Проблема качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:23, реферат

Описание работы

В Коммюнике Конференции Министров, ответственных за высшее образование 2003 года, достаточно большое внимание уделено вопросам обеспечения качества образования, как основы развития в целом общеевропейской системы образования. Достигнута договоренность о создании набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества и его оценки. Это направление определено как приоритетное, и в 2005 году будут рассматриваться его промежуточные результаты.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Для учебных заведений сейчас громадное значение имеет создание системы мотивации как преподавателей, сотрудников, так и обучаемых к достижению высоких результатов в образовательной и научной деятельности. Немаловажную роль играет в этом создание хороших, комфортных условий для работы и учебы.

4. Процессный подход. Это центральный принцип менеджмента, который вбирает в себя все предыдущие принципы. Смыслом процессного подхода принято считать то, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами.

И понятие процесса получило сейчас новое звучание – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Процессы в организации планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.

Считаем необходимым более подробно остановиться на реализации в вузе этого принципа. Причем мы исходим из того, что:

       вуз осуществляет в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательную деятельность, а не занимается оказанием услуги;

       вуз выпускает «продукцию», которую можно считать теми ценностями, ради которых работает весь коллектив. К внешним ценностям вуза можно отнести: выпускников, а также научную, производственную и учебно-методическую продукцию;

       образовательная деятельность вуза имеет много общего с любым технологическим процессом. Но есть и существенные отличия, заключающиеся в необычности «объекта обработки» – студенте и длительности технологического процесса – 5-6 лет.

Систему управления качеством в вузе можно представить в виде процессной модели (рис.1).

Выделим в модели основные процессы, процессы управления и обеспечения, все они взаимосвязаны, что показано объединяющим их кругом с тремя элементами (ответственность руководства, мониторинг, постоянные улучшения), обеспечивающими непрерывность процессов.

 

21

 



 

 

21

 



 

В данной модели показано в качестве примера четыре основных процесса. Это такие процессы, при осуществлении которых выпускается продукция, которая выходит из стен вуза и поступает потребителю.

Процессы управления, прежде всего, направлены на анализ рынка для основных потребителей, анализ требований, разработку всех технологий, управление ресурсами, которые формируются в процессах обеспечения. К процессу управления отнесено внутреннее информирование, которое обеспечивает единое понимание целей и задач организации.

Результативность основного процесса зависит от рационального использования ресурсов, т.е. от организации взаимосвязи процессов обеспечения с основными процессами путем управления ими. В общей модели приведены такие процессы обеспечения, которые нужны всем основным процессам. При рассмотрении каждого основного процесса может быть введено и дополнительное обеспечение.

Мы уже указывали, что в соответствии с идеологией современного менеджмента качества, поставщики и потребители рассматриваются организацией как заинтересованные стороны. Поэтому в предлагаемой модели одни заинтересованные стороны определяют входы процессов (требования, цели, задачи), а другие заинтересованные стороны (потребители) получают произведенную продукцию (выпускники, учебная литература, научная продукция, приборы и так далее).

Здесь есть одна особенность, заключающаяся в том, что эти функции может выполнять одна и та же организация. Например, предприятие может направить на обучение абитуриентов, которые возвратятся к нему после окончания вуза, при этом предприятие формулирует дополнительные требования к уровню подготовки данных специалистов.

А теперь проведем декомпозицию общей модели процессов вуза и представим в общем виде, например образовательную деятельность (рис. 2). Последовательность действий определяется расположением элементов системы и их связями.

Служба маркетинга – это, по сути, приемная комиссия, но с дополнительными функциями и полномочиями или специально созданное подразделение.

 

21

 



 

 

 

 

21

 



 

В качестве «входов» в системе можно рассматривать «сырье» – на первом этапе абитуриентов, затем студентов 1-го курса, а также требования и цели, на достижение которых ориентируется образова­тельный процесс.

Для обеспечения качества подготовки специалистов вуз прежде всего устанавливает свои требования к абитуриентам и критерии оценки их соответствия этим требованиям. Следовательно, вуз предъявляет требования к своим «поставщикам» – школам, лицеям, колледжам, техникумам и т.д. Важное значение для создания системы имеют входные требования к уровню подготовки выпускника, т.е. к уровню образования, сформулированные в Государственном образовательном стандарте. Но вуз может заявить цели своей образовательной деятельности, превышающие требования ГОСа. Это можно рассматривать как «заявленные» цели вуза (например, знание второго иностранного языка, овладение несколькими специализациями и т.д.).

Теперь о проектировании самого учебного процесса - центрального звена системы управления. В каждом вузе имеет место свое построение образовательного процесса. Это определяется спецификой направлений научно-методической работы, квалификацией преподавательского состава, наличием научных школ вуза, связью с предприятиями и научными учреждениями, организацией и обеспечением самостоятельной работы студентов и многими другими факторами.

При проектировании учебного процесса учитываются все изменения, которые внесены по результатам мониторинга и анализа. Этот управленческий процесс обеспечивает организацию и проведение учебного процесса основополагающими документами:

       рабочие учебные планы;

       программы учебных дисциплин;

       расписание учебных занятий;

       программы практик;

       график учебного процесса;

       программы государственных экзаменов;

а также перечни лабораторных работ, компьютерных учебных программ, экзаменов, зачетов, темы домашних заданий, проектов, работ.

Кроме этого, по результатам проектирования учебного процесса формируются нормативы и заявки для процессов обеспечения. Как уже указывалось, это по сути – ресурсы образовательной деятельности. Таким образом формируется штатное расписание преподавателей и сотрудников, материальное и хозяйственное обеспечение учебного процесса, информационное обеспечение и так далее.

В качестве обеспечения образовательной деятельности можно использовать в модели следующее (см. рис.2):

1 – материально-техническое;

2 – финансовое;

3 – кадровое;

4 – информационное;

5 – научное;

6 – учебно-методическое;

7 – социальное;

8 – хозяйственное;

9 – международное;

10 – субподрядное.

Итак, учебный процесс имеет входы в виде студентов («сырье»), нормативной и методической документации, а также обеспечение в виде ресурсов. Задача вуза: так организовать учебный процесс, чтобы затраченные ресурсы дали наибольший эффект в виде выполнения выходных требований и целей с точки зрения удовлетворения ожиданий потребителей.

На одном элементе образовательного процесса следует остановиться особо. Речь пойдет о системе внутреннего контроля, который подразделяется на контроль обучаемых и контроль самой системы обеспечения качества подготовки специалистов.

Контроль обучаемых ведется с целью установления уровня их подготовки по отдельным предметам и циклам дисциплин, уровня овладения различными умениями (например, проведение эксперимента, написание отчета или обзора, пользование приборами, ЭВМ и другое). И здесь важно определить, ради чего проводится контроль обучаемых.

Если результаты контроля нужны для установления рейтинга и последующих отчетов, то можно ограничиться оценкой обучаемых по итогам курса. Но если в вузе действительно заинтересованы в достижении качества подготовки студентов, то каждый преподаватель разрабатывает по своей дисциплине систему контроля, направленную на самого обучаемого. В этом случае результаты контроля будут помогать студенту корректировать свой стиль изучения учебного материала и преодолевать возникающие трудности.

Такая система контроля носит не «карательный» характер, а диагностический, позволяющий самому обучаемому определять уровень своих достижений в учебном процессе. При этом преподаватель становится «помощником» студента в овладении знаниями, а отношения «преподаватель – студент» являются, на наш взгляд, ключевыми для достижения успеха в образовательном процессе.

При принятии этой идеологии желательно исключить понятие контроля в отношении студентов и заменить его на диагностику знаний и умений обучаемых.

После окончания изучения учебной дисциплины студент сдает зачет или экзамен. По нашему мнению, в этот период устанавливается уровень освоения данной дисциплины конкретным студентом. Если уровень достаточный, то студент подтверждает свой статус и переходит на следующий этап обучения. Если уровень недостаточный, то в этом случае необходимо предусмотреть процедуру управления «несоответствующей продукцией».

