Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:16, контрольная работа
Принцип наглядности был обоснован Я. А. КоМенским еще в XVII в. Он писал в «Великой дидактике»: «слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому как... дерево — с корой, плод — вместе с кожицей»1.
Большое значение применению наглядных пособий в обу-
чении естествознанию придавал В.Ф. Зуев. В предисловии
к учебнику он писал: «При рассуждении о какой-либо вещи
учитель показывает оную в самой натуре или по крайней мере
по картинке»
Методические требования к демонстрации учебных фильмов
3. Определяется время и место фильма на уроке.
В зависимости от дидактических задач урока фильм может быть показан отдельными фрагментами на различных этапах урока.
4. До просмотра перед детьми ставится
познавательная
задача, которая должна быть решена в процессе
анализа со-
держания фильма.
Вопросы, по которым будет анализироваться фильм, можно записать на доску. После просмотра по ним проводится беседа.
5. В ряде случаев учитель может заранее
познакомить
учащихся с натуральными объектами, которые
будут демон-
стрироваться в фильме.
Например, перед просмотром фильма «Размножение растений: этапы развития растения из семени» проводится практическая работа с проростками семян бобовых культур или подсолнечника (которые дети увидят в фильме).
6. При необходимости сосредоточить
внимание учащих-
ся на отдельных кадрах, учитель может
выключить дик-
торский текст и прокомментировать кадры
сам. Так же
поступают, если текст сложен для восприятия
младшими
школьниками.
Значение экранных пособий на уроке естествознания велико: при продолжительности демонстрации 8-12 мин учебные фильмы несут в 3-5 раз больше информации по сравнению с другими пособиями. В фильме дети могут наблюдать динамику природных процессов.
Методика организации и проведения демонстрационных опытов
На уроках естествознания невозможно обойтись без демонстрации опытов и их результатов. Учитель показывает такие опыты с природными объектами, которые дети не могут провести сами ввиду их сложности или опасности. Это опыты, связанные с нагреванием или требующие использования химических реактивов.
При подготовке демонстрационного опыта учитель должен: выполнить следующие условия:
Во время проведения демонстрационного опыта необходимо соблюдать следующие условия:
Для закрепления полученных наглядным методом представлений демонстрационный опыт схематично зарисовывается в тетрадь.
Наглядные
методы предусматривают не только различные
приемы демонстрации пособий учителем,
но и развитие у учащихся умений
применять при ответах
Моделирование — это метод обучения, который предполагает создание моделей и работу сними. Моделирование в широком смысле слова — это замена действий с реальными предметами действиями с их образцами, моделями, муляжами, макетами, а так же с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.п. При этом рисунки могут изображать реальные предметы (людей, животных, растения и т.п.) или же быть условными, схематичными, т.е. изображать реальные предметы условно в виде различных геометрических фигур.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.) будущее умственное действие начинает формироваться во внешнем плане в виде материального действия с реальными объектами, а потом с их заместителями. Затем действие переходит в план речи — сначала громкой, затем — шепотом и про себя. Организация этих этапов особенно неббходима при обучении младших школьников.
Важно организовать обучение так, чтобы ребенок сам становился субъектом учебной деятельности. При этом не следует заменять задания, в соответствии с которыми учащиеся должны действовать на партах собственными руками, заданиями, в которых они только наблюдают деятельность учителя у доски. Также опасно слишком рано прекращать про-говаривание вслух.
Введение в процесс обучения средств моделирования позволяют развивать у младших школьников способность к обобщению, переводя процесс их мышления на более высокий уровень. Обучая ребенка способу построения модели природных закономерностей, учитель осуществляет формирование в сознании учащихся соответствующих абстракций, подводит его к обобщению. Модели позволяют создавать у учащихся наглядные образы природных процессов и явлений, которые средствами предметной наглядности создать невозможно.
Например, этот метод помогает сформировать представление об экологических связях в природе. Модели делают «видимыми» невидимые связи и служат опорой для запоминания й воспроизведения знаний о них. Процесс моделирования вместе с тем предполагает решающую роль самостоятельной работы учащихся в конструировании моделей.
Учителю важно тщательно подготовится к работе по моделированию.
1. Сделать сами модели.
Они могут быть объемными (например, из пластилина) или плоскостными (из бумаги). При моделировании цепей питания, например, используются изображения растений и животных, выполненные на плотной бумаге или картоне и Цветные стрелки. Можно заменить рисунки названиями объектов.
Например: мятлик -> полевка —> лиса.
От динамических моделей переходят к меловым схемам, которые учитель или ученик выполняют на доске.
Дети
могут наблюдать процесс
4. Выяснить, как процесс моделирования
будет сочетаться
с другими методами и приемами обучения. - ;
Метод моделирования должен играть важную роль в начальном естественно-научном образовании.
Часто моделирование, выполняемое самими учащимися, относят к практическим методам обучения.
1 Половинкин АЛ. Методика физической географии, — М., 1938. — С. 131.