Применение игровых технологий в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть пользу внедрения игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Структура игровых технологий…………………....................5
1.1.Технология опыта………………………………………….….8
1.1.1. Урок с дидактической игрой……………………..……9
1.1.2.Деловая игра…………………………………………...11
1.1.3.Урок ролевая игра……………………………………..12
1.2. Методика разработки игр……………………………………13
1.3.Рекомендации по использованию игровых технологий…..16
Глава 2. Применение игровых технологий в учебном процессе……..18
Заключение……………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 335.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

Глава 1. Структура игровых технологий…………………....................5

1.1.Технология опыта………………………………………….….8

1.1.1. Урок с дидактической игрой……………………..……9

1.1.2.Деловая игра…………………………………………...11

1.1.3.Урок ролевая игра……………………………………..12

1.2. Методика разработки игр……………………………………13

1.3.Рекомендации по использованию  игровых технологий…..16

Глава 2. Применение игровых технологий в учебном процессе……..18

Заключение……………………………………………………………….26

Список  использованной литературы…………………………………..27

 

Введение

Одним из основных принципов в дидактике  был и остаётся принцип активности учащегося в процессе обучения. Это  понятие подразумевает такое  качество деятельности, которое характеризуется  высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и  умений, результативностью и соответствием  социальным нормам.

Не  секрет, что для многих из нынешних школьников учебный труд превращается в тягостную повинность. Поэтому  учителю необходимо преобразовывать  образовательный процесс -  из однообразного скучного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие педагогических технологий, применяемых в урочной и внеурочной деятельности. Более всего интересна для учащихся либо поисковая, исследовательская деятельность, либо деятельность, предполагающая свободный выбор задания, так как именно в этом случае учащиеся чаще всего достигают успеха.

Активность  школьников сама по себе возникает  нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. В игровой технологии главную  идею и основу эффективности результатов  составляют средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся.

  Игра – это вид деятельности  в условиях ситуаций, направленных  на воссоздание и усвоение  общественного опыта, в котором  складывается и совершенствуется  самоуправление поведением. (Й.Хейзинга). В структуру игры как деятельности органично входит постановка цели и ее достижение, планирование деятельности, анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает чётко поставленной целью  обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

При проведении уроков физики  мною часто  используется игровая технология. В  ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой  задачи; учебная деятельность подчиняется  правилам игры. Учебный материал при  этом используется в качестве её средства. Урок при этом  приобретает элемент  соревнования, а успешное выполнение дидактического задания при этом связывается с игровым результатом.  Дидактические игры позволяют учащимся применять знания, умения и навыки, полученные ими в ходе учебного процесса в практической деятельности; развивать  обще учебные и трудовые навыки.

Цель: раскрыть пользу внедрения игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.

Задачи:

1. Раскрыть особенности педагогических игр;

2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;

3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

 

 

Глава 1. Структура игровых технологий.

Сегодня большое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений и результативностью. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых  же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности  результатов.

В последнее время в периодической  печати и методической литературе все  чаще поднимается вопрос: что же происходит сегодня со школьной физикой? Удивительно, живем в эпоху н.т.п., а интерес у школьников к физике неуклонно понижается. Почему? Оказалось, что школьники не собираются в дальнейшем заниматься наукой и техникой,  и поэтому физика им просто не нужна. Уроки физики не интересны, т.к. то, о чем говорится в классе, им уже известно  из журналов, газет, популярных книг, телевизионных передач. Они жалуются на трудности усвоения абстрактных понятий, не хотят заучивать формулировки.

Исходя из сказанного, в настоящее  время, необходимо повысить не только познавательную, но и развивающую, воспитывающую  функцию физики - одного из важнейших предметов. Это необходимо всем - и естественникам, и гуманитариям. Ибо, во-первых, физика является для человека важнейшим источником знаний об окружающем мире, она ищет ответы на вопросы: как устроен окружающий мир, каким законам подчиняются происходящие в нем процессы и явления. Во-вторых, физика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивает его уверенное продвижение по пути технического прогресса. В-третьих, является базой естественных наук, вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей.

Среди множества путей формирования у школьников познавательного интереса одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Структура игры, её смысловое содержание и правила предполагают создание эвристической среды, постоянно стимулирующей познавательную и творческую активность ребёнка, которая, как отмечают психологи, может проявляться как эпизодически, так и постоянно, иметь различную степень выраженности - от самостоятельного выполнения известных правил, переноса известных способов действия в новую ситуацию до выработки нового оригинального решения игровой задачи.

Принцип активности в процессе обучения физики и других дисциплин является основным в дидактике. Он предполагает такое качество деятельности, которое  характеризуется высоким уровнем  мотивации, осознанной потребностью в  усвоении знаний и умений, результативностью  и соответствием социальным нормам. Особенно важна активность учащихся во время проведения игры. В противном случае учитель не получит желаемого результата. Сама по себе активность возникает редко. Она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. используемой педагогической технологии.

Игровая технология характеризуется  тем, что средства, активизирующие деятельность учащихся, составляют главную её идею и основу эффективности результатов.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (Й.Хейзинга).

В любой игре заложены одновременно огромные воспитательные и образовательные  возможности. Она развивает детскую  наблюдательность и способность  различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким  образом, игры оказывают большое  влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческие способности.

Применение игровой технологии на уроках позволяет решить вышеперечисленные  проблемы. Это не только возможность  заинтересовать учащихся содержанием  предмета, но и способствовать их социальной адаптации, освоению детьми новых социальных ролей. На таких уроках ученики работают более активно. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).

Использовать игровые технологии можно не только в 7-8-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.

 

 

1.1 Технология опыта.

Игра наряду с трудом и ученьем  – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим  люди использовали с древности. В  современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии»  включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации  педагогического процесса в форме  различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком  – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся  на уроках при помощи игровых приёмов  и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов  и ситуаций при урочной форме  занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой  задачи; учебная деятельность подчиняется  правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Педагогические  игры имеют следующую классификацию:

По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

По характеру педагогического  процесса:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

По характеру игровой  методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

1.1.1 Урок с дидактической игрой.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими  результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих  основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел заключается в  названии игры. Он заложен в той  дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении  знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами  игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении  учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в  форме решения поставленного  задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической  игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования  дидактических игр на различных  этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических  игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют  при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В  этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические  игры.

Информация о работе Применение игровых технологий в учебном процессе