Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:01, контрольная работа
Математическое развитие детей дошкольного возраста происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.
Установлено, что вовлечение детей дошкольного возраста с разные виды математической деятельности в процессе обучения направлено в основном на раскрытие связей и отношений, то есть на достижение не только
непосредственного практического результата (навыки счета выполнение элементарных математических операций, решение арифметических задач и т. п.), но и широкого развивающего эффекта.
Введение……………………………………………………………………….3.
Диагностическая программа………………………………………………….5
Практическая часть……………………………………………………………11
Вывод…………………………………………………………………………..13
Приложение к диагностике математического развития дошкольников…..15
Список использованной литературы……………………………
Практическая часть:
Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста в количестве 5 человек проводилось на базе БДОУ №32 г.Сокол.
Детям предлагались решить 3 диагностические ситуации: ««Кто не нарисован на картинке», «Войди в избушку», «Восстанови лесенку». Описание диагностических методик представлено в диагностической программе (см.выше).
Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Имя ребенка |
Диагностическая ситуация «Кто не нарисован на картинке» |
Диагностическая ситуация «Войди в избушку» |
Диагностическая ситуация «Восстанови лесенку» |
Уровень |
Ира |
+ |
+ |
+ |
высокий |
Миша |
- |
|
|
ниже среднего |
Алеша |
- |
- |
- |
низкий |
Вита |
- |
+ |
|
средний |
Дарина |
+ |
|
|
Ниже среднего |
Оценка: «+» - полный ответ
«-» - отсутствие ответа или неадекватный ответ
« »- ответ, требующий дополнения или уточнения.
Таким образом, можно сделать вывод, что только 1 ребенок (20% от числа исследуемых детей имеет высокий уровень математического развития). Ребенок умеет сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживает и исправляет ошибки (диагностическая ситуация - «Кто не нарисован на картинке?»). Достаточно хорошо сформированы практические умения в составлении чисел из двух меньших; осуществление поисковых действий (диагностическая ситуация - «Войди в избушку». Ребенок умеет обнаруживать нарушения (ошибки) в порядке следования предметов по высоте, восстанавливать сериационные ряды. Объясняет ошибки на основе установления соответствия предметов по высоте и порядковому номеру (диагностическая ситуация - Восстанови лесенку»).
20% детей имеют средний уровень математического развития. У ребенка возникают трудности в умении детей сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки (диагностическая ситуация - «Кто не нарисован на картинке?»). Но он достаточно хорошо устанавливает взаимосвязь между цифрами и числами, умеет составлять числа из двух меньших, устанавливает порядок следования величин и чисел.
40% детей имеют уровень математического развития ниже - среднего.
Не умеют сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки. Все делают при помощи взрослого. Возникают трудности в составлении чисел из двух меньших; осуществление поисковых действий в порядке следования предметов по высоте, восстанавливать сериационные ряды.
20% детей имеют низкий уровень математического развития. Ребенок решает диагностические ситуации с помощью взрослого, не справляется с заданиями, допускает ошибки. Характеризуется отсутствием или фрагментарностью знаний и умений не достигаются половины необходимого объема.
Вывод.
Таким образом, данная диагностическая программа математического развития детей старшего дошкольного возраста позволяет
-изучить умение детей сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки (диагностическая ситуация - «Кто не нарисован на картинке?»).
-выявить практические умения детей 5-6 лет в составлении чисел из двух меньших; осуществление поисковых действий (диагностическая ситуация - «Войди в избушку»).
-исследовать умения детей обнаруживать нарушения (ошибки) в порядке следования предметов по высоте, восстанавливать сериационные ряды. Объяснять ошибки на основе установления соответствия предметов по высоте и порядковому номеру (диагностическая ситуация - Восстанови лесенку»).
-выявить умения соблюдать правила последовательности ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуждать, мысленно обосновывать ход своих действий (ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»).
-изучить представления детей о последовательности дней недели, умении обосновывать порядок следования дней недели, восстанавливать пропущенные дни (в условиях игры) (ситуация «Какие дни пропущены?»).
- выявить умения пользоваться приемами определения массы, сравнивать предметы, объяснять ход своих мыслей; пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же».
В процессе проведения диагностической программы педагог так же оценивает результативность своей педагогической деятельности: насколько ребенок активен, сообразителен, понимает ли поставленную в ситуации задачу, включается ли в поисковую деятельность, рассуждает ли по поводу полученного результата или допущенной ошибки, в должном ли направлении, поддерживает ли диалог, начатый взрослым, владеет ли необходимыми действиями (сравнения, обобщения, измерения и др.).
При подведении итогов диагностики следует так же учитывать результаты повседневных кратковременных наблюдений за ребенком, его поведением в условиях новой неизвестной игры, в творческой или проблемной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИАГНОСТИКЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Рис.2
Информация о работе Приложение к диагностике математического развития дошкольников