Применение наглядных методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Принцип наглядности был обоснован Я. А. КоМенским еще в XVII в. Он писал в «Великой дидактике»: «слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому как... дерево — с корой, плод — вместе с кожицей»1.
Большое значение применению наглядных пособий в обу-
чении естествознанию придавал В.Ф. Зуев. В предисловии
к учебнику он писал: «При рассуждении о какой-либо вещи
учитель показывает оную в самой натуре или по крайней мере
по картинке»

Файлы: 1 файл

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ.docx

— 46.61 Кб (Скачать файл)

ПРИМЕНЕНИЕ  НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Принцип наглядности  был обоснован Я. А. КоМенским еще в XVII в. Он писал в «Великой дидактике»: «слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому как... дерево — с корой, плод — вместе с кожицей»1.

Большое значение применению наглядных пособий в  обу- 
чении естествознанию придавал В.Ф. Зуев. В предисловии 
к учебнику он писал: «При рассуждении о какой-либо вещи 
учитель показывает оную в самой натуре или по крайней мере 
по картинке»2. .

Наглядные средства обучению естествознанию можно  классифицировать по содержанию и дидактическим  целям применения (В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова).

Схема 3

 

Виды  наглядных пособий

 

НАТУРАЛЬНЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ И

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ

 

объекты неживой объемные        плоскостные

объектьГживой природы (макеты, муляжи)     (таблицы)

природы     (коллекции минералов)

живые организмы     фиксированные^ объекты 
(комнатные растения,      (гербарии, влажные 
животные уголка живой        препараты) 
природы) 4

 

 

Натуральные объекты

1Коменский ЯЛ. Избранные пед. сочинения. — М., 1955. — С. 297. 2Зуев В.Ф. Начертание естественной истории. — СПб., 1876.



Натуральные объекты играют ведущую роль при  изучении естественных наук. Они занимают главное место на первой (эмпирической) ступени познания. Натуральные пособия  помогают сформировать наиболее точные представления об изучаемых природных  объектах.

К живым объектам относятся комнатные растения и животные уголка живой природы.

При организации уголка живой природы  и работы в нем учащихся необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  • доступность материала возрасту учащихся;
  • краеведческий подход в подборе материала;
  • принцип сезонности в работе;
  • общественно полезная направленность.

Отбор растений для оборудования уголка осуществляется с учетом требований школьной программы  и обязательного минимума содержания образования. На примере комнатных  растений учащиеся должны получить следующие  представления:

■ о разнообразии растений.

Для этого в классе следует иметь  комнатные растения различных систематических  групп: аквариумные водоросли, риччию (водяной мох), папоротники, голосеменные (можжевельник, туя) и различные виды цветковых растений.

■ Об органах растений.

Ученики не только знакомятся с органами растений, но и сравнивают их, выясняют, чем  они похожи и чем отличаются. Поэтому в классе должны присутствовать комнатные растения, имеющие корни, стебли, листья, цветы и плоды разнообразной формы.

  • О способах размножения растений: стеблевыми черен^ ками (герань, плющ, лимон и др.), частью листа (сан-севьера, бегония, традесканция и др.), целым листом. (гдоксиния, колеус, фиалка и др.), корневыми отпрысками (агава, аралия и др.), усами (хлорофитум, саксиф-рага и др), луковицами (амаририллис, гиацинт и др.).
  • Об условиях жизни растений.

Для этого нужны растения, приспособленные  к различным условиям обитания: влаголюбивые (бегония, герань, колеус и др.) и засухоустойчивые (кактусы, алоэ и др.), светолюбивые (сансевьера, бегония и др.) и теневыносливые (традесканция, плющ и др.), теплолюбивые (бегония, араукария и др.) и холодоустойчивые (традесканция, риччия и др.).

Каждое  растение должно иметь паспорт, в  котором указы- < вается название, родина, условия произрастания и правила ухода за растением.

Если  в школе есть возможность содержать  животных, то уроки по их изучению могут  проводится в уголке живой природы. В нем обычно находятся аквариумы и террариумы, в которых содержатся моллюски, дафнии, плавунцы, аквариумные рыбы, лягушки, ящерицы, черепахи. В уголке должны находиться клетки с птицами, хомяками, крысами, морскими свинками и другими мелкими млекопитающими.

