Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:37, реферат
Стоит остановиться подробнее на проблеме формирования лидерских и организаторских навыков у детей и подростков в образовательном учреждении. Данный вопрос актуален, т. к. формирование лидеров в обществе - не бессознательный шаг, его надо организовать, это следует делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы нынешние подростки - будущие лидеры общества - владели демократической культурой личности, формами организации и управления, решения конфликтов, опытом общения и другими качествами, нужными для успешного развития общества и государства.
1.Введение.
2.Понятие ученического самоуправления.
3.Лидерство в ученическом самоуправлении.
4.Понятие лидера и его роль в обществе.
5.Характеристика лидерских качеств.
6.Понятие детского движения и лидерство в нём.
7.Нравственные ориентиры лидеров детского движения.
8.Заключение.
9.Список литературы.
Рассмотрим основные понятия: «детское движение», «лидер», «нравственные ориентиры». Детское движение сегодня занимает своё определенное место. Так в словаре русского языка С. И. Ожегова, детским движением называется активная деятельность многих людей, направленная на достижение общей социальной цели. В других источниках детское движение характеризуют, как способ освоения мира и воздействия на него через коллективную деятельность.
Следующее понятие – «нравственные ориентиры». В словаре И. О. Ожегова, нравственность означает внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы: правила поведения, определяемые этими качествами. Ориентир - выбранная цель. Ценностные ориентации человека это фундамент отношений к окружающему миру, к себе и к другим людям.
Согласно учению психолога Р. Рокича имеются два класса ценностей:
Личностные качества стоит приписать к инструментальным ценностям, т. к. они помогают человеку добиться целей в собственных интересах.
Относительно темы лидерства в детском движении, являет ли она актуальность? Об этом спорят многие. Сделаем акцент на понятии лидер, разберём подробно и попробуем составить портрет с психологической точки зрения. Лидер – член группы, который сполна выражает и отражает ее интересы. Личность лидера проявляется вследствие взаимодействия внутри группы ,и реализует свои потенциальные возможности в общении и деятельности. В лидере самое главное личность.
Истинный лидер – это рука помощи для многих. Лидер воплощает интересы общества.
Наделён от природы способностями, внутри зов к превосходству, в связи с этим юный лидер, одаренный природой больше других, часто страдает, в ходе постройки себя, при совершенствовании своей личности на высоких уровнях, развивая способность быть многофункциональным умом. Природа выбирает лидера для общества как функциональное начало.
Лидер наделён не только талантом, но и этической чувствительностью. Природа лидера заключается в стремлении одарить окружающих добротой и достижении большего. Лидер осознает связь между собой и возлагаемыми обязанностями. В сравнении с обычным человеком, лидер добр от природы, благодаря логике, власти. Власть не имеет значимости в истории, если не даёт другим путь к самореализации.
Лидерство это элемент человеческих отношений и взаимоотношений в каком-либо движении, объединении или организации.
В соответствии с «теорией черт» лидерство определено для отдельных выдающихся личностей (как «харизма»), а лидер – человек, с совокупностью индивидуальных качеств, которые позволяют в любой жизненной ситуации занимать доминирующее положение, и возлагать на себя принятие решений.
Данные качества и навыки имеют, как правило, врожденный характер. В исследовании лидерства детей и подростков можно заметить, что лидерами становились те, чьи индивидуальные качества давали им возможность выделиться среди других (большая физическая сила активность, сила воли, темперамент, интеллектуальное превосходство и др.).
Главная функция лидера – объединение участников группы для решения поставленных задач. Лидер видит ситуацию глубоко и полно, у него большой набор альтернатив и в соответствии с занимаемой им позицией в группе, он выступает как регулятор действий партнеров.
Лидеры-организаторы в отличие от своих последователей обладают стремлением или мотивацией принадлежать коллективу. Лидер данного типа наиболее инициативный член внутригрупповых взаимоотношений. Деятельность организатора для такого лидера строится на том, что он играет роль руководителя, объединив свои действия по личной инициативе. Деятельность руководителя проявляется в «снятом» виде, лидер не воздействует напрямую задачами на группу, а всегда опосредует это собственной деятельностью. Из этого следует, что присутствие в коллективе популярного и влиятельного лидера-организатора благотворно влияет на развитие наиболее творческой атмосферы.
