Проблема развития связной речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была полна и понятна для слушателя, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Содержание работы

Введение
1.Сущность, признаки и структура описательных рассказов
2.Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста
3.Методика обучения детей описанию игрушек и натуральных предметов
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по башкирскому.docx

— 33.28 Кб (Скачать файл)

Педагоги старшей группы нашего детского сада используют такой  прием, но несколько в ином ракурсе: дети самостоятельно последовательно  описывают 2 различные игрушки (например, 2 игрушечных кошечек), что служит альтернативным образцом составления описательного  рассказа для других детей; далее  другие дети составляют рассказы о  других игрушечных кошечках (детям  на выбор предоставляются несколько  игрушек) - а, поскольку кошечки имеют  внешние отличия, рассказ не бывает однотипным, сухим, неэмоциональным, наоборот, дети творчески подходят к составлению  рассказа).

Осознанному отбору речевых  форм способствует такой прием, как  разбор образца рассказа, который  подводит к вычленению плана высказывания.

План рассказа - это 3-4 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

Поскольку дети старшей группы имеют (или должны уже получить в  процессе обучения в течение учебного года) некий опыт в составлении  описательных рассказов, можно план - в виде свободных поясняющих указаний предоставлять детям до образца  рассказа (в этом случае дети более  сознательно воспринимают правила  построения высказывания), но употребление этого приема зависит от уровня подготовленности детей.

С планом воспитатель знакомит детей после сообщения общей  темы рассказов, а также их характера. Для того чтобы разнообразить  детские рассказы, педагогу надо заранее  подготовить дополнительные пункты плана. Смена вопросов в процессе одного занятия активизирует детей, их внимание, кроме того, это средство индивидуализации заданий.

В старшей группе следует  указывать детям на неполноту  или непоследовательность рассказа (если это имеет место), привлекать их к дополнению ответов друг друга.

При этом педагог не только сам отмечает отступление от плана, но и привлекает детей к контролю за рассказами детей (О чем нужно  сейчас рассказать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?). В старшей и подготовительной группах полезно использовать прием воспроизведения плана детьми (привлекать детей к этому действию следует исходя из их индивидуальных возможностей). Педагог, не употребляя слово «план», предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и вызывает одного-двух детей для ответа вслух). План следует сообщать четко, отделяя смысловыми паузами один пункт от другого, подчеркивая ударениями опорные слова в фразах. Таким образом, план - это распространенный и важный прием, с помощью которого ребенок учится описывать предметы, объекты, делать это не сумбурно.

Коллективное составление  рассказа - это своеобразный прием, используемы в основном на самых  первых ступенях обучения творческому  рассказыванию. Преимущество этого  приема в том, что в работе активно  участвуют все дети. В процессе совместной деятельности дети получают наглядное представление о том, что значит придумывать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у этого приема есть и недостаток: дети упражняются в придумывании фраз, подборе слов - а речевая  активность ограничена, т.к. они мало упражняются в монологической речи.

На некоторых занятиях применяется прием составления  рассказа по частям, он облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается  объем заданий. Благодаря ему  занятие становится более разнообразным, интересным, а содержание рассказов  становится глубже и полнее; кроме  того удается спросить большее количество детей.

Вопросы в обучении рассказыванию  играют второстепенную роль. Их задают обычно после того, как рассказ  составлен, для уточнения его  или дополнения. В процессе же рассказывания  лучше использовать подсказ слова  или предложения, исправление ошибки, что менее нарушит связность  рассказа, чем вопрос.

Оценка также является обучающим приемом. Она применяется  для того, чтобы дети подражали  тому, что похвалил воспитатель, избегали того, что он осудил.

Таковы общие приемы обучения составления рассказов.

Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т.е. упражняет свои ощущения и восприятия.

Поскольку дети учатся описывать  предметы и объекты, которые они  знают, видели, педагоги должны использовать эти рассказы в воспитательных целях. Необходимо, чтобы ребенок отражал  реальные стороны предмета и правильно  определял его назначение; в то же время нужно учить детей  обращению с предметами (предлагать показать, как нужно держать ложку, как завязывать кукле шарф и т.д.).

Описание  игрушек.

Занятиям по описанию игрушек  должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. Некоторые особенности имеют  эти занятия в средней группе на 1 этапе обучения. Желательно предъявить детям игрушки образные, с яркой  индивидуальностью, чтобы ребенок  имел возможность уловить «состояние»  героя (кукла радуется, утенок смешно, медвежонок грустный) или демонстрировать  их в движении. Иногда бывает целесообразно  внести игрушки в групповую комнату  минут за 5 до занятия, предложить детям  рассмотреть их, потрогать, а в  момент рассказа на занятии уже на давать в руки, так как на первых порах это может помешать ребенку сосредоточиться на построении высказывания. Можно обыграть появление знакомой игрушки, а затем этот персонаж обращается к детям с вопросами и просьбами что-то рассказать дополнительно (Расскажи о моей кофточке, о моем хвостике).Ведущие приемы обучения - образец описания, который дает воспитатель, план рассказа, подсказ, дополнения детей.

