Проблема качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:23, реферат

Описание работы

В Коммюнике Конференции Министров, ответственных за высшее образование 2003 года, достаточно большое внимание уделено вопросам обеспечения качества образования, как основы развития в целом общеевропейской системы образования. Достигнута договоренность о создании набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества и его оценки. Это направление определено как приоритетное, и в 2005 году будут рассматриваться его промежуточные результаты.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)


 

В Коммюнике Конференции Министров, ответственных за высшее образование 2003 года, достаточно большое внимание уделено вопросам обеспечения качества образования, как основы развития в целом общеевропейской системы образования. Достигнута договоренность о создании набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества и его оценки. Это направление определено как приоритетное, и в 2005 году будут рассматриваться его промежуточные результаты.

На Конференции заявлено, что основная ответственность за обеспечение качества лежит на каждом из вузов, но к 2005 году должны быть определены основные составляющие национальных систем по обеспечению качества.

В связи с этим, Минобразование России инициирует подведомственные вузы заниматься проблемой качества. Но возникает, ставший уже традиционным вопрос: с чего начать?

Основываясь на опыте МИСиС, который уже несколько лет занимается внедрением системы управления вузом на основе требований Международных стандартов ИСО 9000, авторы хотели бы высказать рекомендации для «начинающих».

На наш взгляд, дело заключается в том, что по основным вопросам качества в российской академической общественности и органах управления образованием не выработалось единого понимания, а потому в вузах нет стремления заниматься этой проблемой.

О чем же мы должны договориться?

Во-первых, что мы понимаем под «качеством» в системе образования? Есть четкое определение этого понятия в стандарте ИСО 9000-2000: качество есть степень соответствия присущих характеристик требованиям, под которыми понимается – потребность или ожидание, установленное предполагаемое или являющееся обязательным.

Но как все это трактовать применительно к основной деятельности вуза – образовательной? Если встать на позицию государства, то для него качество образования– это, прежде всего, выход «годного продукта», то есть количество студентов, успешно освоивших образовательную программу, а также эффективность расходования предоставленных ресурсов.

С позиции студентов и их родителей, качество образования связано с возможностью для выпускников занять соответствующее (им хочется самое лучшее) место в обществе.

Работодатели (потребители выпускников вузов) будут оценивать качество образования по тому, как бывшие студенты используют в практической деятельности знания, навыки и умения, приобретенные в период обучения.

Преподаватель также участвует в оценке качества образования через оценку академической подготовленности студентов в предшествующий период, а также через реализацию своих возможностей в обучающей среде вуза.

Качество должно стать объектом дискуссии заинтересованных сторон. Вуз в качестве заинтересованных сторон должен рассматривать:

       органы управления образованием, учредителей;

       поставщиков «сырья» для образовательного процесса (школы, техникумы);

       потребителей «продукции» образовательного процесса (работодатели);

       персонал (преподаватели, сотрудники);

       обучаемых;

       общество, в том числе родителей обучаемых.

Вузу желательно иметь от каждой заинтересованной стороны точно сформулированные требования к системе образования и преобразовать их в цели и задачи образовательной деятельности.

Следовательно, можно сказать, что наша цель в образовательной деятельности – это максимально возможное выполнение всех требований. Это и есть достижение качества.

Но сначала нужно договориться об основных понятиях. Мы предлагаем обсудить главные из них.

Качество образования – это содержание образования и его совершенствование.

Обеспечение качества – это факторы, условия и ресурсы, позволяющие достичь целей по качеству. Это учебно-методическая среда, материальная база, способности персонала, подготовленность и мотивация студентов, финансовое обеспечение, информационное обслуживание. По сути, это потенциал вуза, то есть его возможности в области образовательной деятельности.

Качество подготовки выпускников – это уровень подготовки по дисциплинам и специальности, уровень образованности и воспитанности, творческое мышление, компетенции. С точки зрения образовательной деятельности – это результат использования потенциала вуза.

Система качества – система управления вузом на основе общепринятых требований стандартов (например, ИСО 9000). А это можно рассматривать как гарантии вуза в области обеспечения качества и достижения целей.

Проблеме качества подготовки специалистов и ранее в СССР уделяли большое внимание, но заинтересованной стороной, чаще всего, выступало государство. Именно оно формулировало требования к выпускникам в виде квалификационных характеристик, профилей специалистов. Система государственного распределения предопределяла подготовку специалистов под конкретное производство (часто с узкой специализацией). Но это повышало ответственность вуза за качество подготовки, так как вузы имели постоянных партнеров, получающих их выпускников. Существовавшая система обеспечивала высокую моральную и материальную ответственность академической общественности за качество образования.

Что же изменилось в системе образования в новых социально-экономических условиях развития нашей страны?

На наш взгляд, нужно выделить несколько факторов, которые должны оказать существенное воздействие на стратегию и тактику руководства вузов.

Прежде всего, принятый в 1992 году закон РФ «Об образовании» по-новому определил цели образования (образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства). Кроме этого, данный закон установил автономность высших учебных заведений (статья 2). Это означает, что организация внутренней жизни вуза должна определяться самим вузом, не противореча при этом Уставу (это единственный документ, утверждаемый учредителем). Можно сказать, что в вузах введено самоуправление. Значит, вуз сам несет ответственность за результаты образовательной, научной и производственной деятельности и должен сам предоставлять заинтересованным сторонам гарантии качества (в том числе студентам и их родителям).

В новых социально-экономических условиях нашего общества возникли весьма специфические отношения «поставщик – потребитель» в системе подготовки кадров.

Основным заказчиком выпускников вузов выступает государство, которое финансирует образовательную деятельность и выражает интересы потребителей путем лицензирования образовательных программ, формирования плана приема для всех государственных вузов (госзаказ). Но выпускник вуза приходит к конкретному работодателю, а не к мифическому заказчику, поэтому вузам необходимо создавать новую систему взаимоотношений с потребителями.

Вузы всегда считают приоритетной образовательную деятельность, но при этом выполняют большое количество других разнообразных задач. Ряд этих задач коллектив вуза берет на себя сам, например, выпуск какой-то материальной продукции, проведение научных исследований, осуществление сертификации продукции и систем управления, участие в различных инновационных проектах и так далее. Понятно, что все это усложняет управление вузом.

Нельзя также забывать, что примерно половину средств на свою деятельность вуз в современных условиях «зарабатывает» самостоятельно. Значит, появляются ресурсы, которыми вуз может и распорядиться самостоятельно. А как это сделать с наибольшей эффективностью и результативностью?

И еще на один фактор хотелось бы обратить внимание. Речь идет о системе контроля как внутри вуза, так и со стороны соответствующих организаций.

В обязательном порядке каждый государственный вуз ежегодно сообщает в Минобразование России сведения о результатах своей деятельности для проведения итогов в виде рейтинга вузов России. Конечно, это не система контроля, это всего лишь рейтинг. Но при отсутствии настоящей системы контроля ранжирование вузов в большинстве случаев рассматривается как «контрольное» мероприятие.

На наш взгляд, внешний контроль со стороны соответствующих органов налажен лишь в финансовой и научной областях. Речь идет, прежде всего, о контроле за расходованием бюджетных средств.

Ежегодно вузы сдают отчеты в статистические органы (например, всем известную форму 3НК), но вряд ли это можно считать серьезным контролем за деятельностью вуза.

Раз в пять лет все высшие учебные заведения проходят комплексную оценку своей деятельности. Центральным звеном оценки является аттестационная экспертиза, которая проводится комиссией Минобразования России. Это действительно контрольное мероприятие со стороны внешнего специального контролирующего органа, только обратите внимание – один раз в пять лет.

А что же сам вуз? В большинстве вузов на заседании Ученого Совета подводятся итоги приема на 1 курс.

После окончания зачетно-экзаменационной сессии подводятся итоги. Чаще всего сопоставляются средние цифры успеваемости по факультетам, курсам, кафедрам, реже по отдельным учебным дисциплинам.

После завершения работы государственных аттестационных (экзаменационных) комиссий проводится анализ выпуска студентов из вуза.

Эпизодически на различных заседаниях рассматриваются отчеты руководителей подразделений, вопросы учебно-методического, информационного, хозяйственного обеспечения учебного процесса, выполнения плана научно-исследовательских работ, осуществления международной деятельности и так далее.

