Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:37, реферат
Стоит остановиться подробнее на проблеме формирования лидерских и организаторских навыков у детей и подростков в образовательном учреждении. Данный вопрос актуален, т. к. формирование лидеров в обществе - не бессознательный шаг, его надо организовать, это следует делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы нынешние подростки - будущие лидеры общества - владели демократической культурой личности, формами организации и управления, решения конфликтов, опытом общения и другими качествами, нужными для успешного развития общества и государства.
1.Введение.
2.Понятие ученического самоуправления.
3.Лидерство в ученическом самоуправлении.
4.Понятие лидера и его роль в обществе.
5.Характеристика лидерских качеств.
6.Понятие детского движения и лидерство в нём.
7.Нравственные ориентиры лидеров детского движения.
8.Заключение.
9.Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«Московский педагогический государственный университет»
Биолого-химический факультет
Кафедра педагогики
Реферат
на тему: «Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении»
Выполнила:
студентка 3 курса, 4 группы, 8 подгруппы
Соколова Екатерина Вадимовна
Проверил:
доцент, Гончаров М. А.
Москва 2013
Содержание.
Введение
В настоящее время молодые люди испытывают большую потребность в самореализации, развитии творческих и коммуникативных способностей, участии в деятельности с пользой для общества.
Одной из первых задач в области воспитательной работы становится создание и развитие органов ученического самоуправления.
Как показывает разбор педагогической литературы, поддержка и развитие ученического самоуправления в учреждениях образования даёт возможность создавать условия с целью социального становления личности, развития демократической культуры, социального творчества, лидерских и организаторских навыков, совершенствования собственной личности, общества, государства.
Участие молодежи в ученическом самоуправлении способствует формированию четкой, осознанной гражданской позиции и ценностного отношения, как к себе, так и к другим, позволяет воспитывать социальные навыки поведения и настраивает на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.
Стоит остановиться подробнее на проблеме формирования лидерских и организаторских навыков у детей и подростков в образовательном учреждении. Данный вопрос актуален, т. к. формирование лидеров в обществе - не бессознательный шаг, его надо организовать, это следует делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы нынешние подростки - будущие лидеры общества - владели демократической культурой личности, формами организации и управления, решения конфликтов, опытом общения и другими качествами, нужными для успешного развития общества и государства.
Можно с уверенностью сказать, что ученическое самоуправление - это та область, которая благоприятна для осуществления этих целей. Иначе говоря, вовлечение подростков в осуществление ученического самоуправления это эффективный путь создания у них качеств лидера.
Понятие ученического самоуправления.
Практика современного воспитания объективно актуализирует и развивает проблему развития самоуправления.
Традиционное воззрение на самоуправление ныне мешает полностью понять, насколько нова современная ситуация. В недалёком прошлом самоуправление понималось не столько как деятельность коллектива, сколько как деятельность организации. Присутствие многих организационных структур сделало из образовательного учреждения организацию с большим количеством органов, лиц в должностях, с властными полномочиями, привилегиями и правами.
Часто ученическое самоуправление относительно педагогов выполняло служебную роль, т. к. его задачей была помощь преподавателям в обучении и воспитании коллектива учащихся, что поспособствовало созданию ученической элиты.
Поскольку произошла демократизация общества, происходит и демократизация жизни в образовательном учреждении, в том числе и органов ученического самоуправления.
Рассмотрим подробнее понятие «ученическое самоуправление».
В разной педагогической литературе можно встретить множество определений данного понятия. Наиболее подходящим, по моему мнению, является данное определение: ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых для коллектива и организации целей.
Процесс самоуправления осуществляется благодаря самооценке, самоанализу, самоустановкам и самокритике, сделанной учащимися не только по отношению к своей деятельности, но и к коллективу.
Педагогами было подчёркнуто, что самоуправление надлежит рассматривать не как вседозволенность, а как принятие участия молодёжи в управлении собственными делами. В повседневных делах в образовательном учреждении самоуправление учащихся реализуется в планировании деятельности коллектива, организации данной деятельности, в анализе собственной работы, подведении итогов проделанного и принятии соответствующих решений.
