Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 11:57, курсовая работа
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, в спорте.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области
«Нижнетагильский
Приобщение
детей старшего дошкольного
разработчик:
Студентка группы № 6
Данилова Мария Петровна
Нижний Тагил
2015 год
Содержание
Введение
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья закреплены в ряде законодательных и нормативных документах. Это Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 29.12 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10. 2013 г. N 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
В Концепции сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания от 30.07.1997 года № 11 говорится о необходимости «Формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико - гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки ЗОЖ и предупреждения заболеваний».
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, философов, социологов, физиологов: обоснование связи физического и психического состояния человека (исследования И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева), проблема психологического здоровья детей (исследования Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович).
Анализ работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, И.Н. Новиковой, О.А. Князевой показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка проявляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, в спорте.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ подчёркивают исследования В.В.Колбановой, Л.Г.Татарниковой и В.П.Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г.Алямовской, М.Л.Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валиологической культуры обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.
Проблема приобщения детей к здоровому образу жизни развивалась в нашем детском саду на протяжении многих лет. Воспитатели и медицинские работники прикладывали большие усилия для укрепления здоровья и физического воспитания детей, использовались различные методы и приемы по приобщению детей к здоровому образу жизни. Однако, необходимо отметить, что все специалисты работали над данной проблемой исходя из своей специализации, т.е. инструктор по физической культуре работали над развитием физического здоровья в рамках своих занятий, медицинские работники – в рамках профилактики заболеваний, воспитатели групп – в рамках непосредственной образовательной деятельности и в свободное время.
На мой взгляд, невозможно развивать ребенка, не создав для этого необходимых условий и не проведя комплекс определенных мероприятий. Одним из важных аспектов приобщения детей к основам здорового образа жизни, является проектная деятельность, в которой дети могли бы получать необходимые знания, навыки и привычки, задействованы все участники образовательного процесса: дети, педагогические работники и родители.
Проектная идея:
Процесс приобщения дошкольников к здоровому образу жизни будет более эффективным, если включить в образовательный процесс и целенаправленно использовать проектную деятельность с разнообразными формами и методами, при активном взаимодействии с семьей.
Проблема воспитания здорового поколения, сохранения и укрепления здоровья детей определила цели и задачи в работе по приобщению детей к здоровому образу жизни через проектную деятельность.
Цель работы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, профилактики заболеваний при проведении проектной деятельности.
В процессе реализации проектной деятельности будут решены такие задачи:
1. Изучить литературу по данному вопросу и выявить условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
2. Выявить возрастные и индивидуальные особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
3. Разработать педагогический проект по формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
4. Определить эффективные технологии, формы, методы и приёмы работы по формированию у детей основ ЗОЖ.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни.
Предмет исследования: проектная деятельность.
Глава 1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
1.1 Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др.
Рассмотрим сущность понятия «здоровье».
Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений».
По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности».
По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела».
В. П. Казначеев
трактует здоровье как «процесс
(динамическое состояние) сохранения
и развития биологических, физиологических
и психических функций
И. И. Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
В современной литературе существует свыше 100 определений понятия «здоровье». Исходным для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» – наука о здоровье.
Физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания устной и физической работы. Для того, чтобы иметь нормальное физическое здоровье, нужно много отдыхать (например, 8 – 9 часов сна).
Духовное здоровье зависит от:
Психическое здоровье достигается умением жить в согласии с собой, с друзьями и близкими; прогнозированием различных ситуаций; разработкой моделей своего поведения в соответствии с возможностями и желаниями. В многочисленных других определениях в качестве основных признаков здоровья используются:
1) отсутствие болезни,
2) нормальное состояние организма,
3) динамическое равновесие организма и среды,
4) способность к полноценному выполнению социальных функций,
5) полное физическое, духовное,
умственное и социальное
6) способность приспосабливаться
к динамическим условиям
7) жизнеспособность, как
интегральный показатель
Под «здоровым образом жизни» в медицинской литературе понимают поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом. К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье.
Здоровый образ жизни – это индивидуальное поддержание и укрепление здоровья.
Условия составляющие здоровый образ жизни:
1) сбалансированное питание;
2) режим дня;
3) достаточная двигательная активность;
4) закаливание организма;
5) личная гигиена;
6) грамотное экологическое поведение;
7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;
8) сексуальное воспитание;
9) отказ от вредных привычек;
10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.
Рассмотрев все условия,
необходимые для приобщения к
здоровому образу жизни, можно
сделать вывод, что молодое поколение
наиболее восприимчиво