Применение игровых технологий на уроках в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 21:12, реферат

Описание работы

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной.

Файлы: 1 файл

primenenie_igrovyh_tehnologiy_doklad.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

(Так ведется  дальнейшая работа).

 

Я задаю вопросы, дети отвечают. И так коллективно сочиняется сказка. Дети дома оформляют ее.

 

Во ΙΙ-ΙΙΙ классах дети сами сочиняют самостоятельно.

 

Овощи.

 

Жили-были в одной овощной деревне дедушка Чиполото и бабушка Чималина. У них не было ни сына, ни внука. Но однажды Чиполото пошёл на выставку овощей и увидел маленькую луковицу. Чиполото взял её домой. Когда он принёс её, Чималина обрадовалась. Они оставили её у себя и назвали Чиполинка. Прошло время, и Чиполинка пошла в первый класс, она училась прилежно. Но вскоре Чиполото и Чималина умерли. Чиполинка выучилась и пошла работать во дворец к королю. Король вскоре умер. А Чиполинка вышла замуж за его сына и стала королевой Луковой страны.

 

( Животова  Полина 3 класс.)

 

·  Сочинение стихотворения.

 

Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи.

 

Сначала детей знакомлю, чем же проза отличается от стихотворения. Детей приведу к выводу:

 

Стихи отличаются:

 

1)ритмом

 

2)рифмой

 

3)выразительностью, яркостью;

 

4)краткостью, точностью.

 

-Чтобы сочинять  стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать. Вот и мы с вами вначале поучимся рифмовать.

 

1)  Игра  «Кто больше подберет рифм».

 

-Подберите  как можно больше рифмующихся  слов к словам:

 

Пирожок – рожок, горшок…

 

Даль – медаль, жаль, печаль…

 

Грач – плеч, передач, циркач…

 

2)  Игра  «Скажи в рифму».

 

Я читаю стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму.

 

На ромашку у ворот

 

Опустился вертолет-

 

Золотистые глаза.

 

Кто же это?

 

(стрекоза)

 

3)  Игра  «Сочините последнюю строчку  в стихотворении»

 

Снегирек.

 

Сел на ветку снегирек.

 

Брызнул дождик – он промок,

 

Ветерок, подуй слегка,

 

(обсуши  нам снегирька.)

 

4)  Сочинение  стихотворения.

 

Я приведу (примеры) – работы своих учеников.

 

Выглянуло солнце,

 

Лучик золотой.

 

Прямо мне в оконце.

 

Весело с тобой.

 

Солнышко пригреет-

 

Птицы запоют.

 

Радостью повеет.

 

Дни хорошие придут. ( Квашнина Оля. З класс.)

 

Подарили мне щенка,

 

Я довольною была.

 

А кормить пришёлся срок-

 

Ну не ест он, мой щенок.

 

Я ему конфетку дам,

 

И бананчик отломлю.

 

И скажу ему: «Ам, ам»

 

И селёдкой покормлю.

 

Помогите мне, друзья,

 

Накормить моего щенка. ( Животова Полина. 4 класс).

 

∙упражнение на выбор слов.

 

Я на доске пишу предложение. Под моими ногами тихо белые снежинки…

 

-  Шумели

 

-  Шелестели

 

-  Трещали

 

- Скрипели

 

-  Шуршали

 

Какое слово больше подходит?

 

При выполнении такой работы необходимо пользоваться «словариком синонимов и антонимов»

 

Дети сами составляют некоторые группы синонимов:

 

красивый изящный

 

пригожий хорошенький

 

прекрасный прелестный

 

очаровательный симпатичный

 

Они раскрывают значения этих слов. Составляют с ними предложения.

 

1.Когда  готовимся писать сочинение- описание, я провожу такую работу. Например, тема «Зима».

 

Дети должны подобрать как можно больше прилагательных.

 

Снежинки – ажурные, причудливые, пушистые, искусные.

 

Небо – лазурное, изумрудное, голубое.

 

Тишина – торжественная, мёртвая, таинственная.

 

Солнце – янтарное, золотистое

 

Тени от деревьев – лиловые, фиолетовые.

 

.

 

На тему «весна» я даю существительные: дети эти предметы охарактеризуют.

 

Берёзки – молодые, белоствольные, зеленокудрые.

 

Ручейки – говорливые, хрустальные…

 

Птички – певчие…

 

Облака – бирюзовые…

 

Травка – молодая…

 

Затем дети пишут сочинение.

 

∙.Следующий вид творческой работы – это работа с фразеологизмами.

 

Даётся, например, изображение кошки.

 

Какие фразеологизмы можете подобрать про кошку?

 

Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы.

 

1. Живут  как кошка с собакой – что  это значит?

 

2. Между  ними чёрная кошка пробежала  – ? и т. д.

 

Очень интересное занятие – рисовать картинки к фразеологическим оборотам. Дети сами составляют фразеологические словари.

 

К творческим работам относятся работа с разными словарями; разные виды сочинений:

 

Сочинение – повествование;

 

Сочинение – повествование с элементами описания;

 

Сочинение – описание;

 

Сочинение – рассуждение;

 

Сочинение заметок в газету

 

Выпуск стенной газеты и т. д.

 

Обобщение.

 

ΙΙΙ. Учащимся уроки с творческими заданиями нравятся, дети получают большое удовольствие, как на самих уроках, так и при выполнении самостоятельных работ. Свои творческие работы ученики записывают в отдельную тетрадь. Считаю, если дети научатся творчески мыслить и рассуждать, им легче будет преодолевать трудности в обучении.

 

М а т е м а т и к а

На уроках математики многие названия станций совпадают, но виды работ уже другие:

Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.

Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.

Помогайка. Работа в паре.

Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.

Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.

Знайка. Изучение новог материала.

Поиграйка. Математические игры.

Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.

 

   Эти  этапы-станции я использую при  разработке игр-путешествий с применением транспортных средств и сказочных героев. В играх-путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания.

 

    Применение игровых технологий  на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

 

         Эти простые игры позволяют  в игровой форме повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

 

    Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

 

    Например, даю самостоятельную работу  в виде игры "Кто первый добежит  до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи. составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.

 

Игровые технологии.

Игра, наряду с трудом и учением, есть один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования.

По определению, игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 

В человеческой практике игра выполняет следующие функции:

 

- развлекательная;

 

- коммуникативная;

 

- игротерапевтическая;

 

- диагностическая;

 

- коррекция  в игре;

 

- межнациональной  коммуникации;

 

- социализации;

 

- развивающая;

 

- творческая;

 

- эмоциональная.

 

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве элементов более обширной технологии; в качестве урока или его части; в качестве технологий внеклассной работы.

 

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения – соответствующего педагогического результата, которая обоснована, выделена в явном виде и характеризуется учебно- познавательной направленностью.

 

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме дидактической задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи имеют широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

 

Развивающие игры на уроках окружающего мира.

Среди целей и задач обучения и воспитания современной школы:

  • обучение учащихся чтению, счёту, письму и речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений;
  • развитие умения общаться и сотрудничать;
  • развитие и совершенствование интеллектуальных умений;
  • развитие эмоциональной и волевой сферы;
  • развитие мотивационно-потребностной сферы;
  • формирование положительной Я-концепции.

Для достижения данных целей необходимо решение проблемы активизации познавательной активности младших школьников.

Познавательная активность - качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.   

Учебный курс «Окружающий мир» позволяет формировать мировоззрение школьников на первой ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс является благодатной почвой для развития познавательной активности.

        Познавательный  интерес, как и всякая черта  личности и мотив деятельности  школьника, развивается и формируется  в деятельности, и прежде всего в учении. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям. 

С одной стороны, способствует этому само содержание учебного предмета.

С другой, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Составляющие её многообразны. Мы остановимся сегодня на использовании дидактических игр как на одном из способов познавательной активности.

Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и  правила, результат.

Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры, причём не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое. Это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного.

Разработанные нами правила игры направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи, они помогают учителю управлять игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. Игры, в которых дети объединяются в команды, формируют коллективизм, дружбу, переживания за успехи товарищей.

Проектируя свою деятельность мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. изучить и систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
  2. спрогнозировать развитие познавательной активности у обучающихся;
  3. смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых технологий;
  4. проанализировать эффективность использования дидактических игр.

Проект является, долгосрочны (рассчитан на 4 года), предметным, внутришкольным. Реализация проекта предполагает 4 основных этапа: подготовительный – предусматривает решение первых двух задач, практический этап - моделирование и апробация структуры занятий, контрольно-оценочный – анализ эффективности использования дидактических игр.

Информация о работе Применение игровых технологий на уроках в начальной школе