Применение наглядных методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Принцип наглядности был обоснован Я. А. КоМенским еще в XVII в. Он писал в «Великой дидактике»: «слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому как... дерево — с корой, плод — вместе с кожицей»1.
Большое значение применению наглядных пособий в обу-
чении естествознанию придавал В.Ф. Зуев. В предисловии
к учебнику он писал: «При рассуждении о какой-либо вещи
учитель показывает оную в самой натуре или по крайней мере
по картинке»

Файлы: 1 файл

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ.docx

— 46.61 Кб (Скачать файл)

 

Методические  требования к демонстрации учебных  фильмов

  1. Содержание фильма должно быть связано с темой урока.
  2. Фильм просматривается учителем до урока, выбираются фрагменты для показа на уроке, составляются вопросы к беседе по содержанию фильма.

3. Определяется время и место фильма на уроке.

В зависимости  от дидактических задач урока  фильм может быть показан отдельными фрагментами на различных этапах урока.

4. До просмотра перед детьми ставится познавательная 
задача, которая должна быть решена в процессе анализа со- 
держания фильма.

Вопросы, по которым будет анализироваться  фильм, можно записать на доску. После просмотра по ним проводится беседа.

5. В ряде случаев учитель может заранее познакомить 
учащихся с натуральными объектами, которые будут демон- 
стрироваться в фильме.

Например, перед просмотром фильма «Размножение растений: этапы развития растения из семени» проводится практическая работа с проростками семян бобовых культур или подсолнечника (которые дети увидят в фильме).

6. При необходимости сосредоточить внимание учащих- 
ся на отдельных кадрах, учитель может выключить дик- 
торский текст и прокомментировать кадры сам. Так же 
поступают, если текст сложен для восприятия младшими 
школьниками.

Значение  экранных пособий на уроке естествознания велико: при продолжительности демонстрации 8-12 мин учебные фильмы несут в 3-5 раз больше информации по сравнению с другими пособиями. В фильме дети могут наблюдать динамику природных процессов.

 

Методика  организации и проведения демонстрационных опытов

 

На  уроках естествознания невозможно обойтись без демонстрации опытов и их результатов. Учитель показывает такие опыты с природными объектами, которые дети не могут провести сами ввиду их сложности или опасности. Это опыты, связанные с нагреванием или требующие использования химических реактивов.

При подготовке демонстрационного опыта  учитель должен: выполнить следующие условия:

  • проверить наличие оборудования и его техническое состояние;
  • определить количество и качество веществ, которые будут использованы в опыте;
  • провести опыт заранее, чтобы устранить неполадки и определить его продолжительность;
  • составить вопросы, задания и комментарии к просмотру опыта учащимися.

Во время  проведения демонстрационного опыта  необходимо соблюдать следующие условия:

  • перед проведением опыта учитель ставит познавательную задачу;
  • опыт проводится на предметном столике;
  • необходимо строго соблюдать правила техники безопасности;
  • оборудование собирается на глазах у детей. При этом учитель дает название и объясняет назначение каждого прибора;
  • во время демонстрации опыта учитель комментирует свои действия. Учащимся задаются вопросы: «Что вы наблюдаете? Почему это происходит? Какое свойство природного тела (или явление) было установлено в результате опыта? »;
  • после проведения опыта анализируются полученные результаты, делаются обобщения и выводы. Проводится беседа по вопросам: «Какое свойство природного тела (или явление) изучалось посредством опыта?», «Какое оборудование использовалось? Какое назначение имеет каждый (назвать конкретно) прибор?», «Как протекало явление? Почему?», «Когда и где можно наблюдать такое явление в природе или в жизни? ».

Для закрепления полученных наглядным  методом представлений демонстрационный опыт схематично зарисовывается в тетрадь.

Наглядные методы предусматривают не только различные  приемы демонстрации пособий учителем, но и развитие у учащихся умений применять при ответах различные  средства наглядности: таблицы, рисунки на доске, географические карты, глобус, гербарии, комнатные растения, демонстрационные опыты и др.

Моделирование — это метод обучения, который предполагает создание моделей и работу сними. Моделирование в широком смысле слова — это замена действий с реальными предметами действиями с их образцами, моделями, муляжами, макетами, а так же с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.п. При этом рисунки могут изображать реальные предметы (людей, животных, растения и т.п.) или же быть условными, схематичными, т.е. изображать реальные предметы условно в виде различных геометрических фигур.

Согласно  теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.) будущее умственное действие начинает формироваться во внешнем  плане в виде материального действия с реальными объектами, а потом с их заместителями. Затем действие переходит в план речи — сначала громкой, затем — шепотом и про себя. Организация этих этапов особенно неббходима при обучении младших школьников.

Важно организовать обучение так, чтобы ребенок  сам становился субъектом учебной деятельности. При этом не следует заменять задания, в соответствии с которыми учащиеся должны действовать на партах собственными руками, заданиями, в которых они только наблюдают деятельность учителя у доски. Также опасно слишком рано прекращать про-говаривание вслух.

Введение  в процесс обучения средств моделирования  позволяют развивать у младших школьников способность к обобщению, переводя процесс их мышления на более высокий уровень. Обучая ребенка способу построения модели природных закономерностей, учитель осуществляет формирование в сознании учащихся соответствующих абстракций, подводит его к обобщению. Модели позволяют создавать у учащихся наглядные образы природных процессов и явлений, которые средствами предметной наглядности создать невозможно.

Например, этот метод помогает сформировать представление  об экологических связях в природе. Модели делают «видимыми» невидимые связи и служат опорой для запоминания й воспроизведения знаний о них. Процесс моделирования вместе с тем предполагает решающую роль самостоятельной работы учащихся в конструировании моделей.

Учителю важно тщательно подготовится к  работе по моделированию.

1. Сделать сами модели.

Они могут  быть объемными (например, из пластилина) или плоскостными (из бумаги). При  моделировании цепей питания, например, используются изображения растений и животных, выполненные на плотной  бумаге или картоне и Цветные  стрелки. Можно заменить рисунки названиями объектов.

Например: мятлик -> полевка —> лиса.

От динамических моделей переходят к меловым  схемам, которые учитель или ученик выполняют на доске.

  1. Спланировать, на каких этапах урока будет использоваться метод моделирования.
  2. Определить степень самостоятельности учащихся при работе с моделями.

Дети  могут наблюдать процесс моделирования, выполняемый учителем на магнцтной доске (например, при изучении питания и дыхания растений). Затем учиться читать схему. Возможен вариант, при котором дети будут составлять модели на партах самостоятельно во время индивидуальной или групповой работы на закреплении изученного материала или проверке опорных знаний.

4. Выяснить, как процесс моделирования будет сочетаться 
с другими методами и приемами обучения. - ;

Метод моделирования должен играть важную роль в начальном естественно-научном образовании.

Часто моделирование, выполняемое самими учащимися, относят к практическим методам обучения.

1 Половинкин АЛ. Методика физической географии, — М., 1938. — С. 131.


Информация о работе Применение наглядных методов обучения