Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:23, реферат
В Коммюнике Конференции Министров, ответственных за высшее образование 2003 года, достаточно большое внимание уделено вопросам обеспечения качества образования, как основы развития в целом общеевропейской системы образования. Достигнута договоренность о создании набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества и его оценки. Это направление определено как приоритетное, и в 2005 году будут рассматриваться его промежуточные результаты.
Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, применения «проектного стиля» организации работ, вовлечения всех преподавателей, сотрудников и обучаемых в управление для достижения качества и оказания им доверия.
Это процессный, гуманистический подход к менеджменту, разрушающий барьеры между подразделениями.
6. Постоянное улучшение деятельности организации следует рассматривать как ее неизменную цель.
Принятие идеологии постоянного улучшения предполагает переосмысление годами сложившихся стереотипов, например, в образовательной деятельности и осуществление ее реинжиниринга (внедрение новых подходов). Для этого необходим тщательный анализ существующих методов на предмет эффективности достижения целей в области качества.
Необходимо научить руководителей различного уровня использованию апробированных способов анализа процессов (цикл Шухарта–Деминга, факторные диаграммы Исикавы, внутренний аудит и другие).
Эта идеология также предполагает, что появление любого дефекта рассматривается как чрезвычайное происшествие и вызывает незамедлительные корректирующие действия. Дефекты продукции рассматриваются как дефекты системы.
7. Принятие решений на основе фактов – эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Речь, прежде всего, идет о создании в каждом вузе информационного базиса аналитической системы. Данные становятся фактами, когда проведен их анализ (сопоставление, сравнение, осмысление). Необходимо обратить внимание на воспроизводимость определения данных.
Руководство обязательно должно демонстрировать, что решения принимаются на основе фактов, подтверждаются фактами, а не голословными утверждениями.
Известно много примеров из различных областей управления, что наибольшие потери несет организация от непродуманных решений, которые не были обоснованы фактами.
И конечно, важное значение имеет создание такой атмосферы в коллективе, когда никто не будет скрывать факты, не будет боязни наказания за ошибки.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Это повышает способность обеих сторон создавать ценности. В высших учебных заведениях этот принцип должен быть всесторонне осмыслен, особенно в области образовательной деятельности.
Мы уже неоднократно подчеркивали сложную структуру взаимоотношений внутренних потребителей в вузе. Преподаватели, работающие на младших курсах, как бы являются поставщиками для своих коллег, которые будут использовать знания и умения, сформированные ими у обучаемых. Но студенты, переходящие с курса на курс, не детали, передаваемые по конвейеру из одного цеха в другой. И цена ошибок и недоработок в образовании значительно выше. Опять мы приходим к пониманию того, что и в этом вопросе должна быть создана система.
Еще на одну проблему взаимоотношений с поставщиками нужно обратить внимание. Сейчас все ругают среднюю школу за слабую подготовку школьников. И к чему это ведет? Есть улучшения? На наш взгляд, не будет никаких улучшений до тех пор, пока вузы и школы не воспримут для себя в качестве основополагающего принципа взаимоотношений принцип менеджмента качества – взаимовыгодность отношений. Только тогда можно будет создавать ценности как на этапе среднего, так и высшего образования.
В заключение попытаемся сформулировать начальные этапы внедрения системы менеджмента качества в вузе.
1. Изучение принципов менеджмента качества, начиная с высшего руководства.
2. Осознание необходимости внедрения принципов менеджмента качества в деятельность вуза.
3. Анализ исходного состояния по критериям совершенствования (методика ЛЭТИ).
4. Формирование высшим руководством целей по качеству и их полная поддержка коллективом.
5. Создание специального подразделения – отдела по качеству.
6. Проведение самооценки по критериям Конкурса Минобразования России и выявление областей улучшения.
7. Внедрение процессного подхода – анализ и описание процессов, определение ключевых процессов.
8. Создание системы оценки удовлетворенности потребителей, преподавателей, сотрудников, обучаемых.
Представленный для обсуждения материал не является окончательным, но на его основе можно действительно строить процессную модель управления в вузе на основе качества.
ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы
XIV Всероссийского совещания
Соловьев В.П., Кочетов А.И., Тишина Е.Ю.,
Блинкова О.В., Уткина Е.А.
Основные подходы к обеспечению качества подготовки
специалистов в вузе
Компьютерная верстка: Л.В. Павлова
Ответственный за выпуск: В.Г. Казанович
___________________
Издательская лицензия
ИД № 00159
от 14 октября 1999г.
Подписано в печать 17.05.04. Бумага офисная. Формат 60х84/16.
Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 300 экз. Заказ .
Издательство:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
105318, Москва, Измайловское шоссе, 4
тел. (095) 369-42-83, факс. (095) 369-58-13
Отпечатано на ризографе фирмы «RISO-KAGAKU CORP»
21