Проблема развития связной речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была полна и понятна для слушателя, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Содержание работы

Введение
1.Сущность, признаки и структура описательных рассказов
2.Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста
3.Методика обучения детей описанию игрушек и натуральных предметов
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по башкирскому.docx

— 33.28 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

по курсу: Методика развития речи детей дошкольного возраста

на тему: Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов

 
 
 

Выполнила:

студентка 3 курса

специальность: «Педагогика  и методика дошкольного образования»

Тончавина Евгения Валерьевна

 
 
 
 

Шарья 2009

Содержание

 

Введение

1.Сущность, признаки и  структура описательных рассказов

2.Особенности описательных  рассказов детей старшего дошкольного  возраста. Формирование у детей  знаний о структурных частях  текста

.Методика обучения детей  описанию игрушек и натуральных  предметов

Заключение

Библиографический список

 

Введение

 

Проблема развития связной  речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Речь ребенка развивается  в единстве с формированием его  мышления. Е.И. Тихеева писала: «Прежде  всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми  мерами при поддержке слова содействовать  формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению  и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При  отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства  в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с  окружающими. По мере того как ребенок  растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь  ведет к усложнению речевых форм, в которых оно протекает.

Давно установлено, что к  старшему дошкольному возрасту проявляются  существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной  задачей развития связной речи ребёнка  в данном возрасте является совершенствование  монологической речи.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь  понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более  напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее  и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была полна и понятна для слушателя, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Эта задача решается через  различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов  о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), сочинение рассказов  по картине и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой  деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но я хочу остановиться на обучении детей составлению описательных рассказов, поскольку составление  описательных рассказов при опоре  на восприятие - ценный вид речевой  деятельности. Занятия такого типа способствуют повышению эффективности  подготовки детей к школьному  обучению.

 

1. Сущность, признаки  и структура описательных рассказов

 

В детском саду придается  особое значение формированию навыков  рассказывания. Детей обучают связным  высказываниям, которые характеризуются  самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Рассказ - это самостоятельное  составленное развернутое изложение  какого-либо факта, события. Составление  рассказа (по заданию) - более сложная  деятельность, чем пересказ. Ребенок  должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать  речевую форму повествования. Серьезной  задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его  рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание  что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы  дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

Рассказы по форме бывают сюжетные и описательные.

Описание - это изложение  характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем  много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так  привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или действия с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового или другого процесса опирается на его последовательность (т.е. последовательность выполняемых действий).

Существуют разновидности  описательных рассказов: сравнительный  и объяснительный рассказы.

В детском саду дошкольников учат составлять описание двух предметов  с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных  признаков (например, сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме). Полезны и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом  называемых действий. Объяснить что-то другому лицу - значит подвести его  в определенной последовательности к пониманию главных связей и  отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребенок может рассказать и объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как  играть в какую-либо игру.

 

2. Особенности  описательных рассказов детей  старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний  о структурных частях текста

описательный рассказ  речевой дошкольный

Известно, что процесс  развития речи у детей протекает  под руководством взрослого. Но при  этом эффективность педагогического  воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова, одна из авторов программы "Детство", разработчик раздела "Развитие речи детей", пишет, что исследования последних лет (М.В. Крулехт, Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

В старшей группе речь детей  должна быть более разнообразной, четкой, последовательной, чем в средней. Однако, практика показывает, что часто рассказы детей старшей группы не всегда интересны по содержанию, могут быть не последовательно и не логично изложены, однообразны. Часто они состоят из простых назывных предложений. Наблюдается повторность, однообразие в подборе характеристик описываемых предметов и объектов, преобладание личных местоимений, вместо называния предметов. Дети не всегда правильно используют имеющийся у них словарный запас. Особенно это относится к употреблению союзов, предлогов, неправильного сочетания слов в предложении, неправильного порядка слов в предложении. Например, описывая ель, ребенок говорит: «Сначала у ней ствол толстый и коричневый, а потом все тоньше и зеленый» - вместо «Внизу ствол у ели толстый и коричневый, выше он становится тоньше, а на самом верху - тонкий и зеленый».

