Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 21:12, реферат
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной.
В работе мы опирались на технологические концепции игровых методов (Г.И. Щукиной, Г.К.Селевко, А.И. Сорокиной). В своих теоретических работах и практическом опыте уделяли огромное место игре К.Д.Ушинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко.
Итогом реализации проекта должно стать повышение качества знаний и повышение познавательной активности.
В ходе реализации второго этапа происходит моделирование и апробация занятием с применением дидактических игр.
В первом классе, учитывая психо-физиологические особенности, обучающихся используется игра как дидактический приём с большой долей наглядности: игры-загадки, игра-поиск, игры-поручения, игры-сказки, анимированные кроссворды и другие. Мною разработаны сценарии игр «В стране сказочных животных», Экологический марафон, «Экскурсия по цветочной галерее», «Соблюдай правила дорожного движения», «Каким я вижу мир , в котором я живу», «Легенды и предания о возникновении мира».
Игры проводятся на различных этапах урока:
- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы);
- при проверка домашнего задания (Игра-лото, графический диктант или тестовые задания;
- изучение нового материала (просмотр слайдов или фильма с обсуждением, игры-предположения.);
- физкультминутка (имитация
движения того или иного
- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).
Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя.
Например: при изучении темы «Что и кто?» проводится игра-поручение «Живой уголок». Первоклассники получают поручение поместить животное в соответствующие условия проживания, подобрать корм и средства ухода. Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля».
Во втором классе игровые приёмы усложняются, могут проводится в течение целого урока – это игры-путешествия, игры – заочные экскурсии, настольные игры: кроссворды, чайнворды, лото. В этом возрасте обучающиеся осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность. Я разработала сценарий игры «Поле чудес «Редкие животные»», «Пять звёзд (о здоровом образе жизни)», «Путешествие в мир растений», «Ярмарка профессий», «Школа путешественника».
Например: при изучении темы «Город, где мы живём» - обучающиеся выступают в роли фотокорреспондентов, журналистов, редакторов, экологов и в ходе урока создают газету.
В третьем классе используются сюжетно-ролевые игры.
Игра «Зимовье зверей», познавательная игра «Эти удивительные птицы», «Своя игра «Удивительный мир растений и животных», «Создание Красной книги Белохолуницкого района», «Ярилов день – праздник Солнце», «Азбука здоровья».
Для того, чтобы сделать уроки более красочными, яркими, привлекающими внимание детей я применяю на своих уроках элементы информационных технологий, использую информацию из Интернета, провожу занятия с использованием интерактивной доски и мультимедийного проектора.
Преимущества использования дидактических игр.
Недостатки:
Проект является инновационным на технологическом уровне. Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации.
ГДЕ РАСТЕТ?
Задача: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.
Игровые действия: учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.
ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ И ТРАВЫ
Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.
Задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.
Игровые действия: учитель показывает березу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.
ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ
Задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира.
Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.
ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.
Игровые действия: учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.» (корова)
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС
Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звезд, тот и победитель.
Кто из этих животных не живет в тайге? (1-волк, 2-жираф, 3-лиса)
Все ли эти птицы занесены в Красную книгу?
(1-утка-мандаринка,2-сокол,3-
Какой из грибов ядовитый? (1-белый гриб,2-дождевик, 3-белый навозник).
Все ли перечисленные растения являются
лекарствами? (1-крапива,2-колокольчик,3-
Кого называют королем грызунов? (1-суслик,2-бобр,3-хомяк)
Назовите лекарственные растения? 91-ель,2- береза,3-клен)
Кого называют глазастым охотником? (1-варан, 2- стрекоза,3-лягушка)
Какого жука называют опасным преступником? (1-майский жук,2-колорадский жук, 3-жук-олень)
Все ли перечисленные змеи ядовитые? (1-гадюка, 2-уж, 3-кобра)
Какое из этих животных живет в пустыне? (1-верблюд, 2-тигр, 3-волк)
Назовите перелетных птиц (1-кукушка, 2-ласточка, 3-стриж)
О какой птице загадка:
Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегули, на ходу ли-
Им с ходулей не сойти.(1-зарянка,2-ворона, 3-журавль).
Назови детенышей
Задача: знать название детенышей домашних и диких животных.
Игровые действия: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детеныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.
Съедобное и несъедобное
Задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
Игровые действия: учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.
Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Назвал растение – шаг вперед, повторился с названием или не сказал – оставаться на месте. Побеждает тот, кто первый пересечет условную черту.
Для этой игры нужно подобрать листочки полыни, мяты, лимона. Желательно добавить несколько цветущих растений (бархатцы, душистый табак, душистый горошек и т.д.) каждый образец положить в баночку с крышкой, играющие должны по запаху определить название цветка.
Игровые действия: школьникам (3-4человека) раздают по одной карточке, на которой написаны названия растений. Предлагается все слова разместить по группам
Примерный набор: сурепка, яблоня, томаты, хризантемы, огурец, алыча, пырей, абрикос, кольраби, патиссоны, камелия, лебеда, айва, осот, перец, флокс, гладиолус, черешня, лук.
Группы: плодовые, сорные, декоративные, овощные.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценки учащихся.
Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю .
Литература
1. М. Р. Львов Школа творческого мышления, Учебное пособие по русскому языку для обучения в нач. классах. М., 1993.
2. Л. Д. Мали,
О. С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Пескова,
Речевое развитие младших
3. Л. Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Пескова. Методические рекомендации к работе по программе «Речь»,1-4 классы. Пенза, 1995.
4. Никифорова Н. А., Волкова О. Д., Муравьёв Е. М. «Новые педагогические технологии». Тверь 1998.
ГЛАВА II. Применение игровых технологий на уроках литературного чтения
Информация о работе Применение игровых технологий на уроках в начальной школе