Для эффективности работы органов ученического самоуправления, требуется создать ряд условий:
1) социально-психологические:
модель самоуправления должна соответствовать внутренним потребностям коллектива учащихся;
должно проводиться постоянное обучение и самообучение актива;
2) организационно-педагогические:
определённый стиль педагогического управления;
принятие во внимание внешних условных факторов и перспектив развития.
В такой разнообразной жизни нынешнего образовательного учреждения есть много дел и участков, где учащиеся могут обойтись без помощи взрослых. Основными направлениями работы органов ученического самоуправления, где учащиеся с помощью педагогов могут реализовать себя:
нравственное, патриотическое и гражданское;
общественно-политическое;
экологическое;
трудовое;
спортивно-оздоровительное;
туристско-краеведческое;
интеллектуально-
профилактика асоциального поведения;
организация досуга;
формирование лидерских и организаторских качеств (деловые игры, тренинги).
Понятие лидера и его роль в обществе. Характеристика лидерских качеств
Как в психологической, так и в педагогической литературе существует много определений понятия «лидер». В «Большом словаре иностранных слов в русском языке» дается следующее определение:
Лидер (англ. leader - ведущий) - глава, вождь, лицо, идущее впереди и ведущее.
Главной мыслью лидерства
выступает осуществление
Со стороны роли в обществе, лидер - это человек, который ведёт за собой, пробуждая интерес к делу. Он выкладывается для достижения общей цели, оказывает активное влияние на окружающих, полностью понимая интересы большинства. Именно с ним появляется желание посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он всегда поймёт, и придёт на помощь, от него во многом зависит настроение, он может «завести» окружающих.
В ученическом коллективе лидер - опора для преподавателя. Лидеры - это такие учащиеся, которые легко и естественно организуют своих сверстников, выдвигают на передний план социально-значимые ценности и ориентации. Такие дети как нельзя лучше понимают, как и что нужно делать, чтобы жизнь в коллективе была насыщенной, разнообразной, интересной.
В общественных учреждениях и органах ученического самоуправления существуют лидеры, с различными ролями : лидеры - генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры – умельцы, лидеры - инициаторы, лидеры - организаторы (деловые лидеры).
Лидеры-инициаторы продуктивны в выдвижении идей, в поиске новых областей деятельности для коллектива. Умелец – это член коллектива, выделяющийся в каком-то из видов деятельности (например, в походе - самый опытный турист). Эмоциональные лидеры осуществляют действия в сфере межличностного коллективного общения или общения в группе, в рамках образовательного учреждения.
Не смотря на это, основную роль в решении коллективных задач, в осуществлении творческой, спортивной, трудовой, туристской и другой деятельности, выполняют деловые лидеры. Эти люди успешны как в деловой, так и в эмоциональной сферах жизни ученического коллектива, они играют роли абсолютных лидеров.
Деятельность – двигатель лидера. Создавая разнообразную по содержанию организованную, структурированную деятельность обеспечиваются ситуации, которые способствуют проявлению свойств и качеств учеников, владеющих потенциалом влияния на ровесников, имеющих возможность стать лидером.
Мысли и идеи о том, почему человек становится лидером, и у всех ли есть возможность стать им, довольно различны. Существуют теории лидерства. С точки зрения концепции «черт», у лидера есть определённые свойства, черты, качества, с помощью которых он отличается от других. Лидером становится тот человек, который сумеет помочь коллективу разрешить те или иные ситуации, проблемы, тот, у кого наиболее значимые, важные черты и качества, необходимые группе.
Качество лидера тождественно понятию «способности организатора». Данные способности являют собой сочетание индивидуальных личностных качеств, позволяющих человеку с уверенностью объединить и направить людей с целью выполнения какого-либо дела.