На примере  этих животных учащиеся получают представление о разнообразии, особенностях строения и образа жизни животных различных систематических групп, способах питания, размножении животных и признаках приспособленности их к условиям обитания.

На  базе уголка живой природы возможно проведение длительных наблюдений и исследовательских работ с младшими школьниками.

Большую роль играют растения и животные уголка живой природы в воспитании у  детей уважения к любому живому существу, в формировании природоохранных  умений и навыков.

Фиксированные объекты живой природы могут использоваться на уроках естествознания в качестве демонстрационного или раздаточного материала.

Для начальной школы созданы гербарии дикорастущих и культурных растений, коллекции плодов и семян. Кроме  них учитель может пользоваться и гербариями растений различных природных зон по курсу географии и гербариями по систематике растений к курсу биологии.

Учитель начальных классов может помочь детям создать и самодельные  гербарии, которые впоследствии будут  использоваться в качестве раздаточного материала. Все гербарии должны храниться в коробках, на которых указана систематическая группа растений.

На  уроках по изучению разнообразия и  размножения животных могут применяться коллекции насекомых, чучела птиц, влажные препараты — объекты, зафиксированные в растворах (развитие рыбы, ужа, цыпленка). Учитель может попросить эти объекты в кабинете биологии.

К объектам неживой природы, которые необходимо иметь в классе, относятся коллекции «Минералы и горные породы», «Полезные ископаемые», «Почвы». Помимо фабричных коллекций можно использовать коллекции полезных ископаемых и почв своего края, которые нетрудно изготовить самим детям. Природных объектов в таких коллекциях должно быть достаточно для того, чтобы использовать их как раздаточный материал на практических работах. Все натуральные пособия хранятся в шкафах, размещаются на полках с указанием систематической группы объекта. «Наобратной стороне дверцы прикрепляется лист бумаги со списком с названий находящихся в шкафу по полкам предметов. Все это необходимо для быстрого нахождения...наглядных пособий к уроку. Раздаточный материал хранится в ящиках и коробочках специального шкафа, каждый ящик... снабжен надписью или номером»1.

 

 

Искусственные и изобразительные наглядные  пособия

Это средства, воспроизводящие натуральные  объекты и процессы, или описывающие  их с помощью условных знаков, символов.

Наиболее  приближены к натуральным объемные пособия.

Модели (макеты) — «это материально реализуемая система объектов и явлений, существующих в реальной действительности. В процессе познания они занимают промежуточное положение между натуральными объектами и изображениями их на плоскости в виде картин, таблиц и т.д., способствуя формированию представлений...»2.

Модели обычно не передают точную величину предмета.

В начальной  школе используются статические, действующие и разборные модели, которые изготавливаются фабричным способом и закупаются в магазине наглядных пособий.

К статическим относятся макеты форм рельефа (гора, холм, овраг). Они используются для демонстрации.

Действующие модели помогают увидеть движение объекта или природный процесс. Например, движение Земли вокруг Солнца можно продемонстрировать с помощью теллурия.

1 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. — М., 1983, С. 347.

2Петросова РА., Голое В.П., Сивоглазов ВЛ. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание В начальной школе. — М., 1999. — С. 73-74.



С помощью разборных  моделей дети могут познакомиться  с внутренним содержанием объекта. Это могут быть макеты из курса  анатомии человека (глаз, ухо) или разборная  модель «Образование оврага».

Неразборной моделью является глобус. Он очень наглядно передает Представление о форме Земли, расположении земной оси, экваторе, полюсах, распределении суши и Мирового Океана. С помощью глобуса в начальной школе изучается форма и движение Земли, смена дня и ночи и времен года.

В классе следует иметь один большой глобус (около 50 см в диаметре) Для демонстрации и несколько маленьких (диаметром около 15 см), которые раздаются на парты во время практических работ.

Муляжи (слепки) — это модели предмета в натуральную величину точно передающие его внешние признаки (цвет, форму), но без внутреннего содержания. Для начальной школы выпущены муляжи грибов, овощей и фруктов.

Ученики могут сами изготавливать модели природных объектов из пластилина, папье-маше или глины.

Близки  объемным и рельефные наглядные пособия. Такие пособия имеют односторонний объем. К ним относятся системы органов дыхания, кровообращения, строение кожи и др.

Плоскостные пособия воспроизводят натуральные объекты или их знаковые заместители с помощью двухмерного изображения.

