Принципы процесса обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:52, статья

Описание работы

В работе рассмотрены дидактические принципы и правила их реализации. Будем помнить, что действуют они в системе и требуют реализации не поочередно, не в линейной последовательности, а все сразу, одновременно, параллельно, комплексно. Нет принципов главных или второстепенных: можно говорить только о требованиях более и менее широких, более или менее общих. Наконец, все принципы взаимосвязаны между собой – нетрудно заметить, что требования одного переплетаются с требованиями других. Они выполняют направляющую функцию – указывают пути достижения качественных результатов обучения.

Файлы: 1 файл

принципы процесса обучения.docx

— 35.16 Кб (Скачать файл)

 

• заботьтесь о сознательном, глубоком и прочном усвоении каждым самого главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения;

 

• не приступайте к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия  положительных мотивов. Помните: знание, насильственно внедренное в душу ребенка, непрочно;

 

• следите за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически  увязанных между собой, всегда превышает  прочность усвоения разрозненных, малосвязанных  между собой знаний;

 

• повторение и закрепление изученного проводите так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и  чувства школьников. Работая над  осознанием и закреплением знаний, расширяйте их объем, вводя новые  примеры, уточняющие обобщения, яркие  иллюстрации;

 

• не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и  изучение: предоставьте возможность  ученикам рассматривать материал с  разных сторон, под разными углами зрения;

 

• для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические  средства, дидактические игры;

 

• во время изучения нового увязывайте его с ранее пройденным, повторяйте старое в новом;

 

• не давайте легких и однообразных видов работы: они мало развивают  и быстро утомляют. Упражнения подбирайте так, чтобы они имели смысл. Выполнение упражнений, решение задач дают эффект, если требуют активного размышления, поиска рационального решения, проверки результатов путем сопоставления  с данными условия;

 

• перед упражнением четко укажите, что и как надо делать, какие  требования предъявляются к результатам  работы; проведите пробные упражнения;

 

• во время упражнений предупреждайте усталость учеников, не доводите их до переутомления;

 

• применяйте современные научно обоснованные виды, средства, методы контроля, пользуйтесь диагностическими способами  выявления и измерения сдвигов  в развитии учащихся, только так  можно определить эффективность  обучения, целенаправленно добиваться его результативности;

 

• контролируйте факторы, связанные  с оценкой труда учеников: последовательно  формируйте сознательное и ответственное  отношение к любой деятельности, приучайте их контролировать процесс  и результаты своего труда;

 

• важной формой упрочения знаний является самостоятельное повторение, организуйте его и поощряйте. Не разрешайте детям пропускать занятия, уклоняться от уроков или бездельничать  на них – это приводит к снижению прочности знаний и умений.

 

 

^ Принцип доступности

 

 

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, и закономерностей возрастного  развития школьников, организации и  осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся – с другой. Доступным  для ребенка является лишь то, что  соответствует его уровню мышления, объему накопленных знаний, умений, способов мышления.

 

Известны классические правила, практически  реализующие принцип доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения:

 

...

 

• не забывайте наставления Я.А. Коменского: все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно  ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте;

 

• помните, что ум ученика должен быть подготовлен к изучению определенного  предмета;

 

• обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учеников, их возможностей, жизненного опыта, интересов;

 

• учитывайте возрастные особенности  детей так, чтобы содержание и  способы обучения несколько опережали  их развитие;

 

• обязательно учитывайте особенности  обучения разных групп школьников. Объединяйте их в дифференцированные подгруппы с одинаковыми возможностями;

 

• учебный процесс ведите в оптимальном  темпе, но так, чтобы не задерживать  сильных, развивать быстроту действия у средних и слабых;

 

• обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, дети отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учениками, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимум, при необходимости изменяйте его;

 

• используйте новейшие достижения педагогики и психологии: конкретные знания, умения формируйте с помощью  маленьких шагов, обобщенные – с  помощью увеличенных шагов, укрупненных  единиц знаний;

 

• для доступности широко используйте  аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление;

 

• при изучении сложного материала  привлекайте сильных учеников, при  закреплении – средних и слабых;

 

• введение каждого нового понятия  должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения;

 

• торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности  не безграничны;

 

• не принимайте мимолетный проблеск мысли ученика за акт познания, используйте его как начало познания;

 

• доступность зависит от ясности  изложения и речи учителя: четко  и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры  из жизни, литературы;

 

• не злоупотребляйте монологом: тонко  чувствуйте, что необходимо объяснить, а что дети сообразят самостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвоено ими самими;

 

• на первом этапе обучения изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы ученики его хорошо усвоили, при закреплении вводите новые  примеры, уточняющие изученное;

 

• реализуя принцип доступности, главное  внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учеников: плохой учитель  сообщает истину, оставляя ее недоступной  для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс  поиска;

 

• доступность не означает легкость обучения, и функция учителя вовсе  не в том, чтобы бесконечно облегчать  труд учеников: помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить – это и есть будни  доступного обучения;

 

• доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя ее, приучайте  школьников осуществлять все более  длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность  – снижаем барьер доступности  обучения.

 

 

^ Принцип научности

 

 

Этот принцип обучения требует, чтобы ученикам предлагались для  усвоения установленные наукой знания, что обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования и строгим соблюдением принципов его формирования, т.е. наличием учебных планов и программ, с учетом реализации межпредметных связей.

