Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через проектную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, в спорте.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Файлы: 1 файл

Выпускная работа печать.docx

— 59.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2    Проектная деятельность

2.1 Понятие и  структура проекта

В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из направлений инновационной деятельности становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

 Использование метода  проекта в образовательном процессе  ДОУ помогает научиться работать  в команде, вырабатывается собственный  алгоритм действий для достижения  поставленной цели.  

Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования.

 

Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Этапы работы над проектом:

 Первый этап: Определение темы проекта. Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

 Задачами детей на этом  этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание  в игровую ситуацию, принятие  задач и целей, а также дополнение  задач проекта. Последний пункт  очень важен, поскольку одной  из важных задач педагога является  формирование у детей активной  жизненной позиции; дети должны  уметь самостоятельно находить  и определять интересные вещи  в мире вокруг.

 

 Второй этап: Подготовительный этап. На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта. Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

 

 Третий этап: Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта. На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

 

 Четвертый этап: Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Для написания проекта, нужно придерживаться структуры проекта.

Структура проекта:

    • Тема.
    • Цель (и).
    • Задачи.
    • Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).
    • Участники проекта, возраст дошкольников.
    • Предварительная работа.
    • Работа с дошкольниками.
    • Работа с родителями.
    • Оснащение предметно-развивающей среды.
    • Систематизация материалов, подведение итогов.
    • Ожидаемый результат.

 Благодаря проектам у детей  формируются навыки исследовательской  деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается  умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в  дальнейшем будет способствовать  успешному обучению детей в  школе.

 

2.2 Классификация проектов

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);

- ролево-игровые - проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры;  используются сценарии с  ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр –путешествий и т.д.;

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами  проекта могут стать: рисунки детей –выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т. д.  Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта;

- творческие: как правило, не имеют  детально проработанной структуры  совместной деятельности участников. Проект основан на совместной  творческой деятельности участников  проекта. Деятельность намечается  и далее развивается, подчиняясь  конечному результату и интересам  участников проекта. Результаты  оформляются в виде детского  праздника, выставки, дизайна и рубрик  газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».Смешенные  типы проектов по предметно-содержательной  области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Значимы и следующие виды проектов, в том числе:

- комплексные;

- межгрупповые;

- групповые;

- индивидуальные.

По продолжительности они бывают:

- краткосрочными (одно или несколько  занятий – 1-2 недели);

- средней продолжительности (2-3 месяца);

- долгосрочные (на учебный год).

Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролевые - игровые и творческие проекты.

2.3 Особенности внедрения  проектного метода в ДОУ

 

Внедрение в практику метода проектирования, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, тренинги, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимо посещений, презентации проектов.

Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:

- экспериментировать, синтезировать  полученные знания;

- развивать творческие способности  и коммуникативные навыки, что  позволяет ему успешно адаптироваться  к изменившейся ситуации школьного  обучения.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная часть.

Тема проекта: «Мы за здоровый образ жизни».

Тип проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: сентябрь 2015 года  - декабрь 2015 года.

Цель: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья и формированию представления о здоровом образе жизни

Задачи:

1) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.

2) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.

3) Воспитание у детей потребности в здоровье.

 4) Разработать серию мероприятий, направленную на укрепление здоровья дошкольников.

5) Способствовать повышению компетентности родителей по воспитанию культуры здоровья дошкольника.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовительная группа в количестве 15 человек; инструктор по ФК; музыкальный руководитель; воспитатели подготовительной к школе группы; врач и медицинская сестра; родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

- увеличение числа детей  с высоким уровнем физического  развития;

- увеличение числа воспитанников 1 группы здоровья;

- повышение интереса детей  к спорту, повышение уровня сформирован-ности культуры здоровья воспитанников;

- повышение активности  родителей в образовательном  процессе, в укреплении здоровья детей.

Критерии оценки эффективности проекта:

- диагностика уровня физического  развития в сравнении до и  после реализации проекта;

- анализ медицинской документации  по группе здоровья до и  после реализации проекта;

- анкетирование родителей  в начале и после реализации  проекта.

Направления работы и условия реализации проекта:

1. Работа с воспитанниками: интеграция и дифференциация  здоровьесберегающего материала с содержанием комплексной «Программы В.И. Усакова «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды ребенка в ДОУ и семье».

2. Работа с педагогическим  коллективом: наличие теоретических  и практических знаний у педагогов.

3. Работа с родителями: накопление, систематизация материалов  по физкультурно-оздоровительной  работе.

4. Активное сотрудничество  с социумом.

Этапы реализации проекта:

1этап  - подготовительный (01.09.2015 – 30.09.2015);

2 этап - основной (01.10.2015 - 30.11.2015);

3 этап - заключительный (01.12.2015 – 31.12.2015).

Реализация проекта «Мы за здоровый образ жизни».

I. этап - подготовительный (диагностическое  и организационное направление).

Содержание этапа:

- анкетирование и организация  родителей для помощи в проведении  данного проекта;

- диагностика уровней  физического развития воспитанников;

- создание информационной  базы, определение групп здоровья  и подбор материалов по проекту;

- составление понедельного  планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон об образовании

1. Охрана здоровья обучающихся  включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной  помощи в порядке, установленном  законодательством в сфере охраны  здоровья;

2) организацию питания  обучающихся;

3) определение оптимальной  учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение  навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание  условий для профилактики заболеваний  и оздоровления обучающихся, для  занятия ими физической культурой  и спортом;

6) прохождение обучающимися  в соответствии с законодательством  Российской Федерации периодических  медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение  курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических  средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

Информация о работе Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через проектную деятельность