Статические пособия не передают движение, развитие природных объектов. Это учебные таблицы, картины, фотографии, слайды, географические карты, которые широко используются в преподавании начального курса естествознания. Они помогают образованию представлений о тех природных объектах и явлениях, которые недоступны непосредственному восприятию.

Учебные таблицы используются почти на каждом уроке для формирования у младших школьников обобщенных образов природных тел или ландшафтов таких как «дерево», «кустарник», «травянистое растение», «равнина», «гора», «тундра», «лес», «степь», «пустыня» и др.

Таблицы для начальных классов должны соответствовать следующим требованиям:

  • любая таблица — это монографическое изображение, поэтому на ней должен быть один объект, процесс или явление;
  • объекты, изображенные на таблице, должны быть достаточно крупные, пропорции их выдержаны в одинаковом масштабе;
  • рисунки, текст и цифровые обозначения располагают в определенной дидактической последовательности, чтобы таблица была «читаемая»;
  • таблица должна отвечать эстетическим требованиям (по В.М. Пакуловой).

По  курсу природоведения издана серия  ламинированных таблиц с методическими  указаниями к их использованию.

Если  таблицы бумажные, то их следует  наклеить на картон или ламинировать. На доске должны быть приспособления для вывешивания таблиц во время  демонстрации.

Таблицы хранят в шкафу вертикально. Они  должны быть пронумерованы и расположены  по темам курса. На внутреннюю сторону дверцы шкафа помещают список таблиц с проставленными номерами.

Географические  карты формируют у детей пространственные представления о размерах различных участков земной поверхности и размещении на ней природных объектов. Географические объекты на карте обозначены при помощи определенных знаковых символов, т.е. обладают высокой степенью абстракции.

Первое  знакомство детей с картой начинается уже во 2 классе. Прежде всего учитель должен познакомить детей с правилами работы с картой.

К окончанию начальной школы учащиеся должны научиться ориентироваться  по карте, знать названия и уметь  показывать материки и океаны, пользоваться масштабом. Младшие школьники получают первоначальные знания о карте России (границы, моря, главные реки, равнины, горы), умения показывать природные зоны нашей страны.

Дети  должны познакомиться с физической картой своего края. Уметь показывать на ней границы, главные города, формы  рельефа, полезные ископаемые, реки и  озера. В начальной школе начинают использовать контурные карты своего края. Школьники должны научиться находить на контурной карте нужные объекты и подписывать соответствующие названия. Учитель должен обратить внимание детей на то, как подписываются географические названия на контурной карте:

  1. Надписи делаются мелко, четко, красиво.
  2. Надписи рек располагаются параллельно направлению рек. Так же сделаны надписи горных хребтов, вытянутых заливов, морей.

3. Надписи городов везде идут  параллельно параллелям. Так же  надписываются острова и озера1.

На контурные  карты ученики наносят формы  рельефа, условные знаки полезных ископаемых своего края и названия самых крупных  рек и озер. Дети учатся работать цветными карандашами. При этом необходимо соблюдать правила условных окрасок, принятых на картах (воды — голубые, низменности — зеленые и т.д.); добиваться четкости, аккуратности и красоты в раскраске.

Эти умения являются базисными для последующего изучения курса географии.

В начальных  естественно-научных курсах используются на-стенныефизическиекартыполушарий,РоссийскойФедерации, своего края; карта природных зон России, план местности, а также географические атласы для начальной школы. Карты есть во всех естественно-научных учебниках и учебниках-тетрадях.

Требования  к школьным географическим картам были сформулированы А.А. Половинкиным в его учебнике «Методика физической географии».

Школьные  географические карты отличаются от других тем, что они приспособлены  к возрасту и уровню развития учащихся. Это достигается упрощением карт, увеличением их наглядности,, подчеркнутой характерностью и сокращением нагрузки до пределов, близких к тем, которые предусматриваются в программах.

Настенные географические карты рассматриваются  всем классом издалека, поэтому должны иметь соответствующие размеры. Карты менее одного метра настенными картами служить не могут. Ученики  смотрят на стенную карту с  расстояния 5-6 м и более. С такого расстояния береговая линия и реки могут быть видимыми только В том случае, если они изображены толще, если очертания их упрощены, если детали отброшены. На картах для начальной школы это упрощение выражено наиболее существенно.

Информация о работе Применение наглядных методов обучения