Проблема развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:35, курсовая работа
Описание работы
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом.
- ригидность (в том числе передача шаблонов,
алгоритмов в решении задач),
- желание найти ответ немедленно.
- лень.
Таким образом, в самом общем
виде определение творческих способностей
выглядит следующим образом. Творческие
способности – это индивидуальные особенности
качества человека, которые определяют
успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода.
3. Возрастные особенности
детей дошкольного возраста, влияющие
на развитие творческих способностей
Дошкольное детство – это период, когда происходит
общее развитие ребенка и закладывается
фундамент этого развития. Большое значение
имеют поддержка и развитие качеств, специфических
для дошкольного возраста, так как заложенные
в нем уникальные возможности не повторятся,
и не представится возможным наверстать
упущенное. В этот период развитие идет
как никогда бурно и стремительно. Определенное
направление развития получают все стороны
психики ребенка, а особенно творчество.
Творчество все чаще рассматривается
как наиболее содержательная форма психической
активности, универсальная способность,
обеспечивающая успешное выполнение самых
разнообразных видов деятельности. Как
отмечал Н.Н. Поддьяков, в возрасте 4–6 лет интенсивно формируются
и развиваются навыки и умения, способствующие
изучению детьми внешней среды, анализу
свойств предметов и явлений и воздействию
на них с целью изменения [17]. Этот уровень
умственного развития, соответствующий
наглядно-действенной форме мышления,
становится подготовительным этапом в
развитии индивидуально - психологических
особенностей личности, которые определяют
уровень творческих способностей.
В старшем дошкольном возрасте
начинает интенсивно формироваться логическое
мышление, как бы определяя тем самым ближайшую
перспективу творческого развития. Накопление
опыта практических действий, определенный
уровень развития восприятия, памяти,
воображения создают ситуацию уверенности
в своих силах. Это выражается в постановке
все более разнообразных и сложных целей,
достижению которых способствует волевая
регуляция поведения. Ребенок 6–7 лет может стремиться к далекой,
в том числе и воображаемой цели, выдерживая
при этом сильное волевое напряжение в
течение довольно длительного времени.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,
А.Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем
дошкольном возрасте, по сравнению с ранним
детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие данного
типа состоит в том, что он рождает возможность
идти от мысли к ситуации, а не наоборот,
как было ранее. Однако, характеризуя особенности
творческой деятельности детей старшего
дошкольного возраста, педагоги и психологи
подчеркивают ее специфичность. Так, многие
из компонентов творчества в этом возрасте
только начинают развиваться, хотя субъективно
ребенок постоянно открывает что-то новое.
Н.Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте
творчество следует понимать как механизм
развития разнообразных деятельностей
ребенка, накопления опыта, личностного
роста [25]. По мнению Л.С. Выготского, основной
закон детского творчества заключается
в том, что ценность его следует видеть
не в результате, не в продукте творчества,
а в самом процессе такой деятельности
[5].
В исследованиях, посвященных
проблемам развития детского творчества,
отмечается, что в дошкольном возрасте
у ребенка появляется ряд черт, характеризующих
его как творца. Это проявление активности
и инициативы в применении уже освоенных
приемов работы по отношению к новому
содержанию, нахождение оригинальных
способов решения поставленных задач,
использование разных видов преобразований
и т.п. [27]. В исполнительских видах деятельности
(пении, рисовании, играх-драматизациях,
танцах) развитие способности к творчеству
идет от подражания взрослому к попытке
самостоятельного переноса приобретенного
опыта в повседневную жизнь, а затем и
к творческой инициативе [17]. Известно,
что психологической основой творческой
деятельности является воображение – психический процесс, заключающийся
в создании образов предметов и ситуаций,
основанных на результатах их восприятия
и осмысления. Воображение функционирует
на различных уровнях: по степени выраженности
может быть пассивным и активным, в свою
очередь активное подразделяется на воссоздающее
и творческое. Творческое воображение
связано с определением возможных результатов
действий, открывающих или создающих новые
предметы, явления, ситуации. При этом
в творческом воображении возникают представления,
которые различаются по степени оригинальности
и реалистичности. Оригинальность как
своеобразие представлений творческого
воображения – это степень их новизны, непохожести
на то, что уже было известно, а реалистичность
определяется тем, насколько представление,
созданное воображением, близко к действительности.
О.М. Дьяченко пишет, что специфика процесса
воображения, в отличие от других психических
процессов, понимается, как способность
выражать особенности одного объекта
или явления посредством другого, видоизменять
формы репрезентации реальности [9]. В развитом
виде они позволяют находить и фиксировать
в творческих продуктах существенные
и значимые для человека стороны предметов
и явлений. С помощью воображения создаваемые
образы детализируются, «оживают», что
свидетельствует о самоценности творческих
проявлений, особенно в период раннего
становления творческих личностных качеств.
Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,
Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев называют
воображение важнейшим новообразованием
дошкольного детства и связывают с ним
процессы зарождения творческой личности.
Первые проявления воображения относятся
ко второй половине третьего года жизни,
когда ребенок начинает действовать в
воображаемой ситуации и с воображаемыми
предметами. Это первый этап развития.
В раннем детстве оно носит пассивный,
воссоздающий характер – ребенок идет от действия к
мысли. В дошкольном возрасте, начиная
с четвертого года жизни, развивается
способность идти от мысли к действию,
воображение становится целенаправленным.
В среднем и вначале старшего дошкольного
возраста воображение проходит свой второй
этап развития, для которого характерно
ступенчатое планирование. На третьем
этапе ребенок овладевает способностью
к целостному планированию своей деятельности,
что предполагает достаточно высокий
уровень развития воображения. В процессе
создания образов дошкольник пользуется
разными приемами, в том числе комбинированием
ранее полученных представлений, а также
их преобразованием [11].
Активно развиваются творческие
способности в художественных видах деятельности:
музыкально-ритмической, театрализованной,
музыкально-игровой, рисовании и лепке,
художественно-речевой. Возрастная сенситивность
и характерная для дошкольников реакция
на непосредственные впечатления, доставляемые
органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным
моментам, типичное для данного периода
соотношение первой и второй сигнальной
систем способствуют притягательности
художественной творческой деятельности
в дошкольном детстве, развитию творческого
воображения [4]. На основе теории деятельности,
разработанной А.Н. Леонтьевым, НА. Ветлугина
выделила показатели, по которым возможно
определить отношения, интересы, способности
детей, проявляющиеся в художественном
творчестве, качество творческих действий
и продукции. Она рассматривала художественно-творческие
способности в комплексе и выделила следующие
их особенности:
- способность воспринимать
и переживать прекрасное в
жизни и произведениях искусства,
легко «входить» в воображаемую ситуацию,
эмоционально откликаться на красоту;
- творить по законам
красоты (выразительно петь и
читать стихи, изящно двигаться под
музыку, находить естественные движения
для передачи образа в игре - драматизации,
проявляя творческую инициативу и личностное
отношение к происходящему);
- оценивать прекрасное в
окружающем, различать средства художественной
выразительности в содержании литературных,
изобразительных, музыкальных произведений
и театральной деятельности;
- самостоятельно искать
и находить оригинальные приемы
решения творческих задач [4].
По исследованиям Н.А. Ветлугиной,
деятельность детей основывается на тех
знаниях и умениях, которые приобретаются
в повседневной жизни в процессе воспитания
и обучения, осуществляемого в детском
саду под руководством педагога. Она отмечает,
что исполнительская деятельность детей
требует творческой интерпретации, проявления
творческой активности. Творческая интерпретация
находится в известной зависимости от
степени владения художественными умениями
и навыками. Заслуживают внимания показатели
наличия творческого начала, выделенные
Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели,
характеризующие отношение детей к творчеству:
- искренность, непосредственность
переживаний;
- увлеченность, «захваченность»
деятельностью;
- активизация волевых усилий,
способность к вхождению в изображаемые
обстоятельства;
- специальные художественные
способности (образное видение, поэтический,
музыкальный слух), позволяющие успешно
решать творческие задачи. Показатели
качества творческих действий включают
в себя:
- создание новой комбинации
из усвоенных старых элементов;
- применение известного в новых
ситуациях;
- нахождение новых приемов
решения;
- быстрота реакции;
- хорошая ориентировка в новых
условиях;
- нахождение оригинальных приемов
решения творческих заданий [24]. Согласно
мнению Н.А. Ветлугиной, творчество есть
важное условие и средство развития способности
образного видения [24]. В своих работах
Б.Л. Яворский, вскрывая природу творческого
процесса, показал, что в развитии творческих
способностей существуют определенные
этапы:
накопление впечатлений;
2. выражение творческого начала
в зрительных, сенсомоторных, речевых
направлениях;
3.двигательные, речевые, музыкальные
импровизации, иллюстративность в рисовании;
4. создание собственных
композиций, которые являются отражением
художественного впечатления: литературного,
музыкального, изобразительного, пластического;
5. собственно музыкальное
творчество (написание песен, пьес
для фортепиано) [20]. Идеи Б.Л. Яворского
нашли широкое воплощение в музыкальном
воспитании дошкольников, где, например,
музыкально-творческие способности формируются
на основе игры на инструментах, движении,
пении, декламации и др. Анализ изученной
психолого-педагогической литературы
выдвигает показатели творческих способностей,
позволяющих выражать создаваемые образы
в наиболее оптимальной для детей форме:
- оригинальность движений;
- эмоциональность при воплощении
игрового образа;
- наличие выразительных средств
для воплощения образа;