………………………………………………………11
Вывод…………………………………………………………………………..13
Приложение к диагностике математического развития дошкольников…..15
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Ped_diagnostika_matematicheskogo_razvitia-2003.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Практическая часть:

Диагностическое обследование  детей старшего дошкольного возраста в количестве 5 человек проводилось на базе БДОУ №32 г.Сокол.

Детям предлагались решить 3 диагностические ситуации: ««Кто не нарисован на картинке», «Войди в избушку», «Восстанови лесенку». Описание диагностических методик представлено в диагностической программе (см.выше).

Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Имя ребенка

Диагностическая ситуация «Кто не нарисован на картинке»

Диагностическая ситуация «Войди в избушку»

Диагностическая ситуация «Восстанови лесенку»

Уровень

Ира

+

+

+

высокий

Миша

-

ниже среднего

Алеша

-

-

-

низкий

Вита

-

+

средний

Дарина

+

Ниже среднего


 

Оценка:  «+» - полный ответ

                          «-» - отсутствие ответа или  неадекватный ответ

                        « »- ответ, требующий дополнения или уточнения.

Таким образом, можно сделать вывод, что только 1 ребенок (20% от числа исследуемых детей имеет высокий уровень математического развития). Ребенок умеет сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживает и исправляет ошибки (диагностическая ситуация - «Кто не нарисован на картинке?»). Достаточно хорошо сформированы практические умения в составлении чисел из двух меньших; осуществление поисковых действий (диагностическая ситуация - «Войди в избушку». Ребенок умеет обнаруживать нарушения (ошибки) в порядке следования предметов по высоте, восстанавливать сериационные ряды. Объясняет ошибки на основе установления соответствия предметов по высоте и порядковому номеру (диагностическая ситуация - Восстанови лесенку»).

20% детей имеют средний уровень математического развития. У ребенка возникают трудности в умении детей сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки (диагностическая ситуация - «Кто не нарисован на картинке?»). Но он достаточно хорошо устанавливает взаимосвязь между  цифрами и числами, умеет составлять числа из двух меньших, устанавливает порядок следования величин и чисел.

40% детей имеют уровень математического развития ниже - среднего.

Не умеют сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки. Все делают при  помощи взрослого. Возникают трудности в составлении чисел из двух меньших; осуществление поисковых действий в порядке следования предметов по высоте, восстанавливать сериационные ряды.

20% детей имеют низкий уровень математического развития. Ребенок  решает диагностические ситуации с помощью взрослого, не справляется с заданиями, допускает ошибки. Характеризуется отсутствием или фрагментарностью знаний и умений не достигаются половины необходимого объема.

 

 

Вывод.

Таким образом, данная диагностическая программа математического развития детей старшего дошкольного  возраста позволяет

-изучить умение детей сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки (диагностическая ситуация - «Кто не нарисован на картинке?»).

-выявить практические умения детей 5-6 лет в составлении чисел из двух меньших; осуществление поисковых действий (диагностическая ситуация - «Войди в избушку»).

-исследовать умения детей обнаруживать нарушения (ошибки) в порядке следования предметов по высоте, восстанавливать сериационные ряды. Объяснять ошибки на основе установления соответствия предметов по высоте и порядковому номеру (диагностическая ситуация - Восстанови лесенку»).

-выявить умения соблюдать правила последовательности ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуждать, мысленно обосновывать ход своих действий (ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»).

-изучить представления детей о последовательности дней недели, умении обосновывать порядок следования дней недели, восстанавливать пропущенные дни (в условиях игры) (ситуация «Какие дни пропущены?»).

   - выявить умения пользоваться приемами определения массы, сравнивать предметы, объяснять ход своих мыслей; пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же».

В процессе проведения диагностической  программы педагог так же оценивает результативность своей педагогической деятельности: насколько ребенок активен, сообразителен, понимает ли поставленную в ситуации задачу, включается ли в поисковую деятельность, рассуждает ли по поводу полученного результата или допущенной ошибки, в должном ли направлении, поддерживает ли диалог, начатый взрослым, владеет ли необходимыми действиями (сравнения, обобщения, измерения и др.).

При подведении итогов диагностики следует так же учитывать результаты повседневных кратковременных наблюдений за ребенком, его поведением в условиях новой неизвестной игры, в творческой или проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИАГНОСТИКЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рис.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     Рис.3


                                                                                           Рис.6.

                                       Список использованной литературы

  1. Венгер Л.А. Диагностика  умственного развития дошкольников. – М., 1978
  2. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие/ Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Варбанец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
  3. Михайлова З.А. Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно: Методическое пособие - СПб.:Детство – пресс, 2002.
  4. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. Научно-методическое пособие. СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,– 2008. – 219с.

Информация о работе Приложение к диагностике математического развития дошкольников