Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 13:36, реферат

Описание работы

Актуальность темы. В педагогике проблема взаимосвязи обучения и развития имеет давнюю историю. Вначале педагогам представлялось, что развитие детей происходит спонтанно, затем, усмотрев влияние обучения на развитие, они полагали, что это влияние носит автоматический характер. В силу своей широты и многосторонности указанная проблема понималась и как проблема взаимосвязи воспитания и развития (термин воспитание включает и обучение).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………….…...3-4
§1. Понятие и сущность процессов воспитания, обучения и развития…………5-6
§2. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии……………………………………………………………………………7-8
§3. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития…………………………………………………………………………………………………………9-12
§4. Зона ближайшего развития (ЗБР)…………………………………………..……………..13-14
§5. Проблема соотношения обучения и воспитания………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………………………………………16
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по педагогике.docx

— 44.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….…...3-4

§1. Понятие и сущность процессов воспитания, обучения и развития…………5-6

§2. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии……………………………………………………………………………7-8

§3. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития…………………………………………………………………………………………………………9-12

§4. Зона ближайшего развития (ЗБР)…………………………………………..……………..13-14

§5. Проблема соотношения обучения и воспитания………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………………………………………16

Список использованной литературы……………………………………………………………....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. В педагогике проблема взаимосвязи обучения и развития имеет давнюю историю. Вначале педагогам представлялось, что развитие детей происходит спонтанно, затем, усмотрев влияние обучения на развитие, они полагали, что это влияние носит автоматический характер. В силу своей широты и многосторонности указанная проблема понималась и как проблема взаимосвязи воспитания и развития (термин воспитание включает и обучение).

Представители классической педагогики Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский последовательно накапливали научные факты, подтверждая и развивая отдельные аспекты проблемы. По Коменскому, главная задача дидактики состоит в том, чтобы раскрыть естественный порядок обучения и на этой основе обеспечить успех воспитания. Песталоцци видел в обучении возможность гармоничного развития ребенка. Концепция обучения Руссо опиралась на естественные потребности ребенка. Дистервег реализовал идею развития умственных сил и способностей детей. Гербарт развил идею воспитывающего обучения. Ушинский видел сущность обучения в вооружении учащихся ценными и полезными знаниями, а также в развитии умственных сил учащихся.

В советское время как педагоги, так и психологи продолжали исследование обусловленности развития учащихся посредством обучения и воспитания (М.А. Данилов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Ю.К. Бабанский). Вместе с тем ученых привлекал социальный или социально-педагогический аспект проблемы, который нашел отражение в понятии всестороннее развитие.

Основоположником современной психологии взаимосвязи обучения и развития является Л.С. Выготский. Он подверг основательному критическому разбору широко известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени решения проблемы обучения и развития. Вместе с тем он сформулировал собственную точку зрения на проблему обучения и умственного развития.

Цель исследования. Целью теоретического исследования в данном реферате является анализ проблемы соотношения воспитания, обучения и развития.

Объект исследования. Объектом теоретического исследования в данном реферате являются процессы: обучение, воспитание и развитие.

Задачи исследования. В соответствии с темой данного реферата, а также его целью, был сформулирован ряд задач:

1. Изучить  специализированную литературу  по дисциплине «Педагогика», на  тему данного реферата «Проблема  соотношения воспитания, обучения, и развития».

2. Теоретически  обосновать понятие и сущность  процессов воспитания, обучения  и развития.

3. Провести  теоретический анализ соотношения  процессов воспитания, обучения  и развития, и выявить проблемы, возникающие в результате данного  соотношения.

4. Подвести  итог результатов выполненной  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Понятие и сущность процессов воспитания, обучения и

развития

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

Процесс обучения представляет собой целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в узком смысле, то есть соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности.

Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.

Обучение призвано комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле относительны и некоторые аспекты их взаимно пересекаются. Например, в понятие «образование» часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности. Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование личностных качеств, мировоззрения, нравственности личности.

Развитие человека - крайне сложный процесс. Оно совершается под влиянием как внешних влияний, так и внутренних сил, которые характерны для человека, как для любого живого и растущего организма. Прежде всего, внешние факторы - это естественная и социальная среда, окружающая человека, а также специальная целенаправленная деятельность, которая формирует у детей определенные качества личности; к внутренним - биологические и наследственные факторы. Факторы, которые влияют на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Биологическая наследственность устанавливает как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что способно делать людей разными, как внешне, так и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, которые заложены в их генетическую программу.

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Проблема соотношения обучения и развития как центральная

проблема педагогической психологии

Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания.

С.Л. Рубинштейн писал, что «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения».

На различных исторических этапах ее решение менялось. Это обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок в понимании сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом процессе. Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин.

Первая состоит в том, что образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений.

Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми образовательные учреждения не успевают, поскольку нельзя постоянно увеличивать сроки общего и профессионального обучения. Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования.

Третья причина обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Если это было действительно так, то никакое обучение не в состоянии было бы преодолеть ограниченные природой возможности того или иного возраста. Выявление соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности.

Четвертая причина связана:

· с признанием приоритета принципа развивающего образования;

· развитием теории личности, позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза (В.Д. Шадриковым введено понятие «онтогенез личности»);

· осмыслением факторов, обусловливающих личностный рост и личностные изменения;

· созданием концепции развивающего обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Основные подходы к решению проблемы соотношения

обучения и развития

Проблема соотношения обучения и развития - одна из центральных тем психологии развития. Решая данную проблему, мы получаем ответы на вопросы: в какой мере социальное окружение человека оказывает влияние на его развитие? Всякое ли обучение развивает ребенка? Затем в соответствии с этим организуется практика педагогического воздействия на подрастающее поколение, практика психологической диагностики и коррекции.

Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.

1. обучение  и развитие являются независимыми  процессами. Обучение - чисто внешний  процесс, который не может активно  влиять на психическое развитие  ребенка. Прежде чем появится  возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные  функции. Развитие предшествует  обучению, следовательно, обучение  просто надстраивается над развитием, и здесь снимается всякий вопрос  о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.;

2. обучение  и развитие - это одно и то  же. Развитие равно обучению. Ребенок  приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью  зависит от той культурной  среды, в которой растет, и его  можно научить всему, что необходимо  взрослому. По мнению У. Джемса, развитие  и обучение - совпадающие по времени  процессы. Ребенок провозглашается  пассивным существом, личностно  не включенным в процесс обучения. Он не субъект, а объект обучения;

3. обучение  идет впереди развития и ведет  его за собой. Развитие и обучение - не совпадающие по времени  процессы, между ними существует  сложная, меняющаяся в течение  жизни взаимозависимость. Этот подход  характерен для культурно-исторической  теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более  широко: как общение, как сотрудничество  ребенка и взрослого, в ходе  которого взрослый помогает открыть  ребенку предметы и способы  их употребления. Обучение есть  планомерная организация развития  ребенка. Обучение - движущая сила  развития, побуждает к развитию  те процессы, которые без него  невозможны. Основная роль обучения - создание возможности овладения  собственным поведением.

Согласно первой точке зрения, высказанной известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемой его школой, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае «идет в хвосте развития», оно как бы надстраивается над созреванием.

Информация о работе Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии