Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 20:59, курсовая работа
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование здоровьесберегающей среды
1.1 Комплексность понятия «здоровье»………………………………...............7
1.2 Нетрадиционные формы обучения на уроке и их влияние на здоровье школьника…………………………………………………………………………11
1.3 Типологии нетрадиционных форм обучения как формы здоровьесбережения в начальных классах……………………………………...16
ГЛАВА II. Применение нетрадиционных форм обучения на уроке как средства создания здоровьесберегающей среды в начальных классах из опыта работы учителей.
2.1Анкетирование учителей по вопросу влияния нетрадиционных форм обучения на здоровье учащихся………………………………………………….29
2.2 Здоровьесберегающая среда на уроке-игре по математике во 2-м классе на тему "Закрепление компонентов умножения" …………………….……………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование здоровьесберегающей среды
1.1 Комплексность понятия «здоровье»………………………………........
1.2 Нетрадиционные формы обучения на уроке
и их влияние на здоровье школьника………………………………………………………
1.3 Типологии нетрадиционных форм обучения как формы здоровьесбережения в начальных классах……………………………………...16
ГЛАВА II. Применение нетрадиционных форм обучения на уроке как средства создания здоровьесберегающей среды в начальных классах из опыта работы учителей.
2.1Анкетирование учителей по вопросу влияния нетрадиционных форм обучения на здоровье учащихся………………………………………………….29
2.2 Здоровьесберегающая среда на уроке-игре по математике во 2-м классе на тему "Закрепление компонентов умножения" …………………….……………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………35
Введение
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь хорошее здоровье – это важнейший фактор развития человеческого, а особенно детского организма.
Здоровье помогает им в течении всей жизни выполнять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраненное и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Однако состояние здоровья юных россиян вызывает опасения: в среднем каждый российский ребенок имеет несколько хронических заболеваний. В 40% причиной этого специалисты называют несбалансированное питание, лишь в 15% случаев ссылаются на организацию медицинского обслуживания, столько же приходится на генетические особенности, остальное определяется образом жизни, индивидуальными привычками.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой, для интеллектуального и умственного и развития человека. В двигательной деятельности хорошо формируются дружественные отношения, которые учат ребенка вступать в контакт со сверстниками, решать общие задачи, помочь товарищу, несут ответственность перед ровесниками. Играя в подвижную игру, тренируются волевые черты характера. В процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности. Нравственные и эстетические качества. Формируется сознательное отношение к своей деятельности.
Многие годы ребенок проводит в стенах
образовательного учреждения и поэтому
ценностное отношение к здоровью не может
формироваться без участия педагогов.
Актуальность
Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, та как оно определяет будущее страны. Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
В последнее время всё большее внимание учёных привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребёнка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-за «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса, отсутствие гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т.д.
Известный физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведёт к ухудшению здоровья ребёнка, так как физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитием ребёнка. «Психика формируется в движении» (Н. А. Бернштейн).
Ребёнок, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребёнка, и в первую очередь – увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Проблема современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перенагрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.
Цель: изучить нетрадиционные формы обучения как средство создания здоровьесберегающей сферы в классе.
Задачи:
- рассмотреть основные виды нетрадиционных форм обучения, которые являются здоровьесберегающими в процессе обучения.
- изучить типологии
Объект исследования: здоровьесберегающая сфера в процессе обучения.
Предметом исследования являются нетрадиционные формы обучения.
Материало послужили научные статьи, учебные пособия, методическая литература , а так же различные Интернет - сайты.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование здоровьесберегающей среды
Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию путем использования здоровьесберегающих технологий.
1.1 Комплексность понятия «здоровье».
Здоровье важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, но и состояния полного социального физического ни психологического равновесия.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.
1.2 Нетрадиционные формы урока и влияние их на здоровье школьника.