Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 21:12, реферат
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной.
(Так ведется дальнейшая работа).
Я задаю вопросы, дети отвечают. И так коллективно сочиняется сказка. Дети дома оформляют ее.
Во ΙΙ-ΙΙΙ классах дети сами сочиняют самостоятельно.
Овощи.
Жили-были в одной овощной деревне дедушка Чиполото и бабушка Чималина. У них не было ни сына, ни внука. Но однажды Чиполото пошёл на выставку овощей и увидел маленькую луковицу. Чиполото взял её домой. Когда он принёс её, Чималина обрадовалась. Они оставили её у себя и назвали Чиполинка. Прошло время, и Чиполинка пошла в первый класс, она училась прилежно. Но вскоре Чиполото и Чималина умерли. Чиполинка выучилась и пошла работать во дворец к королю. Король вскоре умер. А Чиполинка вышла замуж за его сына и стала королевой Луковой страны.
( Животова Полина 3 класс.)
· Сочинение стихотворения.
Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи.
Сначала детей знакомлю, чем же проза отличается от стихотворения. Детей приведу к выводу:
Стихи отличаются:
1)ритмом
2)рифмой
3)выразительностью, яркостью;
4)краткостью, точностью.
-Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать. Вот и мы с вами вначале поучимся рифмовать.
1) Игра «Кто больше подберет рифм».
-Подберите как можно больше рифмующихся слов к словам:
Пирожок – рожок, горшок…
Даль – медаль, жаль, печаль…
Грач – плеч, передач, циркач…
2) Игра «Скажи в рифму».
Я читаю стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это?
(стрекоза)
3) Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Снегирек.
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик – он промок,
Ветерок, подуй слегка,
(обсуши нам снегирька.)
4) Сочинение стихотворения.
Я приведу (примеры) – работы своих учеников.
Выглянуло солнце,
Лучик золотой.
Прямо мне в оконце.
Весело с тобой.
Солнышко пригреет-
Птицы запоют.
Радостью повеет.
Дни хорошие придут. ( Квашнина Оля. З класс.)
Подарили мне щенка,
Я довольною была.
А кормить пришёлся срок-
Ну не ест он, мой щенок.
Я ему конфетку дам,
И бананчик отломлю.
И скажу ему: «Ам, ам»
И селёдкой покормлю.
Помогите мне, друзья,
Накормить моего щенка. ( Животова Полина. 4 класс).
∙упражнение на выбор слов.
Я на доске пишу предложение. Под моими ногами тихо белые снежинки…
- Шумели
- Шелестели
- Трещали
- Скрипели
- Шуршали
Какое слово больше подходит?
При выполнении такой работы необходимо пользоваться «словариком синонимов и антонимов»
Дети сами составляют некоторые группы синонимов:
красивый изящный
пригожий хорошенький
прекрасный прелестный
очаровательный симпатичный
Они раскрывают значения этих слов. Составляют с ними предложения.
1.Когда готовимся писать сочинение- описание, я провожу такую работу. Например, тема «Зима».
Дети должны подобрать как можно больше прилагательных.
Снежинки – ажурные, причудливые, пушистые, искусные.
Небо – лазурное, изумрудное, голубое.
Тишина – торжественная, мёртвая, таинственная.
Солнце – янтарное, золотистое
Тени от деревьев – лиловые, фиолетовые.
.
На тему «весна» я даю существительные: дети эти предметы охарактеризуют.
Берёзки – молодые, белоствольные, зеленокудрые.
Ручейки – говорливые, хрустальные…
Птички – певчие…
Облака – бирюзовые…
Травка – молодая…
Затем дети пишут сочинение.
∙.Следующий вид творческой работы – это работа с фразеологизмами.
Даётся, например, изображение кошки.
Какие фразеологизмы можете подобрать про кошку?
Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы.
1. Живут как кошка с собакой – что это значит?
2. Между ними чёрная кошка пробежала – ? и т. д.
Очень интересное занятие – рисовать картинки к фразеологическим оборотам. Дети сами составляют фразеологические словари.
К творческим работам относятся работа с разными словарями; разные виды сочинений:
Сочинение – повествование;
Сочинение – повествование с элементами описания;
Сочинение – описание;
Сочинение – рассуждение;
Сочинение заметок в газету
Выпуск стенной газеты и т. д.
Обобщение.
ΙΙΙ. Учащимся уроки с творческими заданиями нравятся, дети получают большое удовольствие, как на самих уроках, так и при выполнении самостоятельных работ. Свои творческие работы ученики записывают в отдельную тетрадь. Считаю, если дети научатся творчески мыслить и рассуждать, им легче будет преодолевать трудности в обучении.
М а т е м а т и к а
На уроках математики многие названия станций совпадают, но виды работ уже другие:
Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.
Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.
Помогайка. Работа в паре.
Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.
Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.
Знайка. Изучение новог материала.
Поиграйка. Математические игры.
Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.
Эти этапы-станции я использую при разработке игр-путешествий с применением транспортных средств и сказочных героев. В играх-путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания.
Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Эти простые игры позволяют в игровой форме повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи. составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.
Игровые технологии.
Игра, наряду с трудом и учением, есть один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования.
По определению, игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игра выполняет следующие функции:
- развлекательная;
- коммуникативная;
- игротерапевтическая;
- диагностическая;
- коррекция в игре;
- межнациональной коммуникации;
- социализации;
- развивающая;
- творческая;
- эмоциональная.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве элементов более обширной технологии; в качестве урока или его части; в качестве технологий внеклассной работы.
В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения – соответствующего педагогического результата, которая обоснована, выделена в явном виде и характеризуется учебно- познавательной направленностью.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме дидактической задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи имеют широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
Развивающие игры на уроках окружающего мира.
Среди целей и задач обучения и воспитания современной школы:
Для достижения данных целей необходимо решение проблемы активизации познавательной активности младших школьников.
Познавательная активность - качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Учебный курс «Окружающий мир» позволяет формировать мировоззрение школьников на первой ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс является благодатной почвой для развития познавательной активности.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям.
С одной стороны, способствует этому само содержание учебного предмета.
С другой, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Составляющие её многообразны. Мы остановимся сегодня на использовании дидактических игр как на одном из способов познавательной активности.
Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, результат.
Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры, причём не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое. Это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного.
Разработанные нами правила игры направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи, они помогают учителю управлять игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. Игры, в которых дети объединяются в команды, формируют коллективизм, дружбу, переживания за успехи товарищей.
Проектируя свою деятельность мы поставили перед собой следующие задачи:
Проект является, долгосрочны (рассчитан на 4 года), предметным, внутришкольным. Реализация проекта предполагает 4 основных этапа: подготовительный – предусматривает решение первых двух задач, практический этап - моделирование и апробация структуры занятий, контрольно-оценочный – анализ эффективности использования дидактических игр.
Информация о работе Применение игровых технологий на уроках в начальной школе