Применение игровых технологий на уроках в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 21:12, реферат

Описание работы

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной.

Файлы: 1 файл

primenenie_igrovyh_tehnologiy_doklad.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 Груз тяжёлый подхвачу,

 Где прикажут – положу:

 Человеку послужу.

 

Принялась она за дело,

 Завизжала и запела.

 Ела, ела дуб, дуб,

 Поломала зуб, зуб.

 

Игра “Кто внимательнее?”

Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно записан на доске.

Осторожно ветер 

Пожурил за что-то

 

Из калитки вышел, 

Воробьёв знакомых

 

Постучал в окошко, 

И, расправив бодро

 

Пробежал по крыше, 

Молодые крылья,

 

Поиграл немного 

Полетел куда-то

 

Ветками черёмух, 

Вперегонку с пылью.

 

Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени и обозначить в них суффикс - “л”. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Неопределённая форма глагола

 

Игра “Найди неопределённую форму глагола”

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. Игра проводится в форме выборочного диктанта, который пишет весь класс. Детям предлагается записать только глаголы в неопределённой форме из стихотворения, которое читает учитель. Побеждает ученик, который правильно записал все глаголы в неопределённой форме.

 

Хорошо ночевать нам в палатке,

 Через лес проходить напрямик.

 Знать до тонкостей птичьи повадки,

 Понимать их весёлый язык.

 

Нас приветствуют звонкие птицы,

 Шум листвы и журчанье  ручья.

 Так шагать по земле и  учиться

 До чего интересно, друзья!

 

Если очень стараться, ребята,

 Если очень хотеть и мечтать,

 Мы из школьных кружковцев – юннатов

 Можем завтра учёными стать.

 

Подчинять человеку природу,

 Чтоб земля процветала твоя,

 И трудиться на благо народа

 До чего интересно, друзья!

 

(М. Матусовский).

 

Игра “Аукцион”

 

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.

 

 Игра  “Замени одним глаголом ” 

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.

Содержание. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.

 

Материал для игры:

Совать нос, 

дать стрекача,

 

Клевать носом, 

выходить из себя,

 

Зарубить на носу, 

чесать языки,

 

Унести ноги, 

бить баклуши,

 

Надуть губы, 

ломать голову,

 

Заговаривать зубы, 

водить за нос.

 

 

Игра “Закончи пословицу”

 

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.

Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.

 

Материал для игры:

 

Мир строит, а война……..(разрушает).

 

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

 

Труд кормит, а лень……..( портит).

 

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

 

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

 

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

 

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

 

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

 

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

 

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

 

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

 

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).

 

Игра “ Измени число”

Цель. Закрепление умения изменять число глагола.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика глаголов в ед. и мн. числе. Задача игроков: изменить число глагола и записать справа, рядом с данным глаголом. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

 

Материал для игры:

 

1/ идёт, увёз, скажет, принёс, встанет, пьёт;

 

2/ пришли, сидят, возьмут, намокли, спешат, найдут.

 

НЕ с глаголами

 

“НЕ”

Завести велели мне 

Я согласен даже не

 

Новые привычки: 

Рисовать на карте,

 

Никогда девчонок не  

И согласен даже не

 

Дёргать за косички! 

Танцевать на парте!

 

Никогда с братишкой не  

Но не смейте делать мне

 

Драться за обедом! 

Никаких упрёков,

 

На уроках больше не  

Если даже я и не

 

Говорить с соседом!  

Выучу уроков.

 

Ю. Вронский.

 

 

Игра “Раскрой скобки”

Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.

Содержание. Играют 2 человека или 2 команды по 5 человек. На доске записано 2 текста, в которых есть глаголы с частицей не.

Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему. Класс оценивает работу игроков. Если играют 2 команды игроков по 5 человек, то каждый игрок раскрывает только одну скобку.

 

Материал для игры:

 

Нам сказали: в Новый год

 Дед Мороз к нам в дом  придёт.

 Мы /не/ ели, мы / не/ пили,

 Никуда мы /не/ ходили,

/Не / гуляли, /не/ играли-

 Дед Мороза в гости ждали.

 Оказался он не дед,

 А дядя Стёпа, наш сосед!

 

Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками

 

И /не/ клади на грязный стол.

 

/Не/ перегибай книгу и

 

/ Не/ загибай у неё листов.

