Применение игровых технологий в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть пользу внедрения игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Структура игровых технологий…………………....................5
1.1.Технология опыта………………………………………….….8
1.1.1. Урок с дидактической игрой……………………..……9
1.1.2.Деловая игра…………………………………………...11
1.1.3.Урок ролевая игра……………………………………..12
1.2. Методика разработки игр……………………………………13
1.3.Рекомендации по использованию игровых технологий…..16
Глава 2. Применение игровых технологий в учебном процессе……..18
Заключение……………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 335.91 Кб (Скачать файл)

и т.д.

б) инструменты:

- ножницы  (рычаг, давление и т.д.);

- отвертка (клин);

- уровень  (свободная поверхность жидкость);

- плоскогубцы  (рычаг, давление)

и т.д.

в) бытовые  предметы:

- мыло (сила  поверхностного натяжения);

- сахар  (сила поверхностного натяжения,  явление диффузии);

- фарфоровая  чашка или пиала (теплопроводность);

- флакончик  духов (явление диффузии);

- бумажные  салфетки (капиллярные явления, явление  смачивания);

- бутылка  растительного масла (явление  смачивания, силы поверхностного  натяжения).

Как видно из данного списка количество и качество предметов, представленных на аукционе, зависит только от фантазии устроителей аукциона.

Примером применения тренировочных, закрепляющих материал урока игр  являются всевозможные игровые моменты, применяемые во время опроса или  закрепления пройденного. Эти игровые  моменты позволяют держать в  поле зрения весь класс, дают возможность  ученику самому выбрать маршрут  ответа и степень сложности вопросов.

Цветик-семицветик


На лепестках  цветка цветика-семицветика с оборотной стороны записаны задания, вопросы, на которые учащимся необходимо ответить.

В середине цветка написана тема вопроса.

«Яблоня»

На ветках волшебной яблони висят разноцветные яблоки. Эти яблоки должны легко  сниматься, и на их обратной стороне  написаны вопросы. На красных яблоках  более трудные вопросы, желтые –  с более легкими вопросами, самые  простые вопросы по данной теме записаны на зеленых яблоках. Ученик может  сам, учитывая степень своей подготовленности, выбирать «яблоки» и получить соответствующую оценку.

Такие игры просты, в исполнении реквизита к  ним, ученики с интересом принимают  участие. Особенно хорошо применять  такие игры для учащихся первой ступени  изучения физики

 

«Рыбная ловля»

Аналогично  игре «Яблоня» построена игра «Рыбная  ловля». С оборотной стороны на рыбках трех различных цветов, по степени  сложности, написаны вопросы. Ученик выуживает  вопросы при помощи удочки, у которой  вместо крючка – маленький магнитик, а на носиках у рыбок прикреплены  обычные скрепки. Ученик сам выбирает себе вопросы, выбирая себе уровень  сложности.

 

«Вершина Знаний»

Данная  игра проста в исполнении реквизита  к ней. Причем на рыбках можно писать не сами вопросы, а номера. Вопросы  же можно давать отдельно по блокам трудности. Такие игры можно применять  на уроках закрепления знаний. Можно  интересно оформить подведение итогов урока, если класс предварительно разбить  на две команды.

Каждый  ответ или этап урока можно  оценивать по баллам и эти баллы  дают возможность командам подниматься  на «Вершину Знаний».

 

 

Игра «Светофор»

Позволяет проводить быстрый фронтальный  опрос всех учащихся класса. Удобней  проверять при помощи данной игры знания учащимися формул, наименований физических величин, единиц их измерения  и обозначений

Опрос учащихся с использованием кроссвордов

Заинтересованность  ученика при опросе повышает его  активность. Этого можно добиться, используя кроссворды, которые могут  составляться по темам, или по целому разделу. Составление кроссвордов  формирует у учащихся логическое мышление, умение четко и кратко задавать вопрос, способствует знакомству с дополнительной литературой.

 

Кроссворд №1

1).Частицы создающие электрический ток в металлах …

2).Источник питания, в котором химическая энергия превращается в электрическую.

3). Единица напряжения…

4).Атом, содержащий избыток или недостаток электронов называют …

5). Не заряженная частица в ядре атома …

Кроссворд № 2

1).Мельчайшая частица вещества …

2). Электрическая цепь изображенная в виде символов …

3). Общее название вещества, в котором хорошо проходит электрический ток …

4). Вещества, не проводящие электрический ток…

5).Прибор, служащий для обнаружения заряда…

 

Физический кроссворд (при закреплении 7 кл)

4

1

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

По  горизонтали:

  1. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
  2. Действие тел друг на друга.
  3. Составная часть молекулы.

По  вертикали:

  1. Наука о природе.
  2. Изменение положения тела относительно других тел с течением времени.

 

«Ералаш»

Сходные по своим задачам в дидактике  опроса решает игра «Ералаш», составление  карточек для игры во многом напоминает кроссворды. Учащиеся делят карточку на две половинки: в первом столбце  записываются вопросы или какие-то понятия, во втором столбце не по порядку  записываются ответы или толкования данных понятий.

Все игровые технологии довольно универсальны и могут быть применены учителями-предметниками  любой образовательной области. Сами игровые технологии настолько  разнообразны, что данную статью можно  было бы расширить и другими примерами  применения игровых технологий в  процессе преподавания физики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Игровые технологии занимают важное место в  учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала  игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.  Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игру  по праву называют восьмым чудом  света. Ведь именно здесь, в процессе игры, мир детства соединяется  с миром науки. 

Все игры имеют много общих элементов  с работой ученого. В том и  другом случае привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно  преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления  препятствия.

Именно  поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.

 

Список использованной литературы:

1. Аскандаров, Э.Э. Физические кроссворды и чайнворды: Кн. для учащихся / Э.Э. Аскандаров, В.И. Селезнёв -Мн.:Нар.,1990-79с.:ил

2. Герасимов,  Т.Ю. Дидактические игры на  уроках физики/  Т.Ю.Герасимов, Е.А.  Борздова // Могилев: МОИПК и ПРР и СО, 2005.-№7.-С.12-18.

3. Клейман, Ф.С. Развитие творческих способностей учащихся: игровая деятельность на уроках физики / Ф.С. Клейман // Школа.-2000-№6. – С. 18-24.

4. Ланина, И.Я. Урок физики: как сделать его современным и интересным / И.Я Ланина, Г.В Довга // СПб: Рос. гос. пед. Ун-т, 2000. – C. 48-62.

5. Лой, В.П. Учебная физическая игра <<Умники и умницы>> / В.П. Лой // Физика в шк.-2001.-№8.- С. 53-59.

 

6. Хорошилов, С.А. Преподавание физики в 20 в. и журнал  <<Физика в школе>> / С.А. Хорошилов // Физика в шк.-2000.-№1.- С.3-9.




Информация о работе Применение игровых технологий в учебном процессе