Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:25, лекция
Принцип (от латинского слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.
2. Профессиональная направленность всей системы подготовки: все дисциплины – от психологии до философии- должны быть ориентированы на подготовку учителя \ преподавателя иностранного языка.
3. Целенаправленное развитие исследовательских умений: научно-исследовательская работа студентов должна быть интегрирована в системе профессиональной подготовки.
4. Система профессиональной подготовки учителя/преподавателя должна моделировать содержание и структуру учительской деятельности, в основе которой лежат восемь умений: а)проектировочные умения (умения спроектировать, спланировать любой вид работы), б)адаптационные (умения применить свой план в конкретных учебных условиях), в)организационные (умения организовать любой вид работы), г) мотивационные (умения мотивировать учащихся к учебной деятельности), д)коммуникативные (умения общаться на уроке и вне его), е)умения контроля и самоконтроля, ж)познавательные (умения вести исследовательскую деятельность) и вспомогательные (умения петь, играть на каком-либо инструменте, рисовать и т.п.).
5. Направленность на формирование личности учителя / преподавателя.
6. Система профессиональной подготовки должна способствовать фундаментализации образования.
7. Система профессиональной подготовки должна обеспечивать широкое общегуманитарное образования.
8. Система профессиональной подготовки должна способствовать технизации гуманитарного образования.
9. Обеспечение высокого уровня владения методическим мастерством.
10. Интегративность системы профессиональной подготовки, ее четырех основных подсистем: теоретической подготовки, практической подготовки, подготовки к ведению внеклассной работы по предмету, подготовки к проведению НИРС.
11. Система профессиональной подготовки учителя должна обеспечивать каждому студенту возможность индивидуальной самореализации.
12. Система профессиональной подготовки должна убеждать учителя/преподавателя в социальной значимости предмета, который он преподает.
13. Система профессиональной подготовки должна предусматривать дифференцированную оценку не столько знаний, сколько профессиональных умений. Такая система оценки должна обеспечить переориентацию студента с запоминания и репродукции знаний на развитие профессиональных умений.
Обобщая вышесказанное, следует рассматривать современный процесс овладения иностранным языком в условиях обучения как когнитивный, творческий и "открытый" процесс, исключающий директивность со стороны учителя и неприятие содержания обучения учеником. (Н.Д.Гальскова)
Принципы коммуникативно-
(Мильруд Р.П., Максимова И.Р., ИЯШ,№4,5-2000г.)
1. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам (КООИЯ) возможно в условиях деятельностного подхода.
1.1. Деятельная сущность КООИЯ осуществляется через деятельностные задания (ДЗ). Они реализуются с помощью методических приемов и создают упражнения.
ДЗ содержит коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу, которую должны решить учащиеся.
Методический прием (МП) содержит обучающую цель и проблемно-методическую задачу для учителя, которая заключается в том, чтобы наиболее эффективно организовать деятельность ученика и помочь ему в ходе решения учебной задачи.
Наличие учебно-познавательной задачи (УПЗ) для учащихся означает, ДЗ является упражнением, в котором обеспечивается предъявление, научение, закрепление, подкрепление, повторение, расширение, объединение знаний и представлений, навыков и умений.
1.2. ДЗ для КООИЯ строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.
Виды ДЗ: коммуникативные игры, коммуникативные имитации, свободное общение.
Коммуникативные игры | Коммуникативные имитации | Свободное общение |
Игровой сюжет общения. Игровая задача общения.
Конкурирующие участники.
Правила игры. Соревнование между участниками или командами. Сотрудничество внутри команды. Победитель соревнования. | Проблемная ситуация. Коммуникативная задача общения. Коммуникативные отношения. Условия общения. Борьба за мнение, решение, выбор поступка между участниками. Речевое взаимодействие.
Разрешение проблемы. | Тема общения. Обсуждаемый вопрос.
Межличностные отношения.
Свободный обмен. Высказывание собственных точек зрения участниками.
Поддержание темы разговора. Исчерпание темы общения. |
1.2. Деятельностная сущность КООИЯ повышает важность методической организации процесса обучения.
Трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий:
- подготовительный этап,
- исполнительный этап,
- итоговый этап.
При работе, основанной на тексте, она выполняется по формуле: предъявление – практика – продукция (ППП).
Работа, основанная на задании, включает: выполнение задания – выделение нужного языкового материала – включение нового материала в речевую практику (ВВВ).
1.5. Деятельная сущность КООИЯ реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению.
Учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения.
Каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных.
Самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний.
Участники общения чувствуют себя в безопасности от критики и преследования за ошибки и наказания.
Языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего.
Отношения строятся на безоценочности, некритичности и эмпатийности (сопереживании и понимании переживаний других).
Учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.
Обучение на уроке превращается в учение.
Принцип 2. КООИЯ означает формирование коммуникативной компетенции.
Компоненты КК: лингвистическая компетенция (Н.Хомски), грамматическая (правила языка), социально-лингвистическая (правила речи), дискурсивная (правила построения смысла высказывания) и стратегическая (правила поддержания контакта с собеседником) компетенции (Д.Хаймз).
Л.Ф.Бахман: языковая, дискурсивная, разговорная, прагматическая, социально-лингвистическая, стратегическая и мыслительная компетенции.
2.1. Важным компонентом КК является лингвистическая компетенция (ЛК), представляющая собой готовность использовать ИЯ как орудие речемыслительной деятельности. Для решения задач КООИЯ первостепенное значение приобретают деятельностные знания языка, активно применяемые пусть с некоторым нарушением языковых правил.
Языковые знания разделяются на непроизвольно усвоенные (при концентрации внимания на содержании высказывания) и выученные (при концентрации внимания на языковой форме).
Осуществление высказываний возможно на основе усвоенных знаний; выученные языковые формы хотя и создают предпосылки для овладения языком, выполняют функцию "монитора" – "контролера ошибок".
КООИЯ фокусировано не на форме, а на содержании, поэтому вызывает интерес форма коммуникативного содержания, называемая дискурсом, объединяющая в себе "что сказать" и "как сказать". Основные свойства дискурса: связность, логичность, организация.
2.2. Существенным компонентом КК является прагматическая компетенция (готовность передавать коммуникативное содержание в ситуации общения).
Данная способность во многом зависит от владения коомуникативной стратегией высказывания (удерживание внимания собеседника, зрительный контакт и др.; обеспечение полного понимания себя собеседником за счет сигналов типа "Все понятно?"; обеспечение полного понимания собеседника за счет сигналов типа "Я правильно понял?";решение проблемы нехватки слов за счет перефразирования, объяснения, приблизительной замены, буквального перевода с родного языка, использования слова РЯ, обращения за помощью мимики; решение проблемы недостаточной грамматики за счет упрощения или замены конструкции, копирования грамматики РЯ, игнорирования ошибки; самоисправления в случае оговорок, поддержание разговора за счет изменения темы общения.
2.3. Необходимым компонентом КК является когнитивная компетенция (готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности).
Речемышление стимулируется на уроке в следующих случаях: 1) в работе с текстом , 2)в работе с игровой задачей.
Три компонента ситуации, требующей речемышления: решаемая проблема, имеющиеся знания, исследовательские действия.
Стимулирование речемышления при работе с текстом: 1) снизу вверх (использование исследовательских действий с применением индивидуальных знаний для решения обнаруженной в тексте проблемы); 2) сверху вниз (восполнение пробела знаний у учащихся посредством исследования содержания текста).
Стадии понимания текста: идентификация содержания (выявление сущности содержания, критическое восприятие, различение главного и второстепенного); осмысление содержания (ассоциации, интерпретация, обобщение); преобразование содержания (компрессия, реорганизация, отбор нужного содержания).
2.4.Значимым компонентом КК является информативная компетенция, т.е. владение содержательным предметом общения. Она слагается из:
- сложившихся знаний (информация из прошлого опыта в виде знаний и структур поведения);
- языковой картины мира в ее иноязычной форме (знание окружающей действительности, способность описать ее и отношение к ней в иноязычной форме);
- фоновые знания (информация, важная для понимания конкретной ситуации общения);
- общий кругозор (знание имен и названий, дат и событий, наличие биографических, исторических, политических и других специальных знаний).
2.4. КК формируется во всех видах речевой деятельности – слушании и говорении, чтении и письме, что обеспечивает их осуществление.
Принцип 3. КООИЯ возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся, т.е. в условиях естественного учебного общения.
Данный принцип реализуется через преодоление противоречия между обучением в "жизнеподобных" ситуациях и необходимыми другими упражнениями.
3.1. Аутентичное КООИЯ осуществляется с применением заданий речевого взаимодействия.
Задания речевого взаимодействия построены так, что их невозможно выполнить без партнера (партнеров). На практике применяются три основных вида речевого взаимодействия учащихся: а) сотрудничество участников в выработке единой идеи (при решении проблемных задач), б) комбинирование информации, известной разным участникам, в) передача информации от одного участника к другому (когда один участник дает инструкции другому совершить действия в соответствии с содержащейся у него информацией).
3.2. Аутентичное КООИЯ осуществляется с применением заданий, предполагающих "информационное неравенство" участников.
Варианты:
1)обнаружить с помощью вопросов различия в имеющейся информации (картинках, картах, планах и т.п.);
2)восполнить недостаток информации в тексте одного участника на основе более подробной информации в тексте другого участника;
3)восполнить отсутствие информации у одного участника, используя наличие информации у другого участника;
4) придти к единому мнению при разных убеждениях (найти компромисс);
5) собрать вместе и сопоставить разные доказательства, имеющиеся у разных участников.
3.3.Аутентичное КООИЯ осуществляется с применением проблемных речемыслительных заданий.
Проблемные речемыслительные задания могут быть основаны на:
последовательности действий; причинно-следственном рассуждении; критическом мышлении; предположении; догадке; классификации; нахождении сходств и различий; ранжировании по порядку; открытии; интерпретации; умозаключении; суждении; исключении лишнего.
При работе над проблемой полезно применение заданий на перенос информации из текста в наглядное изображение или наоборот.
При этом используются следующие виды наглядного изображения:
а)картинка, б)план, в)карта, г)диаграмма, д)таблица, е)ассоциативная карта (лексические ассоциации по той или иной проблеме), ж)карточки с последовательностью событий.