 

Если ты взял книгу в библиотеке,

 

То /не/ забудь её вернуть в срок.. 

 

Игра “Найди своё слово”

Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.

 

Материал для игры:

 

Чёрный, доброта, чистить, чернеть, добрый, чистый, зелень, звонить, синька, звонкий, зелёный, звон, синий, синить, чистота, зеленеть, чернота, грусть, грустить, подобреть, грустный. 

 

Игра “Что? – Какой? – Что делает?”

 

Цель. Повторение и закрепление изученного о частях речи, умения образовывать однокоренные слова.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать 1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы.

В каждой команде победитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова.

 

Материал для игры:

 

Бел, блед, ясн, пуст, сказ, болт, лет, сад, ход, бег, цвет, ночь, груб.

 

Экспериментальную работу по введению игровых технологий в уроки русского языка в начальной школе проводила в течение четырёх лет. Эксперимент показал, что игры, игры-путешествия, игры-экскурсии, игры-спектакли – позволяют сделать урок интересным, доступным, понятным, помогают повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение, создают на уроке благоприятный эмоциональный фон. Всё это способствует лучшему усвоению детьми учебного материала и, как следствие, повышению уровня грамотности учащихся.

 

Главный результат своей работы я вижу в том, что дети начинают по-другому относиться к слову и сами становятся авторами языковых игр, то есть активными творцами.

 

Я уверена, что обучать ребёнка необходимо радостью, воспитывать его с большей любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении и похвале.

 

Модели игр с глаголом, которые учитель может наполнить необходимым материалом и использовать по своему усмотрению во время орфографических пятиминуток, при объяснении новой темы, закреплении её, на обобщающих уроках.

 

Уже в 4 классе наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. В это время уже можно использовать деловые игры.

 

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

 

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

 

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

 

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

 

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В начальной школе необходимо использовать игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

 

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации

 

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Творческие работы на уроках литературного чтения.

.. исходя  из того, что творческие работы  оживляют процесс обучения, вызывают  у детей радость, воодушевление, на уроках литературного чтения я стараюсь использовать как можно больше такие виды работ.

 

·  Работа с пословицами.

 

Задача: обогатить речь детей пословицами; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.

 

На таких уроках дети выполняют задания:

 

1)собирать  пословицы на какую-нибудь тему;

 

2)продолжить  пословицы:

 

(Детям раздаю  карточки, где даны начало и  конец пословицы. Те, у кого написано  начало, читают по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение  пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной пословицы).

 

Пословицы для карточек.

 

-Нет друга  – ищи …

 

-Друзья  познаются …

 

- Сам пропадай,…

 

-… а  нашел – береги.

 

-… в  беде.

 

-… а  товарища выручай.

 

3)закончить  историю пословицей (читаем какой-нибудь  текст, а заканчиваем пословицей);

 

4)придумать  небольшие рассказы по двум  пословицам, по выбору;

 

5)нарисуй  к пословице картинку;

 

6)сочини  сам пословицу.

 

·  Работа с загадками.

 

Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.

 

Сначала на первых уроках разбираем, как построена загадка. Дети приходят к выводу, что в загадке предмет описан, указаны его признаки. Но признаки указаны не прямо, а с намеком.

 

Затем дети сами пытаются сочинять загадки, основанные на сравнении.

 

Жёлтая монетка-

 

В небе видим нередко.

 

(Солнышко)

 

Попозже будет объявлен конкурс на лучшую загадку.

 

·  Сочинение сказки.

 

Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам.

 

Дети еще в первом классе знают, чем отличается сказка от рассказа. Предметы в сказке оживляются. В сказке присутствуют волшебство, чудесные превращения и приключения.

 

-Сегодня  мы сочиним сказку про маленькую  тучку. Наша сказка так и будет  называться «Сказка про Тучку»

 

- Наша сказка будет состоять из трех частей. В первой части расскажем о том, как появилась Тучка на небе, во второй части – о приключениях маленькой Тучки, в третьей – о том, как она вернулась в свой дом.

 

Я даю начало сказки:

 

-Высоко-высоко  в небе, на самой вершине горы стоял Тучкин домик. (Дети описывают домик).

 

-В домике  жили мохнатые снежинки. Они веселились  и танцевали. Наконец им захотелось  прогуляться, полетать по небу.

Информация о работе Применение игровых технологий на уроках в начальной школе