В старших группах такие  занятия проводят реже, а игрушки  подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует  определения пространственного  положения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, плита, автобус). На одном и  том же занятии задания следует  дифференцировать: дети с более высоким  уровнем развития могут описывать  не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3 предметов, указывая их расположение на столе, составлять описательный рассказ  пары игрушек, сравнивая их по элементам. В большинстве же случаев игрушки  вносят на занятие закрытыми и предъявляют детям по одной.

На первом занятии воспитатель  дает образец и план рассказа (Какая  это вещь? Какие у нее есть части? Для чего они нужны? Покажи и объясни, как используют эту вещь.). Ребенок, подойдя к игрушке, берет ее в руки, рассматривает, ощупывает и начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рассказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания другим детям, чтобы наглядно показать, как нужно выполнять задание.

Воспитатель продумываете, кого вызвать для описания следующей  игрушки, учитывая трудность задания  и интересы детей. Иногда для оживления  занятия он предлагает детям самим  выбрать игрушку для описания, вызывает рассказывать по желанию.

Повысить интерес к  рассказыванию помогают такие приемы: ребенку предлагают поставить рядом  любые 2-3 игрушки и рассказать о  них самому или вызвать для  рассказа любого из детей.

После занятий с общим  наглядным материалом можно провести 1-2 с индивидуальным раздаточным  материалом. Допустимо подбирать  разнородные игрушки, но они должны быть примерно одинаковой сложности, некрупные (это упростит их хранение и раздачу). Все объяснения, указания воспитатель  дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к  раздаче и сбору можно привлекать дежурных. В процессе занятия предлагаются дополнительные задания, например для  классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия  подготавливают детей к дидактическим  играм различных видов.

Описание  натуральных предметов.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и т.д. Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Старший воспитатель должен постепенно накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Например, для старшей группы - умывальные, почтовые принадлежности (гашеные конверты, открытки, марки), швейные принадлежности (клубки и катушки ниток, наборы пуговиц, лоскутков, ножницы и т.п.), для подготовительной группы - школьно-письменные принадлежности, а также комплекты разнородных предметов (ключи, футляры, записные книжки, фонарики и т.д.).

Рассказывая, ребенок тут  же поясняет назначение предмета и  правила его использования, демонстрирует  действия с ним (движения щетки при  чистке зубов, закрепление конца  нитки на катушке и т.д.). Поскольку  в каждом комплекте имеются аналогичные  предметы, отличающиеся несущественными  признаками, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием  загадок, чтением художественных текстов  о предметах.

На других занятиях, а также  на прогулках дети могут познакомиться  с составлением рассказов-этюдов. Это  небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений  природы, произведений прикладного  искусства (свежий распустившийся цветок, вид вечерней опушки леса, кружевная  салфеточка на темном фоне и т.п.).

Умение описывать предметы закрепляется и в другой деятельности - на занятиях по конструированию ребенок  рассказывает о свое постройке, в  ролевой игре в космонавтов сообщает «по радио», что он видит внизу  на земле.

 

Заключение

 

Таким образом, в старшей  группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую активность. Педагог должен профессионально  и умело руководить этим процессом.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей  методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению  интереса у воспитанников к данному  виду речевой деятельности.

Очень важно обеспечить на занятиях атмосферу непринужденного  общения, создать условия для  обогащения речи детей различными формами  высказываний, сделать обучение интересным, удовлетворив любознательность старших  дошкольников, их все более возрастающую потребность в умственной деятельности.

Как уже говорилось выше, некоторые педагоги считают, что  дети не любят занятия по составлению  описательных рассказов по игрушкам и натуральным предметам, другие наоборот указывают на то, что интерес  детей к такого рода занятиям очень велик. Я считаю, что, кроме того, что педагог должен знать и уметь применять методику обучения детей составлению описательных рассказов, он должен убедить детей в важности описания конкретно взятого объекта, выдвинуть такой мотив, чтобы каждый ребенок поверил в это, сделать учебный процесс более интересным и увлекательным.

 

Библиографический список

 

1.Развитие речи детей  дошкольного возраста. / Под ред.  Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. ? 223 с.

2.Короткова Э.П. Обучение  рассказыванию в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

.Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

.Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. ? К.: Рад. школа, 1984. - 176 с.

.Соловьева О.И. Методика  развития речи и обучения родному  языку в детском саду. ? М.: Просвещение, 1966.

.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

.Воспитание детей в  старшей группе детского сада: пособие для воспитателя дет. сада. / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.


Информация о работе Проблема развития связной речи детей