 

Практика прогрессивных дидактических  систем рекомендует ряд правил осуществления  данного принципа, а именно:

 

...

 

 

• реализуя принцип научности, обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического  опыта. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации  педагогического труда;

 

• учитывая новейшие достижения дидактики  и психологии начального обучения, используйте логику не только индуктивного, но и дедуктивного обучения, даже в  начальной школе смелее вводите  абстракции, позволяющие глубже понять конкретное. Однако избегайте абстракций, которые не получают полного определения в рамках школьного курса;

 

• каждое новое научное понятие  повторяйте, применяйте и используйте  на всем протяжении изучения предмета, ибо что не упражняется, то забывается;

 

• в методах преподавания отражайте  методы научного познания, развивайте мышление учеников, подводя их к  поисковой, творческой работе;

 

• не сводите ознакомление с новыми идеями, восприятие нового к одному отдельному акту: рассматривайте каждое явление в новых связях и отношениях;

 

• не упускайте возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки;

 

• применяйте новейшую научную терминологию, не пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе последних достижений;

 

• в связи с все увеличивающимся  потоком научной информации главное  внимание уделяйте ключевым проблемам, раскрывайте перед учениками  основные идеи научных достижений, приучайте их следить за новой  информацией, устраивайте их коллективное обсуждение;

 

• поощряйте исследовательскую  работу школьников. Найдите возможности  ознакомить их с основами доступной  им опытнической работы, алгоритмами  решения творческих задач. Помните  о сензитивном периоде решения  проблем;

 

• дайте ученику возможность  пережить радость открытия, чувство  успеха, удовлетворенности от познавательного  напряжения;

 

• остерегайтесь двусмысленных  фраз, которые могут стать причиной нездоровых представлений. В школе, особенно первой и второй ступени, нельзя допускать произвольного, искаженного  толкования учениками сказанного учителем. Это, конечно, не значит, что не следует  развивать детскую фантазию, остроту  мыслей. Но серьезные вещи должны восприниматься серьезно и однозначно.

 

 

^ Принцип эмоциональности

 

 

Принцип эмоциональности вытекает из природы развития и деятельности ребенка. Положительные эмоции рождают  такое состояние его души, когда  мысль становится особенно яркой, учение происходит легко, быстро и приятно. Если ученик берется за книгу без  настроения, как за тяжкий, обременительный  труд, ожидать от него высокой эффективности  невозможно. Вот почему учению предшествует положительный настрой как ожидание приятного события. Без положительного отношения обучение теряет едва ли не половину своей силы. Учить того, кто к этому не расположен, – пустое занятие. Учить ребенка, в которого уже вселились страх, ненависть, отвращение, – значит пытаться насильственно внедрить в его душу высокие истины. Такое знание непрочно и большей частью не приносит никакой пользы. Поэтому следует заботиться о привлекательности школы, учебы, знаний. Это вселит уверенность в душу ребенка, поддержит его первые самостоятельные шаги, а школьную жизнь заполнит такой феерией захватывающих действий и ситуаций, что в его памяти она надолго сохранится как праздник. Следуя принципу эмоциональности обучения, учитель будет:

 

...

 

 

• при подготовке каждого урока  продумывать способы вызова и  поддержки положительных эмоций учеников. Чем скучнее и труднее  предстоящая работа, чем суше и  абстрактнее учебный материал, тем  больше возможностей для положительных  эмоций постарается придумать педагог;

 

• входить в класс с приветливой улыбкой, шутить, ободрять учеников, поддерживать здоровый юмор;

 

• придерживаться только демократического стиля общения;

 

• постоянно выказывать живой интерес  к ученикам и их делам;

 

• спокойно, без окрика, грубых слов рассматривать любой конфликт;

 

• использовать юмор для выхода из безнадежных и трудных ситуаций;

 

• учить ярко, образно, весело, наполняя обучение игрой, состязаниями, конкурсами, соревнованиями;

 

• постоянно помнить, что мышление младшего школьника неотделимо от его  чувств и переживаний: эмоциональная  насыщенность учебно-воспитательного  процесса – требование, выдвинутое законами развития детского мышления;

 

• от эпизодических эмоциональных  ситуаций переходить к постоянно  текущим на положительном эмоциональном  фоне делам;

 

• использовать эмоциональную насыщенность учебного материала, методов обучения, форм организации познавательного  труда;

 

• эмоционально готовить учеников к  усвоению нового материала;

 

• проводить уроки в оптимальном  темпе, исключить плохую организацию  работы, однообразные методы и приемы обучения;

 

• уделять внимание настроениям  и переживаниям детей;

 

• заботиться о том, чтобы дети пережили чувство успеха, порадовались достигнутым результатам;

 

• закреплять чувство удовлетворения, пережитое от хорошо выполненной  работы;

 

• следить за эмоциональностью, образностью, выразительностью, красотой и чистотой своей речи;

 

• вызывать всплеск положительных  эмоций учеников необычными способами  оформления учебных заданий;

 

• использовать приемы, повышающие эмоциональность  обучения, например: изложение нового материала устами героев сказок, использование  игрушечного реквизита, чтение текста в окошке «волшебного телевизора»  и т.д.;

 

• использовать самодельные книжки для выполнения специальных упражнений; задания с юмористическим подтекстом – «А как наоборот?»; задачи от сказочных  персонажей; ребусы, кроссворды, викторины  и т.п.;

Информация о работе Принципы процесса обучения