Применение занимательного иноязычного материала для формирования фонетических умений у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методик и средств обучения младших школьников фонетике иностранного языка с использованием занимательного фонетического материала.
Задачи:
- подобрать и проанализировать методическую литературу по формированию фонетических умений у младших школьников;
- дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников;

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования фонетических умений у младших школьников с применением занимательного фонетического материала.
1.1 Понятие фонетических умений. Особенности формирования фонетических умений у младших школьников.
1.2 Психолого-педагогическое обоснование формирования иноязычных фонетических умений у младших школьников
1.3 Программные требования к уровню сформированности фонетических умений у младших школьников
ГЛАВА 2. Методика формирования фонетических умений у младших школьников средствами применения занимательного иноязычного материала.
2.1 Особенности занимательного иноязычного материала, применяющегося для формирования фонетических умений у младших школьников.
2.2 Анализ формирования фонетических умений средствами занимательного фонетического материала в средней общеобразовательной школе.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Алексеева Татьяна.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Учащиеся должны овладеть чтением вслух и  соблюдать при этом правила произношения и соответствующую интонацию; уметь плавно читать доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале.

Конечно, очень важно уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для устного общения с носителями иностранного языка, развития дружелюбного отношения к представителям других стран, преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке.

Использования технических средств обучения относится к требованиям к сформированности фонетических умений. Для формирования в сознании учащихся фонем и интонем необходимо постоянное восприятие эталонного произношения. Поэтому помимо образцового произношения преподавателя это могут обеспечить фонозаписи. Можно слушать песенки и рифмовок на иностранном языку, записанные носителем языка и доступные для понимания учениками младшего класса. Кроме того, запись учащихся на магнитную ленту и последующее ее прослушивание этими же учащимися содействует повышению качества произношения. Объясняется  это тем, что говорящий слышит себя хуже, чем окружающие. Поэтому прослушивание самого себя как бы со стороны позволяет воспринять недостатки по сравнению с эталонным произношением.

Еще одним требованием является постоянная тренировка в произношении в течение всего курса обучения. Дело в том, что отсутствие такой тренировки приводит к деавтоматизации навыка произнесения звуков, поскольку их восприятие и произнесение проходит почти вне участия сознания, а требует высоких темпов, характерных для речи.

Эффективность обучения зависит от развития речевого слуха, который обычно подразделяют на фонетический, фонематический и интонационный. Особенность фонематического восприятия речи состоит в способности выбирать смыслоразличительные черты фонем. Для формирования подобной способности у учащихся необходимо развивать фонематический слух, обучая семантическому выбору признаков на основе парных сопоставлений, операций различения и подобных упражнений.

Методист С.К. Фоломкина считает, что осознание действий облегчает формирование навыка. Однако не все имеющиеся описания артикуляции могут быть использованы при постановке произношения. Дело в том, что человек не может сознательно управлять всей работой органов речи. Поэтому использовать можно лишь те рекомендации, которые базируются на ощутимых моментах артикуляции. Число звуков, артикуляцию которых можно объяснить, не велико. Поэтому основную роль в постановке произношения играет имитация (подражание), то есть воспроизведение звука, слова на основе услышанного [29]. К сожалению, слуховое восприятие может быть сильно искажено. Этот феномен обусловлен особенностями восприятия речи, описанными в исследовании Н.И. Жинкина. Воспринимая звуки, мы проговариваем их во внутренней речи и сравниваем с имеющимися в нашем сознании фонемами на так называемой фонемной решётке. При обучении иностранным языкам у учащегося имеются только фонемы родного языка, поэтому, воспринимая чужие, он пытается отождествить их с родными звуками, что ведёт к искажению. Из сказанного нетрудно прийти к выводу о том, что использование имитации имеет серьёзные ограничения. Вот поэтому учителя при обучении детей младшего школьного возраста фонетике иностранного языка должны придерживаться принципа апроксимации, то есть приближения к оригинальному звучанию.

Однако необходимо держать в памяти, что каждый новый  вид заданий сначала выполняется  только с речи учителя [12].

Мы подробно изучили требования к уровню сформированности иностранных фонетических умений у учеников младшего школьного возраста к концу 4го класса. Мы выяснили, что к этому времени ребенок должен: различать на слух  и адекватно произносить все звуки и звукосочетания английского языка, соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе, различать коммуникативный тип предложения по его интонации и уметь оперировать полученными фонетическими сведениями словаря в чтении, письме и говорении.