Студенты, выполнившие полностью учебный план, допускаются к государственной аттестации, где устанавливается их уровень подготовки по данной специальности (направлению). Здесь также может сложиться аналогичная ситуация с «несоответствующей требованиям продукцией».

Что касается контроля самой системы обеспечение подготовки специалистов (то есть образовательного процесса), то его целью является выявление слабых сторон процесса и определение областей улучшения. Для этого организуется система мониторинга, которая, основываясь на записях о качестве и анализе удовлетворенности внутренних и внешних потребителей, готовит предложения для улучшения.

Система мониторинга охватывает все записи о качестве, которые ведутся в различных службах и структурных подразделениях. Кроме этого, в системе мониторинга анализируется динамика изменения основных показателей обеспечения учебного процесса, которые могут быть одновременно аттестационными или аккредитационными показателями.

Так, например, повышение квалификации преподавателей непосредственно сказывается на уровне проведения учебных занятий, их содержании, то есть влияет на качество подготовки студентов. А количество преподавателей, прошедших повышение квалификации, сроки, соответствие планам – это те показатели данного элемента обеспечения образовательного процесса, которые анализируются в системе мониторинга и результаты анализа служат основанием для принятия решения.

Сама эта модель имеет цель – постоянное улучшение процессов и производимых ценностей. Поэтому показатели процессов, не способствующие выполнению этой цели, должны быть исключены из системы мониторинга.

На наш взгляд, в первую очередь это необходимо сделать с показателями успеваемости (да и само понятие «успеваемость» может быть исключено из высшей школы).

Как уже указывалось, результат экзамена или зачета – это уровень знаний студента по данной дисциплине в данный период времени. Хотели бы подчеркнуть, что это личный уровень студентов по этой дисциплине и усреднять его с показателями по другим дисциплинам, на наш взгляд, представляется неразумным. А что нужно делать? Нам представляется, что качество подготовки по конкретной дисциплине лежит в области взаимоотношений «преподаватель – студент». Вот они и должны провести мониторинг. Студент должен оценить со своих позиций работу преподавателя (анкетирование «Преподаватель глазами студента»), а преподаватель должен сравнить результаты этого года с предыдущими. Совместный анализ позволит наметить области улучшений для преподавателя на следующий учебный год. Таким образом, мы достигнем поставленной цели по улучшения процесса.

А выстраивать кафедры или факультеты по среднему баллу студентов в сессию мало что дает, с точки зрения управления процессами.

В настоящей работе мы не будем более детально рассматривать модель управления образовательной деятельностью. Отметим только, что детализация должна обеспечить описание каждого процесса (все элементы управления и обеспечения), причем должны быть установлены взаимосвязи всех элементов (процессов).

Так, например, учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса неразрывно связано с повышением квалификации преподавателей (кадровое обеспечение), то есть прослеживается внутренняя связь нескольких процессов обеспечения.

Как можно видеть из рассмотренных подходов к созданию модели управления вузовской деятельностью, в основу их положен процессный подход, как наиболее эффективный для достижения поставленных целей.

5. Системный подход к менеджменту. Управление взаимосвязанными процессами как системой. При внедрении этого принципа предстоят серьезные преобразования в вузах, прежде всего относящиеся к становлению культуры организации. Покажем лишь некоторые направления тех изменений, которые должны быть реализованы.

Во-первых, следует отказаться от системы управления, в основе которой лежит неотвратимость наказания. Это имеет отношение не только к преподавателям и сотрудникам, но и к обучаемым (они ведь тоже наша заинтересованная сторона).

Во-вторых, система управления должна обладать главным свойством – реагировать на возникающие проблемы и ошибки и обладать способностью к саморазвитию и улучшению.

Улучшать себя могут только люди, собранные в систему, в которой поддерживается уважение к личности, достоинству и таланту, инициатива сотрудников и умение работать в «команде».

Информация о работе Проблема качества образования