Принципы процесса обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:52, статья

Описание работы

В работе рассмотрены дидактические принципы и правила их реализации. Будем помнить, что действуют они в системе и требуют реализации не поочередно, не в линейной последовательности, а все сразу, одновременно, параллельно, комплексно. Нет принципов главных или второстепенных: можно говорить только о требованиях более и менее широких, более или менее общих. Наконец, все принципы взаимосвязаны между собой – нетрудно заметить, что требования одного переплетаются с требованиями других. Они выполняют направляющую функцию – указывают пути достижения качественных результатов обучения.

Файлы: 1 файл

принципы процесса обучения.docx

— 35.16 Кб (Скачать файл)

Принцип наглядности обучения

Это один из самых известных и  интуитивно понятных принципов обучения, который применяется с древнейших времен. В его основе – следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наиболее чувствительны органы зрения; пропускная способность оптического канала связи от рецепторов к центральной нервной системе наибольшая; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти ученика легко, быстро и прочно.

Практика обучения выработала большое  количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. В этой связи:

• используйте в обучении тот  факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках  или моделях), происходит лучше, легче  и быстрее, чем запоминание того же ряда в словесной форме, устной или письменной;

• помните – дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных  понятиях, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком;

• золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для  восприятия чувствами, а именно: видимое  – для восприятия зрением, слышимое – слухом, вдыхаемое – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное  осязанию – путем осязания;

• никогда не ограничивайтесь наглядностью – наглядность не цель, а только средство обучения, развития мышления учащихся;

• обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные  положения доходят до сознания учеников легче, если они подкрепляются конкретными  фактами, примерами и образами; для  раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности;

• используйте наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, что позволит организовать более  эффективную поисковую и исследовательскую  работу учеников;

• обучая и воспитывая, помните, что  наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и  правильных представлений об изучаемых  предметах и явлениях;

• следите за тем, чтобы наблюдения учеников были систематизированы, поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались;

• применяя наглядные средства, рассматривайте их с детьми сначала в целом, потом  – главное и второстепенное, потом  – снова в целом;

• используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством  пособий: это рассеивает внимание детей  и мешает восприятию главного;

•активизируйте чувственный опыт учеников: опора на ранее сложившиеся  представления конкретизирует и  иллюстрирует изучаемые понятия;

• старайтесь сами изготовлять вместе с детьми наглядные пособия: лучше  всего то, что изготовлено самим;

• никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно  готовьте наглядность к применению;

• научно обоснованно, продуманно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию и  др.; в совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования;

• применяя наглядные средства, воспитывайте у детей внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению;

• используйте наглядность как  одно из средств связи с жизнью;

• с возрастом учеников предметная наглядность должна все более  уступать место символической; при  этом учителю необходимо особо заботиться об адекватности понимания сущности явления и его наглядного представления;

 

• помните, что наглядность –  сильнодействующее средство, которое  при невнимательном или неумелом использовании может увести мысль  учеников от решения главной задачи, подменить цель средством;

 

• при чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания  сущности общих и всеобщих закономерностей.

 

 

^ Систематичность и последовательность

 

 

Этот принцип опирается на следующие  научные положения: ученик только тогда  обладает настоящим и действенным  знанием, когда в его мозгу  отражается четкая картина окружающего  мира; главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой  учебного материала и познавательными  возможностями учеников; процесс обучения, состоящий из отдельных ступеней, протекает тем успешнее, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Если систематически не упражнять навыков, они утрачиваются; если не приучать учеников к логическому мышлению, они будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности; если не соблюдать системность и последовательность в обучении, процесс развития замедляется.

 

В практической деятельности принцип  систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил. В этом контексте:

 

...

 

 

• используйте схемы, планы, чтобы  обеспечить усвоение учениками системы  знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные  части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому учеников;

 

• не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в план ни одного пункта, на основательное раскрытие  и рассмотрение которого не рассчитываете;

 

• не допускайте нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость;

 

• постоянно используйте межпредметные  связи;

 

• обеспечьте преемственность как в содержании, так и в методах обучения между всеми классами начальной школы;

 

• используйте передовые методики обучения: составляйте со своими учениками  опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие  процесс усвоения знаний;

 

• чаще повторяйте и совершенствуйте  ранее изученное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении;

 

• к кратким и обобщающим повторениям  прибегайте не только в начале урока, когда обобщается ранее изученный  материал, или по его окончании, когда  идет закрепление новой проблемы, но и после изложения всех отдельных  вопросов;

 