Конечно, также один раз в пять лет вуз (за год до проведения государственной аттестации) проводит внутреннее самообследование по программе Минобразования России. В этот период вспоминают о лицензионных и аккредитационных показателях и в спешном порядке приводят их к требуемому уровню. Кроме этого, начинается «лихорадочная» проверка «остаточных» знаний у студентов старших курсов.

Складывается впечатление, что мы все много говорим о качестве, но мало делаем для его обеспечения. Какой выход из этой непростой ситуации?

Их два. Первый – это ничего не замечать. Основание для этого имеется – отсутствие рекламаций на выпускаемую вузами «продукцию». Какое-то время, идя по этому пути, еще можно продержаться на «плаву». Но то, что это тупиковый путь, понимают многие, но в силу различных причин молчат.

Второй путь выхода – следование принципам современных систем качества. Да, это тяжелый путь, так как потребует переосмыслить многие аспекты деятельности вузов и Министерства образования РФ. Но движение в этом направлении позволит действительно достигать заданного уровня качества и даже предвосхищать желания потребителей.

Современные системы качества базируются на некоторых принципах, которые необходимо осмыслить в приложении к деятельности вуза.

В данной статье мы хотели бы остановиться именно на этой проблеме – организации деятельности вуза на основе восьми принципов менеджмента качества, как начальном этапе для создания системы управления вузом на основе качества.

1. Ориентация на потребителя. Для вузов этот принцип в настоящее время несколько «размыт», о чем шла речь в начале статьи. Может создаться впечатление о неприменимости этого принципа в системе образования. Но это заблуждение. Без ориентации на потребителя, в том числе на студента, как на основного внутреннего потребителя, вузы не смогут обеспечить страну «интеллектуальным потенциалом». Как советует В.А. Лапидус (сертификационный методический центр «Приоритет» г. Нижний Новгород), потребителя нужно не выдумывать, а создавать, развивая «потребительскую» культуру, его запросы и ожидания. Вузы, которые стали проводить для возможных потребителей презентации образовательных программ, ярмарки вакансий, стали возвращаться к системе долговременных связей с заказчиками, на основе договоров выбрали правильный путь с ориентацией на потребителя.

2. Лидерство руководителя. Именно руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Руководитель-начальник выполняет три основные функции: распределяет работу среди подчиненных, контролирует ход выполнения ими работы и учитывает выполненную работу. В отличие от начальника руководитель-лидер вовлекает сотрудников в решение задач, стоящих перед этим коллективом, именно он выбирает направление движения и при этом берет на себя ответственность за это.

В вузе должна быть создана система лидеров и не всегда это только руководители. Каждая учебная дисциплина должна иметь своего лидера-преподавателя, который держит в поле зрения весь учебно-методический комплекс дисциплины и организует его совершенствование. Поэтому каждый преподаватель, работающий со студентами и являющийся для них наставником, должен ощущать себя лидером по отношению к ним. А лидеры в науке! В этом отношении вузы давно уже демонстрируют этот принцип. Надо только суметь умело его распространять и эффективно использовать.

А тон всему должен задать главный лидер вуза – ректор! К сожалению, очень редко можно увидеть ректоров в качестве участников дискуссий на конференциях по вопросам качества образования и управления вузом в современных условиях.

3. Вовлечение работников. Это дает возможность организации с выгодой использовать их способности. На первый взгляд кажется, что этот принцип в вузе достаточно эффективно реализуется в силу высокоинтеллектуального уровня основного персонала (преподаватели и научные сотрудники). Немаловажную роль играет и тот факт, что преподаватели и сотрудники, занимаясь творческой деятельностью, имеют большую свободу в своей деятельности. Кроме этого, сотрудники вуза традиционно несут высокую моральную ответственность за результаты своего труда. Но это не означает, что внедрением этого принципа в жизнь вуза заниматься не следует. В силу особенностей образовательной деятельности, связанной с тем, что обучаемые являются не только «объектом» образовательного процесса, но и активным участником – субъектом его, в процесс достижения заявленных целей необходимо вовлечь весь контингент обучаемых. В менеджменте вовлеченность достигается путем разъяснения как сотрудникам, так и обучаемым миссии, целей и задач в образовательной и научной деятельности. Важную роль играет делегирование им полномочий с тем, чтобы взятая ответственность превращалась в конкретные результаты.

Информация о работе Проблема качества образования