Несомненно, с рассмотрения только управленческой стороны лидерства, анализ данного понятия, с учётом его психологической природы, не заканчивается. Человек со званием лидера может и не нести в себе организационную базу. Точку опоры данного влияния составляют профессиональные, нравственные, эмоциональные и другие характеристики лидерской роли.
Однако, большое значение имеет ситуация при выдвижении участника на роль лидера, т.е. сумма условий, в которых действуют вместе лидер и коллектив.
Ситуационная теория (или групподинамический подход) дает преимущество факторам ситуации – типу задачи решаемой группой, климату с точки зрения психологии, длительности решения, нуждам и целям группы и т.д. Лидерство – будет являться исходом, конечным продуктом данной ситуации. При возникновении перед группой какой-то значимой задачи, на роль лидера выдвигается тот человек, который выделяется качествами, важными в данной ситуации. Скажем, в ситуациях положительных или же, наоборот, крайне отрицательных для коллектива лидер, который ориентирован на задачу, добьётся большего успеха, нежели лидер, который ориентирован на людей. При конкуренции во взаимодействии между группами происходит перестройка в восприятии и оценке лидера с социальной и психологической стороны членов группы: преимущественно выбор падает на более жестких лидеров. Обстоятельство присутствия «враждебной группы» влечёт за собой изменение в статусной и позиционной групповой структуре.
Стоит помнить, что понимание лидерства как «ситуационной функции» допускает, в разных ситуациях, возможность выдвижения собственных «ситуативных» лидеров. Вместе с тем, можно предположить возможность появления абсолютного или, универсального, лидера.
Назначения лидеров в группе разняться, как следствие в одной группе возможно присутствие нескольких лидеров.
Существует 8 типов лидеров согласно особенностям выполняемой ими деятельности:
Также различные виды лидерства исследовал Л.И.Уманский. В границах общей функции лидерства он выделил следующие виды влияний:
Лидер-организатор, осуществляет функцию объединения (интеграции) участников группы в одно целое;
Лидер-инициатор – участник группы, который выдвигает идеи, предложения, которые принимаются коллективом и служат толчком к действию;
Лидер-генератор – отвечает
за эмоциональный настрой
Лидер-эрудит – всесторонне развит и осведомлён;
Лидер эмоционального притяжения
(соответствует
«Лидер-умелец», оказывает влияние на группу путём выделения среди других в данной деятельности.
От того насколько активно лидер реализует свои полномочия, функции можно судить о его мотивах, характере, темпераменте, насколько привлекательна цель, и каково значение этой цели для самого лидера и для его группы.
В группе возможно присутствие многих лидеров, подавно, всякие обстоятельства требуют ситуативных, временных лидеров. Лидеры-организаторы прилагают свои усилия на объединение в одно целое всех членов группы устойчиво и оптимально в широком спектре задач, а не только относительно данных условий деятельности. В то же время ситуативные лидеры выполняют функцию объединения членов группы только в отдельных, конкретных ситуациях и только относительно той части членов группы, которая эффективна на деле. Данное явление будет положительно, если нравственные ценности лидеров не противоречат друг другу.
Путём анализа выше сказанного, можно попробовать дать определения понятиям лидер и лидерство.
Лидер – это член группы, который обладает определенными психологическими, индивидуальными и личностными качествами, которые помогают вести за собой остальных участников группы, влиять на настроение в группе, нормы, мнения, а также на становление ценностных ориентаций в коллективе.
Лидерство – совокупность многозначных составных элементов, явление социальной психологии, подразумевающее сумму трех базовых составляющих его факторов – ситуации, характеристик коллектива и личностных качеств лидера.
Эти понятия стоит дополнить определением «Лидер – член, малой группы, обладающей единством наивысшего авторитета и наивысшей популярности. Авторитет дает личности потенциальную возможность оказывать влияние на других, а популярность создает реальные условия для взаимодействия лидера с окружающими. Таким образом, авторитет является содержательной, а популярность – динамической стороной лидерского влияния»
Рассмотрим в деталях нравственные ориентиры лидеров детского движения.
Неформальное лидерство, климат на уровне эмоций, отношения между людьми, творческая деятельность имели личностное начало. Личностные качества индивидуальности - необходимый источник социального творчества, которое является показателем активности в обществе.
Сегодня в Российских условиях число как молодежных, так и детских общественных организаций выросло в десятки раз. В каждом из регионов это число колеблется от 5 до 50 и более всякого рода общественных объединений, созданных для детей или вместе с ними. Детское общественное объединение – является одной из форм в большом числе молодежных движений, развивая активность в социальной сфере, детскую самодеятельность, и даёт основу для самореализации; особая среда организованная педагогами для жизнедеятельности ребенка; социум, преобразованный педагогическим путём. Молодёжные и детские общественные формирования можно расценивать как части воспитательной системы в образовательном учреждении (заведения дополнительного образования, школы), а можно взглянуть на них как на самостоятельную специализированную систему воспитания, входящую в воспитательное пространство данной исторически сложившейся картине мира. Обычно основой, фундаментом для накопления опыта выступает школа и учреждения дополнительного образования – центры воспитания детей современности, а также общественные организации неполитического характера. Новое пространство для воспитания, образующееся вследствие интеграции педагогических усилий в управлении развитием личностных характеристик у детей, выступает против неформальных стихийно образованных детских объединений с негативной направленностью. Форма воспитания детей в социуме, в которой объединены процессы развития личностных ценностей посредством обучения, самореализации, воспитания, самообразования, самовоспитания, социализации – являет собой наиболее важное условие всецелого развития личности.
Если досуг детей организован разумно и правильно, то он будет выступать как действенное средство накопления личного социального опыта самостоятельности, опыта общения с людьми, а также опыта сгруппированной деятельности с ровесниками и с взрослыми; будет являться средством нравственно-эмоционального развития в кругу своих сверстников, единомышленников, неравнодушных людей с увлечениями. Мир фантазии, игры, свободного творчества, а в целом настоящего детства - самое ценное в жизни растущего ребёнка. Инициативой возникновения детских объединений являются ребята, которые стремятся всячески принимать участие в жизни своего района, города, заниматься в кружках, клубах, секциях, оказывать помощь нуждающимся в ней жителям, а также учреждениям, предприятиям. Сегодня детское движение, олицетворяет собой живое, динамически активное явление. Структуры, формы различны. Во главе стоят две функции деятельности: воплощение личных потребностей индивида и его социальное развитие.
Ольги Петровны Еременко - председатель городской общественной организации «Созвездие Лидер», писала в своей статье, что воспитанию молодых лидеров в организации всегда отводилось большое внимание. Лидер-организатор выступает, как руководить, дирижер в управлении процессом становления коллективного сообщества, его формированием; - говорит А.Н. Лутошкин в своей книге «Как вести за собой». Работа с юными лидерами направлялась на воспитание лидеров-организаторов. В последнее время в книжках для молодых лидеров идёт речь о навыках и умениях, не затрагивая при этом характер лидерства, проявляемый в детских организациях. Работа школ «Лидер» сейчас осуществляется с целью развития навыков и умений лидеров-организаторов (лидерские, коммуникативные технологии). Важно выработать план проведения программ, знать песни и игры, которые могут заинтересовать других, уметь работать с бумагой…и ты готов встать во главе и вести за собой людей.
Нынешние подростки оказались в не очень хорошем положении: природа социальной активности психологически присущая молодёжи не находит путей позитивного высвобождения. Психологическая готовность к действию в социуме становится не нужной.
Следовательно, время определяет формирование такой детской организации, в которой предметом деятельности выступают социальные отношения между людьми. И в данном объединении воспитываются лидеры взаимодействия.
Каковы отличительные черты лидера взаимодействия по сравнению с другими лидерами? Проявляя себя, такой человек никогда не вредит другим. Он способен видеть, кому нужна поддержка, и своевременно протянуть свою руку помощи. Со стороны организатора, такой человек даёт свободу каждому, чтобы проявлять свои умения, знания и навыки. Вера в потенциал каждого, в его особенность - «изюминку», выделяющую его среди других. Лидеру присущи такие устойчивые качества, как ответственность, сочувствие, инициативность, коммуникабельность, сопереживание, самоуважение. Основная задача - научить будущего лидера вглядываться в людей, с целью раскрыть и реализовать их способности, организовать сферу для деятельности, дать выбор.
Информация о работе Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении