Применение игровых технологий в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть пользу внедрения игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Структура игровых технологий…………………....................5
1.1.Технология опыта………………………………………….….8
1.1.1. Урок с дидактической игрой……………………..……9
1.1.2.Деловая игра…………………………………………...11
1.1.3.Урок ролевая игра……………………………………..12
1.2. Методика разработки игр……………………………………13
1.3.Рекомендации по использованию игровых технологий…..16
Глава 2. Применение игровых технологий в учебном процессе……..18
Заключение……………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 335.91 Кб (Скачать файл)

Характерной особенностью урока с  дидактической игрой является включение  игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока.

 Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности  учащихся, в которой осознается  окружающий мир, открывается простор  для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена  на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования  между участниками игры.

Требования к подбору игр  следующие.

1. Игры должны соответствовать  определенным учебно-воспитательным  задачам, программным требованиям  к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать  изучаемому материалу и строиться  с учетом подготовленности учащихся  и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на  определенном дидактическом материале  и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических  игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют  познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного  материала, развивают умение применять  его в новых условиях. Примеры  игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры  способствуют осмыслению и закреплению  учебного материала. Активность  учащихся в этих играх может  быть выражена в виде рассказов,  дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры  включают все виды дидактических  игр. Учащиеся соревнуются, разделившись  на команды.

1.1.2 Урок – деловая игра.

Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Отличие учебных деловых  игр заключается в следующем:

  • моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
  • поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
  • наличие конфликтных ситуаций;
  • обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
  • использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
  • контроль игрового времени;
  • элементы состязательности;

правила, системы оценок хода и результатов игры.

1.1.3 Урок – ролевая игра.

В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.

 Уроки - ролевые игры можно  разделить по мере возрастания  их сложности на 3 группы:

1.имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

2.ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

3.условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры: воображение  путешествия; дискуссии на основе распределения  ролей, пресс- конференции, уроки –  суды и т.д.

Этапы разработки и проведения ролевых  игр:

  • подготовительный;
  • игровой
  • заключительный
  • анализ результатов.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

 

1.2 Методика разработки игр.

Этапы:

  • обоснование требований к проведению игры;
  • составление плана её разработки;
  • написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
  • отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку
  • уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
  • разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

Возможные варианты структуры деловой  игры на уроке:

  • знакомство с реальной ситуацией;
  • построение её имитационной модели;
  • постановка главных задач группам, уточнение их  роли в игре;
  • создание игровой проблемной ситуации;
  • вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
  • разрешение проблемы;
  • обсуждение и проверка полученных результатов;
  • коррекция;
  • реализация принятого решения;
  • анализ итогов работы;
  • оценка результатов работы.

Этап подготовки.

Подготовка игры начинается с разработки сценария – условного отображения  ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования  поставленной задачи, плана деловой  игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик  действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и  экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и  выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости  ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные  контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают  отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику  поведения.

Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая  работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто  не имеет права вмешиваться и  изменять её ход. Только ведущий может  корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются  сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися  своих решений и выводов. В  заключение учитель констатирует достигнутые  результаты, отмечает ошибки, формулирует  окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять  с целью преодоления познавательного  эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся.

"Разброс мнений". Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.

Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными  фразами по материалу урока. Их прочтение  и произнесение вслух побуждает к ответному высказыванию. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.

Трудность подготовительной работы для  педагога заключается в том, чтобы  сформулировать начальные предложения  проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу  участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются  обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой  темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих  учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие  сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать  полученные ответы и подвести к учебным понятиям.

 

1.3 Рекомендации по использованию игровых технологий

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдении   следующих условий:

  • соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  • доступность для учащихся данного возраста;
  • умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

  • ролевые игры на уроке;
  • игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
  • использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
  • различные виды внеклассной работы по физике (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

    1. правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
    2. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
    3. игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
    4. в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

 

Глава 2. Практическое использование игровых моментов на различных этапах урока.

Одним из многочисленных примеров проведения деловой  игры для учащихся является аукцион  игрушек.

Аукцион начинается с объяснения правил участия  в аукционе. На аукцион выставляется несколько игрушек, в устройстве которых заложены физические законы. Ведущий аукциона поочередно показывает действие данных игрушек.

Реклама к игрушке должна быть яркой, но не содержать фактических данных о  принципе ее действия. Правилами поведения  аукциона принято:

а) высказывается  каждый желающий по каждой предоставленной  игрушке;

б) высказывается  только один раз, дополнять свои высказывания нельзя;

в) компетентное жюри оценивает данные характеристики конкретной игрушки и выбирает лучший вариант ответа;

г) победитель получает в награду данную игрушку  и выбывает из участников аукциона;

д) игра продолжается, пока не разыграют все  имеющиеся игрушки.

Для проведения подобного аукциона жюри можно выбрать  из учащихся старших классов. Проведение таких мероприятий не ограничено возрастными особенностями. Даже самые  старшие классы с интересом принимают  участие, только уровень ответов  при объяснении принципа действия будет  выше.

На аукцион  кроме игрушек можно выставить  некоторые простые инструменты: ножницы, отвертку, уровень, и т.д. Участники  аукциона должны объяснить принцип  их действия. Некоторые предметы, выставляемые на аукцион,  могут быть изготовлены  учащимися самостоятельно. Тогда  ученик должен предоставить паспорт-инструкцию по действию данной игрушки или какого-либо инструмента.

Могут рекламировать  игрушки те ребята, которые их принесли на аукцион.

 Завершающий момент – жюри подводит итог проведения аукциона. Поздравляют ребят, которые выиграли игрушки или другие предметы на аукционе, также награждаются и наиболее активные участники аукциона. Их можно наградить или призами, или памятными вымпелами участников аукциона.

Перечень  предметов, которые можно выставлять на аукцион.

а) игрушки:

- заводные  автомобили, пружинные пистолеты  (сила упругости);

- инерционные  автомобили (сила трения, закон инерции);

- игрушки-неваляшки  (условия равновесия тел);

- мячи, резиновые  игрушки (сила упругости);

- калейдоскоп  (зеркальное отражение);

- флейты, свистульки (звук, источники звука)

Информация о работе Применение игровых технологий в учебном процессе