Дети неоправданно широко употребляют определения: «большой»  и «маленький», нередко дают лишь приблизительную характеристику цвета, формы, мало используют слова типа «разноцветный», «одноцветный», «пестрый». («Кошечка белая, немножко коричневая. Хвостик у нее белый. Еще желтое есть»).

Указанные особенности речи детей не являются признаком функционального  несовершенства. Развитый аппарат речи, имеющийся чувственный и речевой  опыт дают возможность совершенствовать все стороны речи. Качество связной  речи детей зависит от системы  обучения их родному языку и в  первую очередь от создания разнообразной  и широкой речевой практики. Организация  широкой речевой практики является необходимым условием для успешного  решения задачи самостоятельного творческого  использования слов. В связи с  этим для развития связной речи ребенку  необходимо предлагать материал, требующий  анализа, обобщения, систематизации. Тогда  от односложных высказываний ситуативного характера он перейдет к сложным  формам контекстного речевого общения.

 

3. Методика обучения  детей описанию игрушек и натуральных  предметов

 

Методы и приемы, подбираемые  воспитателем для обучения детей  составлению описательных рассказов  должны обеспечить сознательное и глубокое усвоение нарабатываемых детьми навыков. Главным направлением в методике работы по развитию речи и составлению  описательных рассказов является постоянное и разнообразное сочетание в  сознании ребенка слова и образа. Поэтому, прежде всего выделяются методы и приемы, которые связаны с расширением чувственного познания ребенка. На этой основе дети учатся самостоятельно описывать предмет или явление, у них развивается умение пользоваться более точными определениями предмета. Педагог должен стремиться, чтобы ребенок точно передавал результаты своих наблюдений.

В обучении рассказыванию  применяются специфичные приемы, назначение которых - получить от ребенка  связное высказывание, монолог (а  не ответ словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются  приемы, с помощью которых детям  показывают примерный результат  предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).

Приемы обучения рассказыванию: образец рассказа, частичный образец  рассказа, дублер рассказа, разбор образца  рассказа, предоставление плана рассказа, коллективный разбор плана рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание  рассказа, начатого воспитателем, подсказ  вариантов, привлечение детей к  исправлению ошибок рассказывающего  ребенка, подсказ словом или предложением, оценка рассказа.

Рассмотрим подробнее  вышеуказанные приемы.

Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям  для заимствования по содержанию и форме.

В данном случае следует отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца - дидактического приема, который предназначен для подражания.

Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем  и последовательность изложения, облегчает  подбор словаря.

Применяется образец на первых ступенях обучения, а также в случаях  постановки нового задания, чтобы помочь детям, не умеющим рассказывать.

Образец рассказа могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо (это  очень их простимулирует - ведь именно им доверили рассказать первыми!), при  этом прямое подражание играет положительную  роль, вызывая речевую активность. Однако не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, следует  поощрять элементы самостоятельности.

Как прямой обучающий прием  образец рассказа используется чаще всего в начале занятия.

Разновидность этого приема - частичный образец. Он употребляется  в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например, придумывание начала повествования об объекте  или игрушке.

Весь рассказ целиком  или его часть воспитатель  может повторить по мере потребности  и по ходу занятия (или привлечь к  этому другого ребенка), можно  включить его в оценку ответов  детей (этот прием, применяемый в  игровой форме в средней группе - например, от имени описываемого детьми медвежонка, который хвалит детей  за правильное описание его характерных  визуальных качеств, срабатывает и  с детьми старшей группы - в чем я убедилась неоднократно на собственном опыте).

Как отмечалось выше, детям  нужно показать не только результат  предстоящей им речевой деятельности, но и средства его достижения. Поэтому, как правило, образец употребляется  в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают  механического копирования и  ведут к самостоятельной творческой работе мысли, что необходимо в процессе работы с детьми старшей группы. Так, можно предложить второй вариант  рассказа - дублер образца, при сопоставлении  которого с первым ярче выявятся общие  закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно  описывает две разные игрушки  и поясняет обязательные элементы этих описаний.

Информация о работе Проблема развития связной речи детей