• ничего не добавляйте к объяснению нового, кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко, просто, естественно. Идеи, искусственно вплетенные в тему урока (образовательные, развивающие, воспитательные), снижают  его ценность. Учитывая это, планируйте усвоение важнейших идей на весь период учебно-воспитательного процесса в  соответствии с содержанием обучения и возможностями учеников;

 

• следите за способом и формой выражения мысли учениками;

 

• постоянно и терпеливо приучайте  детей к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая возможности для самостоятельного решения все более трудных  задач. Не подменяйте учеников, лучше  помогайте им;

 

• чаще показывайте им перспективы  обучения;

 

• не злоупотребляйте актуализацией  чувственного опыта и опорных  знаний, их следует вспомнить ровно  столько, чтобы хватило для введения нового, не делайте проблемы из тривиальных  знаний, известных каждому;

 

• не забывайте, что понимание системы  требует логики, а формирование ее – чувств и эмоций. Обучайте энергично, с подъемом, используя яркие факты  из жизни, литературы: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают  к действию;

 

• в конце раздела, курса обязательно  проводите уроки обобщения и  систематизации;

 

• настойчиво и доброжелательно  исправляйте ошибки учеников, допущенные в устных ответах и письменных работах, приучайте их к анализу  собственных ошибок;

 

• не возбуждайте уставших детей  искусственными методами, не злоупотребляйте  интересом к новой деятельности. Придерживайтесь закономерностей  развития и поддержания их умственной активности, предусматривайте и планируйте ее спады и подъемы;

 

• не стремитесь с помощью «хитрых» средств достичь за один урок того, что в условиях естественного  обучения дети могут усвоить лишь на протяжении ряда занятий;

 

• помните, что сформировавшаяся система  знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без  нее – с большим трудом;

 

• не забывайте совета Я.А. Коменского: все должно вестись в неразрывной  последовательности так, чтобы сегодняшнее  закрепляло вчерашнее, пролагая дорогу для завтрашнего.

 

 

^ Принцип прочности

 

 

В данном принципе закреплены закономерности: усвоение содержания образования и  развитие познавательных сил учеников – две взаимосвязанные стороны  процесса обучения; прочность усвоения учениками учебного материала зависит  не только от объективных факторов: содержания и структуры этого  материала, но и от субъективного  отношения учеников к данному  учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний обусловливается  организацией обучения, использованием различных видов и методов  обучения, а также зависит от времени  обучения; память учеников имеет избирательный  характер: чем интереснее для них  тот или иной учебный материал, тем прочнее он закрепляется и  дольше сохраняется.

 

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к  прочному усвоению знаний, позволяет  добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения:

 

...

 

 

• в современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует  экономить силы учеников, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в  ущерб мышлению;

 

• препятствуйте закреплению в  памяти неправильно воспринятого или  того, что ребенок не понял. Запоминать он должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное;

 

• чтобы освободить детей от заучивания материала вспомогательного характера, приучайте их пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями и т.п.;

 

• материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей  памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов  исключайте все, что сам ученик может  легко прибавить;

 

• помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после  обучения, поэтому время и частота  повторений должны быть согласованы  с психологическими закономерностями забывания;

 

• кривая частоты повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется  сразу же после ознакомления учеников с новым материалом, т.е. в момент максимальной потери информации, после  чего оно должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью;

 

• приучайте каждого ученика  работать в соответствии с его  возможностями, но в то же время –  в полную силу. Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темпоритм деятельности;

 

• не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему;

 

• следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически  связанные между собой, усваиваются  прочнее, чем разрозненные сведения;

 

• если видно, что темпы обучения снизились, следует немедленно установить причину. Скорее всего это падение интереса к учебному процессу и усталость. Ищите пути их восстановления. Не интенсифицируйте обучение искусственно;

 

• не злоупотребляйте произвольным вниманием учеников, не перегружайте его, не увлекайтесь прямыми заданиями  и указаниями. Приучайте их прислушиваться к вашим советам. О наиболее интересном для них говорите сдержанно. Практикуйте на уроках увлекательные «отклонения», «домашние заготовки», экспромты. Знайте меру. Вместо очередной нотации – притча, легенда, басня, шутка – дети вас поймут;

 

• шире используйте и направляйте  процессы взаимообучения. Часто те качества, которые длительное время  не может сформировать учитель, быстро формируются таким методом;

 

• развивайте память учеников: учите  их пользоваться различными мнемотехническими  приемами, облегчающими запоминание;

Информация о работе Принципы процесса обучения