Применение нетрадиционных форм обучения на уроке как средства создания здоровьесберегающей среды в начальных классах из опыта работы учи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование здоровьесберегающей среды
1.1 Комплексность понятия «здоровье»………………………………...............7
1.2 Нетрадиционные формы обучения на уроке и их влияние на здоровье школьника…………………………………………………………………………11
1.3 Типологии нетрадиционных форм обучения как формы здоровьесбережения в начальных классах……………………………………...16
ГЛАВА II. Применение нетрадиционных форм обучения на уроке как средства создания здоровьесберегающей среды в начальных классах из опыта работы учителей.
2.1Анкетирование учителей по вопросу влияния нетрадиционных форм обучения на здоровье учащихся………………………………………………….29
2.2 Здоровьесберегающая среда на уроке-игре по математике во 2-м классе на тему "Закрепление компонентов умножения" …………………….……………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 75.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование здоровьесберегающей среды

1.1  Комплексность понятия «здоровье»………………………………...............7

1.2  Нетрадиционные формы обучения на уроке и их влияние на здоровье школьника…………………………………………………………………………11

1.3 Типологии нетрадиционных форм обучения  как формы здоровьесбережения в начальных классах……………………………………...16

ГЛАВА II. Применение нетрадиционных форм обучения на уроке как средства создания здоровьесберегающей среды в начальных классах из опыта работы учителей.

2.1Анкетирование учителей по вопросу влияния нетрадиционных форм обучения на здоровье учащихся………………………………………………….29

2.2 Здоровьесберегающая среда на уроке-игре по математике во 2-м классе на тему "Закрепление компонентов умножения" …………………….……………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь хорошее здоровье – это важнейший фактор развития человеческого, а особенно детского организма.

Здоровье помогает им в течении всей жизни выполнять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраненное и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Однако состояние здоровья юных россиян вызывает опасения: в среднем каждый российский ребенок имеет несколько хронических заболеваний. В 40% причиной этого специалисты называют несбалансированное питание, лишь в 15% случаев ссылаются на организацию медицинского обслуживания, столько же приходится на генетические особенности, остальное определяется образом жизни, индивидуальными привычками.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой, для интеллектуального и умственного и развития человека. В двигательной деятельности хорошо формируются дружественные отношения, которые учат ребенка вступать в контакт со сверстниками, решать общие задачи, помочь товарищу, несут ответственность перед ровесниками. Играя в подвижную игру, тренируются волевые черты характера. В процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности. Нравственные и эстетические качества. Формируется сознательное отношение к своей деятельности.

Многие годы ребенок проводит в стенах образовательного учреждения и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.                                                                                             

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

 

1.    Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, 
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии симеющимися данными.

2.          Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка 
образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, 
мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной 
возрастной группы.

3.          Создание благоприятного эмоционально-психологического климата 
в процессе реализации технологии.

4. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей 
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов 
здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Актуальность

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, та как оно определяет будущее страны. Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

В последнее время всё большее внимание учёных привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребёнка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-за «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса, отсутствие гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т.д.

  Известный физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведёт к ухудшению здоровья ребёнка, так как физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитием ребёнка. «Психика формируется в движении» (Н. А. Бернштейн).

Ребёнок, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребёнка, и в первую очередь – увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Проблема современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перенагрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.

Цель: изучить нетрадиционные формы обучения как средство создания здоровьесберегающей сферы в классе.

Задачи:

- рассмотреть основные виды  нетрадиционных форм обучения, которые являются здоровьесберегающими в процессе обучения.

- изучить типологии нетрадиционных  форм обучения.

- выявить педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Методы: анализ, цитирование, конспектирование, обобщение передового педагогического опыта.

Объект исследования: здоровьесберегающая сфера в процессе обучения.

Предметом исследования являются нетрадиционные формы обучения.

Материало послужили научные статьи, учебные пособия, методическая литература , а так же различные Интернет - сайты.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование здоровьесберегающей среды

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию путем использования здоровьесберегающих технологий.

1.1 Комплексность  понятия «здоровье».

Здоровье важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, но и состояния полного социального физического ни психологического равновесия.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.

Педагогический фактор как фактор риска разрушающий здоровье школьника.

Значительное негативное влияние на состояние здоровья детей имеет сам процесс образования. По данным института возрастной физиологии РАО «вклад» внутришкольной среды в школьника составляет 21%.

Учитель часто бывает серьезной силой, разрушающей здоровье, психику и интеллект ребенка, в то время как он должен быть силой, созидающей здоровье его тела, души и разума.

Здоровье ребенка находится в прямой зависимости от учителя.

Разрушение здоровья детей в условиях педагогического процесса во многом является результатом некомпетентности учителя в области здоровья человека и построения здоровьетворящего образования.

Негативно сказывается:

-интенсификация учебного  процесса, провоцирующая перегрузку  нервной системы, эмоциональное  напряжение и нервное истощение  у детей;

-завышение объема дневной  и суммарной недельной учебной  нагрузки. приводящее к уменьшению продолжительности сна, прогулок на свежем воздухе, отсутствия времени для разностороннего развития детей вне стен школы;

-раннее начало обучения  детей, не достигших «школьной  зрелости», что приводит к затруднениям  в адаптации к школьной жизни, учащегося болезней, увеличенного  риска развития близорукости, нарушений  осанки и множеству других  негативных последствий для их  дальнейшего развития;

-несоответствие программ  и технологий обучения функциональным  и возрастным особенностям учащихся;

-бесконтрольное введение  инноваций;

-несоблюдение физиолого-гигиенических  требований и организации учебного  процесса;

-сокращение необходимого  объема суточной двигательной  активности;

-низкая эффективность  существующей системы физического  воспитания.

Здоровье – это состояние полного физиологического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков .Сюда же следует отнести и энергетическое равновесие.

Отношение к физическому здоровью как ценности передаются преимущественно через профессионально – личностную позицию педагога , личным примером утверждающего преимущества здорового образа жизни.

Интенсификация учебного процесса и здоровье.

На состояние здоровья детей существенное влияние оказывают как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития, так и факторы риска, вызванные особенностями организации учебного процесса (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса , несоответствие методик обучения возрастными возможностями школьников).

Интенсификация идет различными путями.

Первый – увеличение количества учебных часов.

Фактическая учебная нагрузка, особенно в лицеях, гимназиях , классах с углубленным изучением ряда предметов , составляет в начальной школе в среднем 6.2-6.7 ч.в день , в основной школе 7.2-8.3 ч. в день ,в средней школе – 8.6-9.2 в день .Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 ч. в начальной,10-12 ч.- в основной и 13-15 ч. в средней школе.

Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно : у детей чаще отмечают нервно – психические нарушения, быструю утомляемость , сопровождаемую гормональными дисфункциями ,низкую сопротивляемость болезням.

Другой вариант интенсификации учебного процесса - уменьшение количества

учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Это приводит к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.

Ученик и компьютер.

Значительную проблему для здоровья школьников в последние годы преподносит компьютер. Эта нужная и полезная вещь при неправильном пользовании наносит существенный урон физическому состоянию ребенка.

Здоровье и движение.

Гиподинамия означает недостаток активности , малоподвижный образ жизни Уже в школьные годы ребенок долго сидит на уроках , потом дома длительное время делает домашнее задание ,ведет малоподвижный образ жизни . В результате организм не успевает сжечь все калории , которые получает ,они откладываются под кожей , засоряют сосуды.

Необходимо совершать регулярные прогулки и игры на свежем воздухе должны быть не менее часа, нельзя забывать о физкультуре, занятиях на тренажере, плавании. Подвижный образ жизни- это эффективное лекарство от стрессов и депрессий.

Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и интенсивности, индивидуализации и регулярности.

 

 

 

 

 

 

1.2  Нетрадиционные формы урока и влияние их на здоровье школьника.

Понятие и особенности нетрадиционного урока

Современные образовательные учреждения, особенно с углубленным содержанием обучения, характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретают целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название «школьные болезни». При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма

Для организации благоприятного климата , ориентирующего учащихся на коммуникацию , необходимо выбирать такие формы урока , которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Информация о работе Применение нетрадиционных форм обучения на уроке как средства создания здоровьесберегающей среды в начальных классах из опыта работы учи