Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:37, реферат

Описание работы

Стоит остановиться подробнее на проблеме формирования лидерских и организаторских навыков у детей и подростков в образовательном учреждении. Данный вопрос актуален, т. к. формирование лидеров в обществе - не бессознательный шаг, его надо организовать, это следует делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы нынешние подростки - будущие лидеры общества - владели демократической культурой личности, формами организации и управления, решения конфликтов, опытом общения и другими качествами, нужными для успешного развития общества и государства.

Содержание работы

1.Введение.
2.Понятие ученического самоуправления.
3.Лидерство в ученическом самоуправлении.
4.Понятие лидера и его роль в обществе.
5.Характеристика лидерских качеств.
6.Понятие детского движения и лидерство в нём.
7.Нравственные ориентиры лидеров детского движения.
8.Заключение.
9.Список литературы.

Файлы: 1 файл

проблема лидерства.docx

— 56.91 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский педагогический государственный университет»

 

Биолого-химический факультет

Кафедра педагогики

 

 

Реферат

на тему: «Проблема лидерства  в детском движении и в ученическом  самоуправлении»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса, 4 группы, 8 подгруппы

Соколова Екатерина Вадимовна

 

Проверил:

доцент, Гончаров М. А.

 

 

 

 

 

Москва 2013

                                                       Содержание.

 

  1. Введение.
  2. Понятие ученического самоуправления.
  3. Лидерство в ученическом самоуправлении.
  4. Понятие лидера и его роль в обществе.
  5. Характеристика лидерских качеств.
  6. Понятие детского движения и лидерство в нём.
  7. Нравственные ориентиры лидеров детского движения.
  8. Заключение.
  9. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время молодые люди испытывают большую потребность в самореализации, развитии творческих и коммуникативных способностей, участии в деятельности с пользой для общества.

Одной из первых задач в области воспитательной работы становится создание и развитие органов ученического самоуправления.

Как показывает разбор педагогической литературы, поддержка и развитие ученического самоуправления в учреждениях образования даёт возможность создавать условия с целью социального становления личности, развития демократической культуры, социального творчества, лидерских и организаторских навыков, совершенствования собственной личности, общества, государства.

Участие молодежи в ученическом  самоуправлении способствует формированию четкой, осознанной гражданской позиции и ценностного отношения, как к себе, так и к другим, позволяет воспитывать социальные навыки поведения и настраивает на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

Стоит остановиться подробнее  на проблеме формирования лидерских  и организаторских навыков у  детей и подростков в образовательном учреждении. Данный вопрос актуален,  т. к. формирование лидеров в обществе - не бессознательный шаг, его надо организовать, это следует делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы нынешние подростки - будущие лидеры общества - владели демократической культурой личности, формами организации и управления, решения конфликтов, опытом общения и другими качествами, нужными для успешного развития общества и государства.

Можно с уверенностью сказать, что ученическое самоуправление - это та область, которая благоприятна для осуществления этих целей. Иначе говоря, вовлечение подростков в осуществление ученического самоуправления это эффективный путь создания у них качеств лидера.

Понятие ученического самоуправления.

Практика современного воспитания объективно актуализирует и развивает проблему развития самоуправления.

Традиционное воззрение  на самоуправление ныне мешает полностью понять, насколько нова современная ситуация. В недалёком прошлом самоуправление понималось не столько как деятельность коллектива, сколько как деятельность организации. Присутствие многих организационных структур сделало из образовательного учреждения организацию с большим количеством органов, лиц в должностях, с властными полномочиями, привилегиями и правами.

Часто ученическое самоуправление относительно педагогов выполняло служебную роль, т. к. его задачей была помощь преподавателям в обучении и воспитании коллектива учащихся, что поспособствовало созданию ученической элиты.

Поскольку произошла демократизация общества, происходит и демократизация жизни в образовательном учреждении, в том числе и органов ученического самоуправления.

Рассмотрим подробнее  понятие «ученическое самоуправление».

В разной педагогической литературе можно встретить множество определений данного понятия. Наиболее подходящим, по моему мнению, является данное определение: ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых для коллектива и организации целей.

Процесс самоуправления осуществляется благодаря самооценке, самоанализу, самоустановкам и самокритике, сделанной учащимися не только по отношению к своей деятельности, но и к коллективу.

Педагогами было подчёркнуто, что самоуправление надлежит рассматривать не как вседозволенность, а как принятие участия молодёжи в управлении собственными делами. В повседневных делах в образовательном учреждении самоуправление учащихся реализуется в планировании деятельности коллектива, организации данной деятельности, в анализе собственной работы, подведении итогов проделанного и принятии соответствующих решений. 

Для эффективности работы органов ученического самоуправления, требуется создать ряд условий:

1) социально-психологические:

модель самоуправления должна соответствовать внутренним потребностям коллектива учащихся;

должно проводиться  постоянное обучение и самообучение актива;

2) организационно-педагогические:

 определённый стиль педагогического управления;

принятие во внимание внешних условных факторов и перспектив развития.

В такой разнообразной жизни нынешнего образовательного учреждения есть много дел и участков, где учащиеся могут обойтись без помощи взрослых. Основными направлениями работы органов ученического самоуправления, где учащиеся с помощью педагогов могут реализовать себя:

нравственное, патриотическое и гражданское;

общественно-политическое;

экологическое;

трудовое;

спортивно-оздоровительное;

туристско-краеведческое;

интеллектуально-познавательное;

профилактика асоциального поведения;

организация досуга;

формирование  лидерских и организаторских  качеств (деловые игры, тренинги).

Понятие лидера и  его роль в обществе. Характеристика лидерских качеств

Как в психологической, так и в педагогической литературе существует много определений понятия «лидер». В «Большом словаре иностранных слов в русском языке» дается следующее определение:

Лидер (англ. leader - ведущий) - глава, вождь, лицо, идущее впереди и ведущее.

Главной мыслью лидерства  выступает осуществление целенаправленного влияния на объектов-исполнителей со стороны субъекта деятельности, ведения их к цели.

Со стороны роли в обществе, лидер - это человек, который ведёт за собой, пробуждая интерес к делу. Он выкладывается для достижения общей цели, оказывает активное влияние на окружающих, полностью понимая интересы большинства. Именно с ним появляется желание посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он всегда поймёт, и придёт на помощь, от него во многом зависит настроение, он может «завести» окружающих.

В ученическом коллективе лидер - опора для преподавателя. Лидеры - это такие учащиеся, которые легко и естественно организуют своих сверстников, выдвигают на передний план социально-значимые ценности и ориентации. Такие дети как нельзя лучше понимают, как и что нужно делать, чтобы жизнь в коллективе была насыщенной, разнообразной, интересной.

В общественных учреждениях и органах ученического самоуправления существуют лидеры, с различными ролями : лидеры - генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры – умельцы, лидеры - инициаторы, лидеры - организаторы (деловые лидеры).

Лидеры-инициаторы продуктивны в выдвижении идей, в поиске новых областей деятельности для коллектива. Умелец – это член коллектива, выделяющийся в каком-то из видов деятельности (например, в походе - самый опытный турист). Эмоциональные лидеры осуществляют действия в сфере межличностного коллективного общения или общения в группе, в рамках образовательного учреждения.

Не смотря на это, основную роль в решении коллективных задач, в осуществлении творческой, спортивной, трудовой, туристской и другой деятельности, выполняют деловые лидеры. Эти люди успешны как в деловой, так и в эмоциональной сферах жизни ученического коллектива, они играют роли абсолютных лидеров.

Деятельность – двигатель  лидера. Создавая разнообразную по содержанию организованную, структурированную деятельность обеспечиваются ситуации, которые способствуют проявлению свойств и качеств учеников, владеющих потенциалом влияния на ровесников, имеющих возможность стать лидером.

Мысли и идеи о том, почему человек становится лидером, и у всех ли есть возможность стать им, довольно различны. Существуют теории лидерства. С точки зрения концепции «черт», у лидера есть определённые свойства, черты, качества, с помощью которых он отличается от других. Лидером становится тот человек, который сумеет помочь коллективу разрешить те или иные ситуации, проблемы, тот, у кого наиболее значимые, важные черты и качества, необходимые группе.

Качество лидера тождественно понятию «способности организатора». Данные способности являют собой сочетание индивидуальных личностных качеств, позволяющих человеку с уверенностью объединить и направить людей с целью выполнения какого-либо дела.

В литературе можно найти список качеств лидера - организатора:

компетентность - знание дела, в котором человек проявляет лидерство;

активность – способность осуществлять энергичные действия;

инициативность – активность в творческой деятельности, высказывание идей, интересных предложений;

общительность – умение открыться людям, изъявлять желание общаться;

сообразительность - способность  дойти то сути явлений, выделить их причинно-следственные связи, видеть главное;

настойчивость - проявление напористости, доведение дел до конца, присутствие силы воли;

самообладание – самоконтроль над чувствами и эмоциями, координация поведения в  нестандартных ситуациях, сдержанность;

работоспособность - приложение усилий, выполнение трудной работы;

наблюдательность – способность «увидеть иголку в стоге сена»;

организованность – умение планировать работу, проявляя последовательность, концептуальность, собранность.

Данные качества должны присутствовать у человека и развиваться им, с целью стать настоящим лидером для своей группы.

Из вышесказанного следует, что деятельность лидера и возлагаемые на него надежды в ученическом коллективе достаточно велики.

Именно лидер может помочь учителям в организации всякого рода деятельности благодаря определенным качествам и свойствам, которые ему присущи.

Развитие качеств лидера в дальнейшем проявляется в деятельности. Ученическое самоуправление представляет собой одну из форм организации деятельности членов коллектива.

Педагоги должны стимулировать  лидерство среди учеников, поддерживать их стремление к нему.

Понятие детского движения.

Если рассматривать понятие  детского движения в широком смысле, то оно выражается в деятельности разных организаций и объединений, направленной на изменение себя, отношения к обществу и государству, а также осознания своего статуса в нем. Иначе говоря: детское движение – это создание, развитие, становление и угасание различных групп. В такие группы объединяются дети или дети и взрослые на основе их личных и общественных целей.

Детское движение создает условия способствующие самораскрытию, самореализации личности детей в среде, комфортной для них и поэтому свободны в проявлении собственной воли. Детское движение является частью основы демократической культуры общества. В этом смысле данное движение выступает как социальная система, основными составляющими которой являются отношения и связи между людьми, их объединения и естественно сами люди.

Детское движение – открытый процесс. В нём происходит конкуренция, взаимодействие, интеграция и дифференциация элементов. Показателями уровня демократизации общественной жизни в государстве является размах и развитие детского движения.

При рассмотрении понятия детского движения в узком смысле, то оно выступает как совокупность организованных действий несовершеннолетних граждан, направленных на воплощение какой-либо идеи ( для достижения цели), связанной с изменением социальной позиции в обществе (движение тимуровцев, защитников животных, природы и т. д.).

Существование движения продолжается до тех пор, пока не будет достигнута цель. Когда это происходит, движение подвергается распаду. Наличие цели, и стремление к её достижению стимулируют развитие не только детского коллектива, но и коллектива вообще. Объединения детей представляют собой добровольный союз, образованный для совместной деятельности, для удовлетворения собственной социальной потребности, либо интереса (общество, команда, клуб юных туристов и др.).

Данные организации создаются и осуществляют уже многолетнее действие в учреждениях вне школы и клубах. В детские организации вступают дети и взрослые, для воплощения какой-либо идеи. Нормы и правила регулируют деятельность организации, они как правило зафиксированы в «Уставе» или ином документе.

Как детское движение, так и объединение и организация выступают как отдельные самостоятельные социальные системы. Во всех вариантах есть общее: наличие цели или идеи, состав членов, время и место действий. Различия сопряжены с отсутствием или наличием фиксированных нравственных норм, членских взносов, атрибутов и символов, алгоритма деятельности.

Детские движения не обладают способностью самовозникновения. Есть импульс. Какой?

«Самоорганизация, естественная потребность детей в объединении  с себе подобными»,- утверждают одни. Существует и другое мнение. Детское движение, организация, объединение возникают только при участии взрослых, т.к. они помогают реализовать интересы детей, пользуясь имеющимися у них умениями, навыками, возможностями.

Нравственные  ориентиры лидеров детского движения.

За кем молодежь, за тем и будущее. Это всем известно. С какими взглядами юношество вольётся в жизнь, по какому пути двинется - это зависит от нас. Меня волнует вопрос: «Лидер в детском движении. Качества лидера. Нравственные ориентиры лидера детского движения».

Информация о работе Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении