Применение нетрадиционных форм обучения на уроке как средства создания здоровьесберегающей среды в начальных классах из опыта работы учи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 20:59, курсовая работа
Описание работы
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. Теоретическое обоснование здоровьесберегающей среды 1.1 Комплексность понятия «здоровье»………………………………...............7 1.2 Нетрадиционные формы обучения на уроке и их влияние на здоровье школьника…………………………………………………………………………11 1.3 Типологии нетрадиционных форм обучения как формы здоровьесбережения в начальных классах……………………………………...16 ГЛАВА II. Применение нетрадиционных форм обучения на уроке как средства создания здоровьесберегающей среды в начальных классах из опыта работы учителей. 2.1Анкетирование учителей по вопросу влияния нетрадиционных форм обучения на здоровье учащихся………………………………………………….29 2.2 Здоровьесберегающая среда на уроке-игре по математике во 2-м классе на тему "Закрепление компонентов умножения" …………………….……………32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………35
Для плодотворной и эффективной
деятельности учащихся характерны нетрадиционные
формы проведения занятий.
Нетрадиционный урок- это импровизированное
учебное занятие, имеющее нестандартную
(неустановленную) структуру.
Нетрадиционные формы проведения
занятий направлены на повышение эффективности
деятельности учащихся.
Опыт школьных преподавателей
и исследования педагогов – новаторов
показали, что нетрадиционные формы проведения
уроков поддерживают интерес учащихся
к предмету, повышаю мотивацию учения.
Формирование положительной
мотивации должно рассматриваться учителем
как специальная задача. Как правило, мотивы
связаны с познавательными интересами
учащихся, потребностью в овладении новыми
знаниями ,навыками, умениями.
Нетрадиционные формы урока
реализуются, как правило, после изучения
какой-либо темы или несколько тем, выполняя
функции обучающего контроля. Такие уроки
проходят в необычной, нетрадиционной
обстановке .Подобная смена привычной
обстановки , носящая игровой , увлекательный
характер занятий , снижает стрессовый
фактор проверки уровня развития; создает
атмосферу праздника при подведении итогов
проделанной работы, снимает психический
барьер , возникающий в традиционных условиях
из-за боязни совершить ошибку , позволяет
детям , отличающимся повышенной тревожностью
, в более полной мере продемонстрировать
свои истинные возможности.
Нетрадиционные формы урока
осуществляются при обязательном участии
всех учеников класса, а также реализуются
с непременным использованием средств
слуховой и зрительной наглядности.
На таких уроках удается достичь
самых разных целей методического, педагогического
и психологического характера, которые
можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний,
навыков и умений учащихся по определенной
теме;
- обеспечивается деловая, рабочая
атмосфера ,серьезное отношение учащихся
к уроку;
- предусматривается минимальное
участие на уроке учителя.
Методически высоко эффективными,
реализующими нетрадиционные формы обучения,
развития и воспитания учащихся являются
дидактические игры , урок – спектакль
, урок – интервью , урок –праздник ,урок
– экскурсия, видео – урок, интегрированный
урок , урок –проект , урок –мюзикл ,урок
–экскурсия.
Классификация
нетрадиционных уроков.
Анализ педагогической литературы
позволил выделить несколько десятков
вариантов нетрадиционных уроков. Их названия
дают некоторое представление о целях
, задачах , методике проведения таких
занятий.
Ниже рассматривается вариативность
классификации нетрадиционных уроков
в соответствии с «классической» типологией
по основным дидактическим целям – планируемым
результатам обучения.
Уроки формирования новых знаний:
Интегрированные (межпредметные) уроки;
Учебные конференции (пресс-конференции);
Уроки-экскурсии (экспедиции,
путешествия);
Уроки исследования.
Уроки обучения умениям и навыкам:
Практикумы;
уроки – диалоги ;
уроки с ролевой, деловой игрой.
Уроки повторения и обобщения
знаний , закрепления умений:
Классификация нетрадиционных
уроков позволяет определить их место
в реализуемой учителем системе и более
обоснованно планировать, используя всю
их « политру » добиваясь поставленных
целей.
В приведенной классификации
к нетрадиционным отнесены и хорошо известные
варианты урока , педагогический потенциал
которых используется явно недостаточно.
Мнения учителей на нетрадиционные
уроки расходятся : одни видят в них прогресс
педагогической мысли, правильный шаг
в направлении демократизации школы, а
другие считают такие уроки нарушением
педагогических принципов, вынужденным
отступлением учителей под напором обленившихся
учеников, не желающих и не умеющих серьезно
трудиться.
Использование нетрадиционных
уроков обнаружило ряд существенных недостатков,
снижающих педагогическую эффективность
учебного процесса:
-стихийность и бессистемность
использования таких уроков;
-отсутствие прогноза
положительных изменений – роста
качества формируемых знаний
и умений , сдвигов в развитии учащихся;
-преобладание репродуктивных
технологий обучения.
Нетрадиционные уроки, необычные
по замыслу, организации, методике проведения
, больше нравятся учащимся , чем будничные
учебные занятия со строгой структурой
и установленным режимом работы.
Поэтому практиковать такие
уроки следует всем учителям .Но превращать
нетрадиционные уроки в главную форму
работы , вводить их в систему нецелесообразно
из-за большой потери времени , отсутствия
серьезного познавательного труда , невысокой
результативности и регулярности.
1.3 Типологии нетрадиционных
форм обучения как формы здоровьесбережения
в начальных классах.
Состояние здоровья подрастающего
поколения – важнейший показатель благополучия
общества и государства, не только отражающий
настоящую ситуацию, но и дающий прогноз
на будущее. Закономерно возросло внимание
к здоровью школьников. О неблагополучии
в этой сфере знали и говорили давно, но
сегодня проблема стоит особенно остро.
Ответственность за то, что лишь менее
10% школьников можно признать здоровыми,
что от первого к выпускному классу их
здоровье значительно ухудшается, наконец-то
приняла на себя школа. Педагогическая
общественность всё больше осознаёт, что
именно учитель может сделать для здоровья
школьника гораздо больше, чем врач.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии можно рассматривать и как
технологическую основу здоровьесберегающей
педагогики – одного из самых актуальных
образовательных подходов, и как совокупность
приёмов, форм и методов организации обучения
школьников без ущерба для их здоровья.
В здоровьесберегающей педагогике
урок строится с учётом потребности детей:
в саморазвитии, в подражании, в приобретении
опыта.
Важнейшей проблемой, волнующей
всех педагогов общеобразовательной школы,
является повышение эффективности урока
как основной формы обучения и воспитания
учащихся, как формы здоровьесбережения.
Великие педагоги и психологи
К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский,
П.Я.Гальперин, Р.С.Немов, И.П.Подласый уделяли
внимание нетрадиционным формам обучения,
как одному из условий формирования и
становления творческой, активной, самостоятельной
личности.
Нетрадиционные уроки в начальной
школе по-прежнему занимают значительное
место. Это связано с возрастными особенностями
младших школьников, игровой основой данных
уроков, оригинальностью их проведения,
субъект-субъектными отношениями.
С помощью нетрадиционных уроков
можно решить проблему дифференциации
обучения, организации самостоятельной
познавательной деятельности учащихся
и здоровьесбережения.
Нетрадиционные уроки при правильном
использовании развивают способности
и личность ученика, формируют устойчивый
интерес к учению, снимают напряжение,
скованность, которые свойственны многим
детям, помогают формировать навыки учебной
работы, собственно учебной деятельности,
оказывают глубокое эмоциональное воздействие
на детей.
В начальной школе можно использовать
следующие виды нетрадиционных уроков:
уроки в форме соревнований и игр (конкурсы,
КВН, викторины, аукционы); уроки-путешествия;
уроки-фантазии; урок-сказка; урок-сюрприз;
урок-отчет; урок-зачет, урок здоровья,
уроки с использованием компьютерной
техники.
Использование компьютера может
рационализировать детский труд, оптимизировать
процессы понимания и запоминания учебного
материала, а главное, поднять на неизмеримо
более высокий уровень интерес детей к
учебе.
Опыт работы показывает, что
проведение нетрадиционных уроков возможно
на любом этапе работы над учебным материалом,
как во время приобретения новых знаний,
так и при формировании умений и навыков,
обобщения и систематизации знаний, на
уроках повторения, контроля.
В подготовке и проведении нетрадиционных
уроков помогают творческие принципы:
Отказ от шаблона в организации
урока, формализма в проведении.
Максимальное вовлечение учащихся
класса в активное взаимодействие на уроке
с использованием различных форм групповой
работы на уроке.
Занимательность и увлечение,
а не развлекательность - основа эмоционального
тона урока.
Поддержка альтернативности,
учет множества мнений.
Развитие функции общения на
уроке, как условия обеспечения взаимопонимания,
побуждения к действию, ощущение эмоционального
удовольствия.
«Скрытая» дифференциация учащихся
по учебным возможностям, интересам, способностям,
склонностям.
Использование оценки в качестве
формирующего, а не только результирующего
инструмента.
Опираясь на эти принципы, педагогам
следует ориентироваться и на психологические
особенности младших школьников.
Уроки с использованиями современных
технических и аудиовизуальных средств
обучения.
Интернет-урок
В связи со своими большими
возможностями Интернет вскоре после
своего возникновения привлек внимание
преподавателей - практиков и методистов.
Интернет используется сейчас для обучения
самым различным предметам.
Интернет обладает колоссальными
информационными возможностями и не менее
впечатлительными услугами.
Готовясь к очередному уроку,
учителю важно иметь в виду дидактические
свойства и функции каждого из отбираемых
средств обучения, четко представляя себе,
для решения какой методической задачи
то или иное средство обучения может оказаться
наиболее эффективным.
Если иметь в виду предмет нашего
обсуждения – Интернет, то также важно
определиться, для каких целей мы собираемся
использовать его возможности и ресурсы.
Например:
- для включения материалов
сети в содержание урока;
- для самостоятельного
поиска информации учащихся в
рамках работы
над проектом;
- для ликвидации пробелов
в знаниях;
Включение материалов сети
в содержание урока позволяет учащимся
лучше понять жизнь на нашей
планете, участвовать в совместных,
исследовательских, научных
и творческих проектах, развивать
любознательность и мастерство.
Самое простое применение Интернета
– это использовать его как источник дополнительных
материалов для преподавателя при подготовке
к занятию. Материалы могут распечатываться
и использоваться затем в ходе традиционного
занятия.
Видео урок
Достоинством видеофильма является
его эмоциональное воздействие на учащихся.
Поэтому внимание должно быть направлено
на формирование у школьников личностного
отношения к увиденному . Использование
видеофильма помогает также развитию
различных сторон психической деятельности
учащихся , и прежде всего внимания и памяти.
Во время просмотра в классе возникает
атмосфера совместной познавательной
деятельности. В этих условиях даже невнимательный
ученик становится внимательным.
Психологические особенности
воздействия учебных видеофильмов на
учащихся способствуют созданию благоприятных
условий.
Практика показывает, что видео-уроки
являются эффективной формой обучения.
Интегрированный
урок.
Интегрированный урок- это особый
тип урока, объединяющего в себе обучение
одновременно по нескольким дисциплинам
при изучении одного понятия, темы
или явления. В таком уроке всегда выделяются:
ведущая дисциплина, выступающая интегратором,
и дисциплины вспомогательные, способствующие
углублению, расширению, уточнению материала
ведущей дисциплины.
Интегрированные уроки могут
объединять самые разные дисциплины как
в полном их объеме, порождая интегративные
предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности
или Мировая художественная культура,
а могут включать лишь отдельные составляющие
содержание, методы.