В литературе можно найти список качеств лидера - организатора:
компетентность - знание дела, в котором человек проявляет лидерство;
активность – способность осуществлять энергичные действия;
инициативность – активность в творческой деятельности, высказывание идей, интересных предложений;
общительность – умение открыться людям, изъявлять желание общаться;
сообразительность - способность дойти то сути явлений, выделить их причинно-следственные связи, видеть главное;
настойчивость - проявление напористости, доведение дел до конца, присутствие силы воли;
самообладание – самоконтроль над чувствами и эмоциями, координация поведения в нестандартных ситуациях, сдержанность;
работоспособность - приложение усилий, выполнение трудной работы;
наблюдательность – способность «увидеть иголку в стоге сена»;
организованность – умение планировать работу, проявляя последовательность, концептуальность, собранность.
Данные качества должны присутствовать у человека и развиваться им, с целью стать настоящим лидером для своей группы.
Из вышесказанного следует, что деятельность лидера и возлагаемые на него надежды в ученическом коллективе достаточно велики.
Именно лидер может помочь учителям в организации всякого рода деятельности благодаря определенным качествам и свойствам, которые ему присущи.
Развитие качеств лидера в дальнейшем проявляется в деятельности. Ученическое самоуправление представляет собой одну из форм организации деятельности членов коллектива.
Педагоги должны стимулировать лидерство среди учеников, поддерживать их стремление к нему.
Понятие детского движения.
Если рассматривать понятие детского движения в широком смысле, то оно выражается в деятельности разных организаций и объединений, направленной на изменение себя, отношения к обществу и государству, а также осознания своего статуса в нем. Иначе говоря: детское движение – это создание, развитие, становление и угасание различных групп. В такие группы объединяются дети или дети и взрослые на основе их личных и общественных целей.
Детское движение создает условия способствующие самораскрытию, самореализации личности детей в среде, комфортной для них и поэтому свободны в проявлении собственной воли. Детское движение является частью основы демократической культуры общества. В этом смысле данное движение выступает как социальная система, основными составляющими которой являются отношения и связи между людьми, их объединения и естественно сами люди.
Детское движение – открытый процесс. В нём происходит конкуренция, взаимодействие, интеграция и дифференциация элементов. Показателями уровня демократизации общественной жизни в государстве является размах и развитие детского движения.
При рассмотрении понятия детского движения в узком смысле, то оно выступает как совокупность организованных действий несовершеннолетних граждан, направленных на воплощение какой-либо идеи ( для достижения цели), связанной с изменением социальной позиции в обществе (движение тимуровцев, защитников животных, природы и т. д.).
Существование движения продолжается до тех пор, пока не будет достигнута цель. Когда это происходит, движение подвергается распаду. Наличие цели, и стремление к её достижению стимулируют развитие не только детского коллектива, но и коллектива вообще. Объединения детей представляют собой добровольный союз, образованный для совместной деятельности, для удовлетворения собственной социальной потребности, либо интереса (общество, команда, клуб юных туристов и др.).
Данные организации создаются и осуществляют уже многолетнее действие в учреждениях вне школы и клубах. В детские организации вступают дети и взрослые, для воплощения какой-либо идеи. Нормы и правила регулируют деятельность организации, они как правило зафиксированы в «Уставе» или ином документе.
Как детское движение, так и объединение и организация выступают как отдельные самостоятельные социальные системы. Во всех вариантах есть общее: наличие цели или идеи, состав членов, время и место действий. Различия сопряжены с отсутствием или наличием фиксированных нравственных норм, членских взносов, атрибутов и символов, алгоритма деятельности.
Детские движения не обладают способностью самовозникновения. Есть импульс. Какой?
«Самоорганизация, естественная
потребность детей в
Нравственные ориентиры лидеров детского движения.
За кем молодежь, за тем и будущее. Это всем известно. С какими взглядами юношество вольётся в жизнь, по какому пути двинется - это зависит от нас. Меня волнует вопрос: «Лидер в детском движении. Качества лидера. Нравственные ориентиры лидера детского движения».
Информация о работе Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении