Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:16, контрольная работа
Принцип наглядности был обоснован Я. А. КоМенским еще в XVII в. Он писал в «Великой дидактике»: «слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому как... дерево — с корой, плод — вместе с кожицей»1.
Большое значение применению наглядных пособий в обу-
чении естествознанию придавал В.Ф. Зуев. В предисловии
к учебнику он писал: «При рассуждении о какой-либо вещи
учитель показывает оную в самой натуре или по крайней мере
по картинке»
1 Половинкин АЛ. Методика физической географии — М., 1935.
Большую четкость сообщает карте хорошая и яркая раскраска. Резкая разница в раскраске суши и моря позволяет ученикам чувствовать береговую линию даже там, где она не видна. Ярко-зеленая окраска низменностей очень хорошо подчеркивается коричневым и красно-коричневым цветом гор и высоких плоскогорий. Рельеф на стенных школьных картах дается нарочито упрощенно и характерно.
В последние годы стали выпускаться рельефные географические карты для начальной школы, некоторых формы поверхности даны выпукло, осязаемо. Они очень наглядно передают характерные черты строения поверхности, но относительно масштаба этой карты рельеф преувеличен в сотни раз.
Если
учитель применяет такие карты
при изучении форм поверхности, то должен
обязательно объяснить, что высота
гор здесь для большей
Количество
названий географических объектов на
карте указывается в
Нельзя церегружать карту большим количеством географических объектов. Обилие объектов и названий сделает карту малохарактерной и заставит учащихся путаться. Поэтому необходимо поставить какой-то предел. А.А. Половин-кин справедливо указывал, что количество дополнительных объектов и названий для карт начальной школы не должно превосходить 20-30% основного требования. Гораздо более целесообразно будет иметь дополнительные справочные или крупномасштабные карты.
Эти требования должны выполняться и для карт в школьных учебниках и учебниках-тетрадях.
В последнее
время в магазины наглядных пособий
стали поступать
Ламинированные карты складываются и хранятся в шкафу, а наклеенные — сворачиваются в рулон и хранятся в вертикальном положении. Название пишется четко на обороте свернутой карты.
Карты в учебниках так же важны как и настенные карты. Поэтому нельзя допускать небрежность в выполнении таких карт. Карты учебника или учебника-тетради имеют мелкий масштаб, что заставляет еще больше упрощать их. Тем не менее упрощение не должно идти слишком далеко, потому что при близком рассмотрении всегда можно хорошо различить и детали. Методически грамотное выполнение карт в учебнике тем более важно, так как ученики работают с ними самостоятельно.
Для формирования у младших школьников умения работать с картой учитель должен в своей педагогической копилке иметь самодельные пособия с изображением условных знаков карты и полезных ископаемых.
Необходимость создания школьных учебно-опытных участков передовые педагоги понимали со времен введения в народные училища курса естествознания. Одним из первых школьных садов в России конца XVIII в. был сад при Петербургском шляхетском корпусе, в котором кадеты обучались земледелию. В нем были представлены различные сорта культурных и коллекции лекарственных растений.
В Царскосельском лицее был сад, организованный в 1818 г. Он состоял из отдельных садиков воспитанников и ботанической площадки, созданной по Линнеевской системе.
С середины XIX в. педагогами усиленно пропагандировалось устройство Школьных садов в учебных целях. А.Я. Герд создал учебный сад при детской колонии для воспитания малолетних преступников.
В конце
XIX в. пришкольные участки
Массовое
развитие школьных учебно-опытных участков
наблюдалось после революции 1917
г. Они возделывались с целью
трудового воспитания учащихся и
ради получения овощей для школьных
столовых. На этих участках процветал
детский физический труд, который
превращался в нудную обязанность.
Такая организация учебной
С 1935 г. начинает складываться система учебно-опытнической работы на пришкольных участках. Большое внимание методике организации такой работы уделено в трудах П.А. Завитаева, Н.М. Верзилина, М.Н. Скаткина и др.
Все
современные школы должны иметь
учебно-опытные участки для
Учебно-опытный участок для начальной школы выделяется как самостоятельный отдел. По возможности он должен быть расположен на ровной поверхности, хорошо освещен и защищен от господствующих ветров зданием школы или живой изгородью. Площадь участка зависит прежде всего от количества учащихся. В общей сложности земельная площадь, обрабатываемая вручную одним учеником, не должна превышать 2-4 м2.
На
участке начальных классов
Сельскохозяйственный труд детей как и практическая работа на уроке начинается с постановки целей и определения плана работы. После выполнения намеченного плана подводятся итоги л фиксируются результаты работы. Физический труд и натуралистические исследования должны сопровождаться фенологическими наблюдениями.
По мнению М.Н. Скаткина, эффективность опытно-натуралистической работы зависит от умения учителя сочетать физический труд детей с умственным, «соединять работу рук учащихся с работой головы». Очень важно уже в начальной школе приучать детей к творческому труду.
Рекомендуемая литература
Богданова Л А. Методика преподавания географии в начальной школе. Пособие для учителей начальной школы. — М., 1953.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол.спец. 4-е изд. — М., 1983.
Голое В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. — М., 1987.
ЗуевДД. Школьный учебник. — М., 1983.
Лернер
ИЛ. Основные
элементы содержания образования и способы
воплощенияихвучёбнике//
Логовеева ГЛ. Методика обучения сельскохозяйственному труду: Учеб. пособие для вузов по спец. « Педагогика и методика нач. обучения ». — М., 1989.
Пакулова В.М., Кузнецова ВЛ. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов пед. ин-тов. — М., 1990.
Петросова РА., Голов ВЛ., Сивоглазов ВЛ. Методика обучения естествознанию И экологическое воспитание в начальной школе. — М., 1999.
Половинкин АА. Методика физической географии. Пос. для препод, сред, школы и ст-тов пед. ин-тов. — М., 1938.
Пугал НА., Розенштейн A.M. Кабинет биологии: пособие для учителя. — М., 1983.
Райков Б.Е. Общая методика естествознания. — М.-Л., 1947.
СкаткинМЛ. Об усилении воспитывающей и развивающей функции учебника// Проблемы школьного учебника. — Вып. 7. — М., 1987. — С. 34-38.
Унт И.Г. Функции рабочей тетради для учащихся в комплексе учебной литературы// Советская педагогика и школа. — Тарту, 1985. — № 17. — С. 30-41.
Учебно-опытная работа на пришкольном участке. Пособие для учителей/ М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е.С. Милованова. — М., 1980.
Шаповаленко С~Г. Учебник в системе средств обучения// Проблемы школьного учебника. — М., 1976. — Вып. 4. —С. 37-51.
Глава VII
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Это
способы овладения учебным
Наглядные пособия должны использоваться на всех уроках по изучению окружающего мира, но это не означает, что все занятия проводятся с применением наглядных методов обучения. Наглядность может служить иллюстрацией к рассказу учителя для усиления его образности, но источником знаний в этом случае все же остается слово учителя.
При проведении урока наглядными методами именно демонстрация опытов, экранных пособий, натуральных объектов, таблиц служит источником знаний учащихся. При восприятии демонстрируемых объектов или явлений учащиеся с помощью вопросов и заданий учителя осмысливают увиденное, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Примером может служить изучение круговорота воды. Учитель демонстрирует опыт по испарению и конденсации воды. Дети наблюдают и рассказывают, что при нагревании вода испаряется, поднимается вверх и, соприкасаясь с холодной поверхностью, вновь превращается в жидкость. Капельки воды под собственной тяжестью отрываются и вновь падают в сосуд с водой. Учитель вместе е классом выясняет, что в природе можно наблюдать подобное явление во время дождя. Источником тепла для испарения воды с поверхности Земли является Солнце. Чтобы выяснить, как происходит охлаждение пара, учитель вывешивает таблицу, на которой изображены горы со снежными вершинами. Ученики узнают, что с поднятием на высоту температура воздуха понижается. Выясняется, что высоко над поверхностью земли пар охлаждается, превращаясь в капельки воды или кристаллики льДа, из которых состоят облака. Из облаков вОда возвращается на Землю в виде дождя и снега. Так происходит круто-' ворот воды в природе. Учитель или ученики могут смоделировать этот процесс на магнитной доске.
Данный урок проводится наглядными методами, так как источником знаний детей служат демонстрация опыта и таблицы, моделирование круговорота воды в природе. Выводы и обобщения дети делают самостоятельно под руководством учителя.
В педагогических источниках часто встречается разделение наглядных методов на метод демонстрации и метод иллюстрации. Данная классификация слишком условна, так как в определенных случаях возможно отнести отдельное средство обучение как к демонстрационным так и к иллюстративным.
Опыт показывает, что наиболее целесообразно к наглядным методам обучения отнести:
При использовании наглядных методов обучения требуется соблюдение определенных методических условий. Рассмотрим важнейшие из них.
Методические требования к фронтальной демонстрации наглядных пособий:
1. Демонстрируемый объект должен быть
виден всему
классу.
Таблицы
и картины вывешиваются на доску,
предметные пособия размещают на
демонстрационном столике. При необходимости
создают специальный фон
2. Пособие должно находиться перед
глазами детей только
во время демонстрации. В противном случае
внимание уча-
щихся будет рассеяно.
Удобно пользоваться шторками на доске, откидными и магнитными досками.
3. Не следует показывать много цособий
одновременно.
Объем внимания младших школьников —
3-4 объекта.
4. В элементарном курсе лучше избегать
микроскопа и
слишком сложных препаратов и рисунков.
Ученик обращает внимание прежде всего на то, что ему бросается в глаза. В микроскоп он главным образом видит светлый кружок и воздушные пузырьки.
5. С помощью вопросов внимание детей
направляется на глав-
ные, существенные признаки демонстрируемого
пособия.
Вопросы
и задания составляются учителем
заранее. Их можно задавать устно
или записать на доске. Часто детям
дается план описания природного объекта.
Например, при демонстрации чучела
или изображения животного
1)
К какой группе относится это"
2)Размеры и окраска тела.
5) Образ жизни: чем питается животное,
где селится, как
спасается от врагов, как приспособилось
к жизни зимой?
Ответы на два последних вопроса дети находят в учебнике. Во время беседы выделяются черты приспособленности животного к условиям существования.
6. После демонстрации наглядных пособий
делаются обоб-
щения и выводы.
Необходимо
связать представления и
При индивидуальной и групповой демонстрации раздаточный материал может быть у каждого ребенка или у группы (пары) учащихся. Вопросы и задания учителя помогают в описании имеющихся у них объектов. Например, во время работы с гербарными экземплярами растений леса и степи учитель просит рассмотреть корень, стебель, листья у ковыля, типчака, полыни и выделить их отличительные особенности. Сравнить травянистые растения леса и степи и сделать вывод, как растения степи приспособились к условиям жизни.
Нужно помнить, что младшие школьники лучше воспринимают динамические пособия, чем статические, поэтому на уроках рекомендуется чаще использовать динамические рисунки на доске, меловые схемы, учебные фильмы.
В школе нет «...ни одного наглядного пособия, которое по богатству материала, по силе впечатления и но занимательности могло бы сравниться с кино... Существуют процессы, которые совершаются очень медленно, и заметить ход этих процессов почти невозможно. Между тем кино может показать эти процессы. Так^на экране отлично видно прорастание семян, развертывание цветов, созревание плодов,...процессы движения ледников, роста оврагов, выветривания скал...»1.