Анализируя проблему детского творчества,
развития творческих способностей детей
в нашей стране в XX веке обратимся к изучению опыта Левина
В.А., Немова Р.С., Теплова Б.М., С. Л. Рубинштейна,
Лука А.Н., Мелик-Пашаева А.А. Детское творчество,
по мнению ряда психологов и педагогов
– это осуществление процесса передачи
опыта творческой деятельности. Накопление
опыта в творческой деятельности и овладение
уже накопленным опытом становится возможным,
когда ребенок сам оказывается в ситуации,
требующей непосредственного осуществления
аналогичной деятельности. По мнению В.А.
Левина за формой творчества, за его результатами
всегда должно стоять нравственно-духовное
содержание; результаты творчества должны
отражать отношение ребенка к миру, представления
его о себе, о мире, о людях окружающих
его, а не служить безликим памятником
умения владеть технологиями [2]. Немов
Р.С., Б.М. Теплов, рассматривая проблему
способностей, определяют их, считая, что
способности не сводятся к знаниям, умениям
и навыкам, это нечто другое, что объясняет
(обеспечивает) их быстрое приобретение,
закрепление и использование на практике
[3]. Немов Р.С. указывал на обязательное
присутствие творчества в любой деятельности,
в которой развивается интерес ребенка.
Творческая деятельность ребенка должна
быть связана с открытием нового, приобретением
новых знаний, что обеспечивает интерес
к деятельности [8]. На это же указывал в
своей работе «Воспитание творчества»
Левин С.А.[2]. Еще одним условием к деятельности,
в которую включаются дети, Немов Р.С. называет
её развивающий характер, который заключается
в том, что деятельность должна быть максимально
трудной, но выполнимой, или, как указывает
сам автор, деятельность должна находиться
в зоне потенциального развития ребёнка
[4]. Левин С.А. считал, что наилучшей применительно
к каждому возрасту является особым образом
организованная творческая деятельность
в процессе общения, которая субъективно
выглядит, как деятельность по практическому
достижению общественно значимого результата
[2]. Для развития творческих способностей
большое значение придается воображению,
о чем указывал в своей работе «Педагогика
искусства и творческие способности»
Мелик-Пашаев А.А. [5].
Современные психологи и педагоги А.Н.Лук,
С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и Р.С. Немов
и др. указывают, что одним из условий развития
творческих способностей у детей в детском
саду выступает личность самого педагога.
По мнению А.Н. Лука, если учитель обладает
высшими творческими возможностями, то
одаренные ученики добиваются блистательных
успехов. Если же преподаватель сам находится
внизу шкалы «творческие способности»,
успехи менее способных учащихся оказываются
более высокими. В этом случае ярко одаренные
школьники не раскрываются, не реализуют
своих возможностей [6]. Таким образом,
можно заключить, что творческие способности
есть у каждого ребёнка. Это индивидуально
- психологические особенности, отличающие
одного человека от другого. От того насколько
они будут развиты, зависит творческий
потенциал нашего общества, так как формирование
творческой личности приобретает сегодня
не только теоретический смысл, но и практический
смысл. Знание педагогов, что подразумевается
под творческими способностями учащихся,
расширит границы их проявления у детей.
2. Раскрытие сущности
понятия «творческие способности»
Понятие творчество чаще всего
связывается с понятием творческих способностей
и рассматривается как личностная характеристика.
Многие исследователи определяют творчество
через свойства личности, ее способности
[9]. Творчество – это личностное качество,
базирующееся на развитии высших психических
функций, когда творчество, как навык,
включается во все виды деятельности,
поведения, общения, контакта со средой
[16]. Сущность творчества по-разному
рассматривалась в разные исторические
эпохи. В античной философии творчество
связывается со сферой изменчивого бытия,
а не бытия бесконечного и вечного, созерцание
которого ставится выше всякой деятельности.
В понимании художественного творчества,
начиная с Платона, развивается учение
об Эросе как о своеобразной устремленности
человека к достижению высшего созерцания
мира. В средние века творчеством считался
волевой акт, вызывающей бытие из небытия.
В эпоху Возрождения творчество осознается
как художественное творчество, сущность
которого усматривается в творческом
созерцании. Возникает интерес к личности
самого творца. В VIII веке Иммануил Кант
также анализирует творческую деятельность.
Специфика художественного творчества
рассматривается Кантом в системе его
учения о целесообразности природы и человеческой
деятельности вообще, а также в контексте
его понимания искусства в широком смысле
этого слова. Кант разграничивает понятие
искусства как проявление всякой разумной,
целесообразной деятельности и действия
природы, целесообразность которых устанавливать
человеку не под силу. Теплов Б.М. под творческими
способностями понимал определённые индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека
от другого, которые не сводятся к наличному,
имеющемуся уже у человека запасу навыков
и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту
их приобретения. Шадриковым В.Д. творческие
способности определялись как свойство
функциональных систем, реализующих отдельные
психические функции, которые имеют индивидуальную
меру выраженности, проявляющуюся в успешности
и качественном своеобразии освоения
деятельности [21]. Большакова Л.А. творческие
способности определяет как сложное личное
качество, отражающее способность человека
к творчеству в разных сферах жизнедеятельности,
а также позволяет оказывать поддержку
в творческой самореализации другим людям.
Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной
активности, познавательной самодеятельности
личности. Мотков О.И. под творческими
способностями понимал способность удивляться
и познавать, умение находить решения
в нестандартных ситуациях, это нацеленность
на открытие нового и способность к глубокому
осознанию своего опыта.
Педагогическое определение
творческих способностей, которое дано
в педагогической энциклопедии определяет
их как способности к созданию оригинального
продукта, изделия, в процессе работы над
которыми самостоятельно применены усвоенные
знания, умения, навыки, проявляются хотя
бы в минимальном отступлении от образца
индивидуальность, художество. С философской
точки зрения творческие способности
включают в себя способность творчески
воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Существуют разные виды творчества: производственно-техническое,
изобретательское, научное, политическое,
организаторское, философское, художественное, мифологическое, религиозное, музыкальное, повседневно-бытовое
и т.п. Иначе говоря, виды творчества
соответствуют видам практической и духовной
деятельности. Исследователь творческого
фактора человека и феномена интеллигенции
В. Тепикин выделяет художественное, научное,
техническое, спортивно-тактическое, а
также военно-тактическое творчество
в качестве самостоятельных видов. Творческие способности представляют
собой сплав многих качеств. И вопрос о
компонентах творческого потенциала человека
остается до сих пор открытым, хотя в настоящий
момент существует несколько гипотез,
касающихся этой проблемы. Многие психологи
связывают способности к творческой деятельности,
прежде всего с особенностями мышления.
В частности, известный американский психолог
Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого
интеллекта установил, что творческим
личностям, свойственно так называемое
дивергентное мышление [8]. Люди, обладающие
таким типом мышления, при решении какой-либо
проблемы не концентрируют все свои усилия
на нахождение единственно правильного
решения, а начинают искать решения по
всем возможным направлениям с тем, чтобы
рассмотреть как можно больше вариантов.
Такие люди склонны образовывать новые
комбинации из элементов, которые большинство
людей знают и используют только определенным
образом, или формировать связи между
двумя элементами, не имеющими на первый
взгляд ничего общего. Дивергентный способ
мышления лежит в основе творческого мышления,
которое характеризуется следующими основными
особенностями:
1. Быстрота – способность высказывать максимальное
количество идей (в данном случае важно
не их качество, а их количество).
2. Гибкость – способность высказывать широкое
многообразие идей.
3. Оригинальность – способность порождать новые
нестандартные идеи (это может проявляться
в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми
стандартами).
4. Законченность – способность совершенствовать
свой "продукт" или придавать ему
законченный вид.
Известный отечественный исследователи
проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь
на биографии выдающихся ученых, изобретателей,
художников и музыкантов выделяет следующие
творческие способности [16]
1. Способность видеть
проблему там, где её не видят
другие.
2. Способность сворачивать
мыслительные операции, заменяя
несколько понятий одним и
используя всё более ёмкие
в информационном отношении символы.
3. Способность применить
навыки, приобретённые при решении
одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать
действительность целиком, не дробя
её на части.
5. Способность легко ассоциировать
отдалённые понятия.
6. Способность памяти
выдавать нужную информацию в
нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать
одну из альтернатив решения
проблемы до её проверки.
9. Способность включать
вновь воспринятые сведения в
уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть
вещи такими, какие они есть, выделить
наблюдаемое из того, что привносится
интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования
идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки
деталей, к совершенствованию первоначального
замысла.
Кандидаты психологических
наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь
на широком историко-культурном материале
(история философии, социальных наук, искусства,
отдельных сфер практики) выделили следующие
универсальные креативные способности,
сложившиеся в процессе человеческой
истории [12].
1.Релизм воображения –
образное схватывание некоторой
существенной, общей тенденции или
закономерности развития целостного
объекта, до того, как человек имеет о ней
четкое понятие и может вписать её в систему
строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое
раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательный
характер творческих решений – способность
при решении проблемы не просто выбирать
из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно
создавать альтернативу.
4. Экспериментирование – способность сознательно и
целенаправленно создавать условия, в
которых предметы наиболее выпукло обнаруживают
свою скрытую в обычных ситуациях сущность,
а также способность проследить и проанализировать
особенности "поведения" предметов
в этих условиях.
Анализируя представленные
выше точки зрения по вопросу о составляющих
творческих способностей можно сделать
вывод, что, несмотря на различие подходов
к их определению, исследователи единодушно
выделяют творческое воображение и качество
творческого мышления как обязательные
компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные
направления в развитии творческих способностей
детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления,
которые формируют креативность.
Стадии изобретательского
процесса:
П. К. Энгельмейер полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание,
знание, умение.
Желание и интуиция, происхождение
замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном ворчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном творчестве – замысел.
Знание и рассуждение, выработка
схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления
об изобретении. Производство опытов – мысленных и действительных.
Умение, конструктивное выполнение
изобретения. Сборка изобретения. Не требует
творчества.
П. М. Якобсон выделял следующие
стадии:
Период интеллектуальной готовности.
Усмотрение проблемы.
Зарождение идеи – формулировка задачи.
Поиск решения.