Итак, для того чтобы сформировать у детей младшего школьного возраста фонетические умения иностранного языка, необходимо стремиться к тому, чтобы с первых уроков и на протяжении всего начального курса произношение всегда было в центре внимания учителя: нужно обеспечить детям хорошую тренировку в восприятии и произнесении звуков. Для этой цели учитель должен часто прибегать к таким методам обучения, как обязательное включение занимательного фонетического материала в процесс формирования у детей иноязычных  фонетических умений, так как использование игр, рифмовок, карточек и стихотворений в разы повышает уровень усваиваемости информации. При этом учитель должен учитывать государственные стандарты уровня сформированности фонетических умений, опираться на принципы коммуникативной направленности, сознательности, активности, наглядности, приблизительности (аппроксимации) и учета родного языка.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Методика формирования фонетических умений

у младших школьников.

 

2.1 Особенности  занимательного иноязычного материала,  применяющегося для формирования  фонетических умений у младших  школьников.

Повышению эмоционального фона и мотива к изучению фонетики английского языка в школе способствует включение в работу нетрадиционных форм работы и интересного и актуального для учеников материала. Сюда могут входить различные песни, скороговорки, стихотворения, сказки и прочее. Все они, безусловно, должны базироваться на употребляемых в классе словах: названиях некоторых профессий, основных цветов спектра, наиболее употребительных глаголах, числительных, наречиях, личных и притяжательных местоимениях и др.

Важную роль при выработке фонетических умений на уроках английского языка играет наглядность. Учитель должен использовать различный раздаточный материал как для ознакомления, тренировки в нем ребят, так и для контроля его усвоения: карточки, на которых написаны буквы; знаки транскрипции; слова; слова с пропущенными буквами (одной или несколькими); контрольные задания, карточки с рисунками на них.

Основу процесса обучения составляют игры, которые не только повышают интерес учеников младших классов к предмету, но и способствуют более прочному усвоению изучаемого материала, а также являются необходимой психологической разгрузкой [3].

После каждого задания  учитель обращает внимания на ошибки, которые были допущены при его  выполнении, и поощряет тех, кто правильно выполнил задание.

В процессе изучения материала с целью проверки его усвоения на уроке

 учитель  должен предложить контрольные  задания. Причем при недостаточном  количестве времени некоторые  задания могут быть заданы  на дом в качестве домашнего  задания. 

На протяжении всего периода учитель обязан следить за правильным произношением учащихся, вести учет допускаемых ошибок и корректировать их.

Научить детей  правильно читать отдельные слова  - это только начало. От вводного фонетического  курса учитель должен потом плавно перейти к основному курсу,  задачей которого является обучение английскому языку как средству общения [17].

 

Фонетическая  зарядка так же может быть базирована на занимательном и интересном для детей материале. Фонетическая зарядка не только «разогревает» речевой аппарат и готовит его к артикуляции иностранных фонем, но тренирует детей на правила чтения и произношения.  В такие задания могут быть включены стихотворения, рифмовки, пословицы, поговорки, песенки, примеры которых приводятся в приложении.

При работе над английскими звуками необходимо использовать технические средства обучения (ТСО). Постановка у учащихся правильного английского произношения способствует прослушивание текстов, освоение образцов диалогов. Такой учебный материал позволяет учащимся отрабатывать фонематичность восприятия и артикуляции звуков, дополняя и варьируя предложения учителя.

Задания должны соответствовать теме, которую ученики  проходят на уроке, должны включать в  себя слова из активной лексики и  носить познавательный характер.

Во всех учебно-методических комплексах (УМК), допущенных для обучения английскому языку в школе, охватываются все языковые навыки. Учащиеся получают возможность развить уверенность и необходимые навыки для эффективной коммуникации на английском. Кроме того, ученики получают возможность понимать и обрабатывать информацию из разных источников. Так как учащиеся различаются по типу восприятия (бывают визуалы, аудиалы, кинестетики), в курсе использованы все эти подходы для того, чтобы помочь каждому учащемуся реализовать свой потенциал.

Рассматриваемый нами УМК “Family and Friends 3” [34] предназначен для учащихся в возрасте 10-11 лет.

В состав УМК входят следующие компоненты: 
1) Учебник с сопровождающим его Multi-ROM 
Multi-ROM содержит: 
  - раздел Listen at home содержит песни, рифмовки для тренировки языкового материала дома. Записи можно прослушивать на магнитофоне или на компьютере; 
- интерактивные задания, которые тренируют лексику, грамматику, буквосочетания каждого раздела, а так же караоке версии песен для исполнения дома. 

Каждый раздел учебника состоит из 6 уроков: 
- Введение лексики; 
- Грамматика; 
- Слова и песня (тренировка); 
- Буквосочетания; 
- Текст для развития навыков чтения; 
- Аудирование, говорение, письмо. 
2) Рабочая тетрадь 
3) Книга для учителя с ксерокопируемыми тестами и дополнительными заданиями

 

Формированию  интереса ребенка к познавательной деятельности, в частности умения мотивировать себя к изучению английского языка  в УМК “Family and friends 3” способствуют:

- соответствие содержания курса возрастным интересам, потребностям и возможностям учащихся;

- широкое использование наглядности, аудио сопровождения и интерактивных ресурсов;

- разнообразие видов деятельности на уроке с учетом различных учебных стилей, включая движение и игровую деятельность, моделирование реального общения, самовыражение через выполнение творческих заданий и изготовление поделок;

- целенаправленное использование воображения и творческих способностей учащихся.

На третьей  странице учебника находится содержание. В каждом пункте содержания предоставляется краткий обзор навыков и умений, приобретаемых учеником в течение урока. В числе заданий, несомненно, упражнения на ввод новых фонем и закрепление изученных. Необходимо понимать, что произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения, поэтому очень важно  развивать фонетические умения с самого раннего этапа изучения английского языка. При взаимосвязанном обучении всем формам общения, в которых в той или иной форме используется произношение, эта задача вполне выполнима. Поэтому практически в каждом уроке данного УМК представлены задания на формирование произносительных навыков, на грамматику, чтение, письмо и лексику. Например, на первом уроке первого раздела ученики рассматривают чтение сочетаний согласных в слове: crayon, draw, drink, spoon, snake, play; на втором уроке – влияние немой ‘e’ в конце слова на гласную в корне слова. Эта постоянная рубрика в учебнике называется “Phonics”.

Немалое значение придается тому, манере подачи нового фонетического материал. Каждое слово, в котором содержится изучаемый звук, сопровождается яркой иллюстрацией, затем это слово не раз встречается в тексте и в последующих упражнениях на формирование лексики, грамматики и письма.

Для каждого  урока есть песни или стихи, представленные в учебнике текстом и  аудиозаписями на CD, читая или слушая которые, дети могут отрабатывать и совершенствовать произношение английских звуков, знакомиться с занимательными текстами, которые расширяют кругозор, учат хорошему поведению и делают процесс обучения языку более интересным.

Песни и стихи  способствуют более легкому, непринужденному, быстрому и прочному запоминанию  новой лексики, правил произношения и примеров на эти правила. Например, эта песня направлена на изучение и дальнейшее закрепление графического изображения и произношения долгого звука [ i:]:

In my dream,

I’m a queen, queen, queen

I eat green jelly,

With ice-cream, cream, cream.

I’m very happy,

In my dream, dream, dream.

 

 Учитель должен помнить, что интонация играет далеко не последнюю роль в постановке произношения, поэтому в его обязанностях следить за тем, чтобы ученики старались как можно точнее имитировать интонацию с аудиозаписей.

Таким образом, мы выяснили, что УМК “Friends and Family” может обеспечить учеников достаточными для данного уровня фонетическими умениями, но для того, чтобы добиться произношения, более близкого к оригинальному, советуем обратиться к специализированной литературе и увеличить объем прослушиваемых аудиозаписей с правильной иностранной речью. Нельзя не отметить, что книга полностью на английском. То есть этот учебник не учитывает менталитет российского ученика, он ориентирован на учеников школ любой национальности. Однако в этом можно видеть не только плохую сторону: отсутствие русского текста в книге позволяет детям полностью погрузиться в атмосферу английского языка на уроках и стараться задавать вопросы, рассуждать, рассказывать и описывать свои ощущения и наблюдения на английском.

 

 

2.2 Анализ формирования фонетических умений средствами занимательного фонетического материала

в средней  общеобразовательной школе.

Как говорил Т.П. Рачок, главное в работе каждого учителя - это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. В значительной мере этому способствует работа над поэтическими произведениями, рифмовками и сказками, которые развивают ребёнка, обогащают его духовный мир, учат видеть красоту природы [18].

Информация о работе Применение занимательного иноязычного материала для формирования фонетических умений у младших школьников